еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Народные избранники Ставрополья попытались скрестить ужа и ежа

  23 сентября очередная законодательная инициатива Думы Ставропольского края была признана их коллегами из Госдумы России несостоятельной и не заслуживающей поддержки. На этот раз речь шла о желании народных избранников Ставрополья так подправить статью 3 Федерального закона №214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», чтобы в ней появилось юридически значимое определение термина «велотерренкур».

 

 

«Сколько можно на одни и те же грабли наступать!»

 

  По правде говоря, после многочисленных неудачных попыток местных энтузиастов ввести в правовое поле нашей страны забавный неологизм «велотерренкур», жители курортного региона КМВ уже свыклись с мыслью о том, что с этой неудачной шуткой (или, как некоторые посчитали, откровенной глупостью) давно покончено. Ну не позволяет действующее природоохранное законодательство этот самый «велосипедный терренкур» ни к элементам дорожной инфраструктуры отнести, ни к способам повышения качества лесных насаждений присобачить.

Не говоря уже о тщетности усилий под видом безобидной пешеходно-велосипедной дорожки проложить в центральной части Бештаугорского заказника нечто, напоминающее по своим параметрам и техническим характеристикам банальный автобан. Зачем в таком случае продолжать фонтанировать идеями, которые ничего, кроме иронической улыбки и сожаления о напрасно растраченном депутатами своего законотворческого потенциала, не способны вызвать?

 

 

  Тем не менее депутатский корпус краевой Думы, не обращая внимание на вполне обоснованную критику, решил ещё раз прогуляться по законодательному полю, позабыв о том, что не слишком внимательные законотворцы могут при этом наступить на обыкновенные грабли.

 

 

  17 мая 2022 года в Госдуму России поступила законодательная инициатива, подготовленная депутатами Думы Ставропольского края. Её содержательная часть была лаконична. Всего-то предлагалось дополнить часть 1 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ словами «велотерренкуры, велосипедные дорожки» и включить в неё подпункт следующего содержания: «Велотерренкур – объект курортной инфраструктуры, предназначенный для движения велосипедистов и пешеходов».

 

 

  Честно говоря, в последнее время с пугающей частотой стала появляться информация о конфликтах, возникающих между велосипедистами и пешеходами при их совместном передвижении по тротуарам и иным участкам ограниченного пространства. Поэтому власти всех городов всерьёз озаботились, как развести эти два потока участников дорожного движения с тем, чтобы каждый из них чувствовал себя комфортно и не создавал другим проблему.

А тут вдруг на законодательном уровне предложили объединить велосипедистов с пешеходами, наивно полагая, что таким образом можно будет повысить качество санаторно-курортного лечения и максимально удовлетворить духовные и иные потребности отдыхающих на курорте граждан.

 

 

Плохому танцору постоянно что-то мешает

 

В пояснительной записке, приложенной к предложенному проекту закона, разработчики особо отметили, что «Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации». По всей видимости, они очень надеялись, что ссылка на ЕАЭС и международные договоры будет способствовать благополучному исходу дела.

 

 

Но более всего народных избранников Ставрополья волновало то обстоятельство, что, по их глубокому убеждению, отсутствие в законодательстве Российской Федерации понятия «велотерренкур» «препятствует эффективной реализации подпрограммы «Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе» государственной программы  Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», утверждённой Постановлением Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №309». Вот так, ни больше, ни меньше.

 

 

Мы-то по своей наивности полагали, что выводить из состава особо охраняемой природной территории порядка 100 га заповедных земель с тем, чтобы затем проложить по ним полноценную асфальтированную дорогу, категорически запрещено законом, и все рассуждения на тему, как обойти нормы закона, являются опасным заблуждением.

Однако, как оказалось, не перевелись ещё люди, считающие, что достаточно ввести в законодательство страны все лишь одно «волшебное» слово – и всё! На существующие законодательные запреты можно будет больше не обращать внимание. Самое грустное в этой истории заключалось в том, что подобные рассуждения прозвучали не из уст малообразованных и безответственных граждан, а озвучили их те, кому народ доверил быть своими избранниками.

 

 

Оговорка по Фрейду

 

Случилось так, что вольно или невольно, возможно, даже от избытка переполнявших их чувств инициаторы законодательной инициативы раскрыли свои истинные намерения. В частности, они поведали, что для проектирования так называемого «Кавминводского велотерренкура» были даже разработаны специальные технические условия, на которые было получено письменное согласование Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации.

И в них чёрным по белому записано, что «велотерренкур устраивается на проезжей части справа по ходу движения». Следовательно, по Кавминводскому велотерренкуру с самого начала предполагалось автомобильное движение, если для велосипедистов и пешеходов специальными техническими условиями определили только правую часть автодороги.

В «Пояснительной записке» так прямо и указано: «Объект «Кавминводский велотерренкур» по своим техническим характеристикам является технологической частью автомобильной дороги». А ещё то, что по своим параметрам (расчётной интенсивности движения, ширины «велотерренкура», наличию асфальтобетонного покрытия) так называемый «Кавминводский велотерренкур» следует отнести к V категории автомобильных дорог.

 

 

В этом образце чиновничьего нормотворчества содержится много перлов, ознакомившись с которыми, любой желающий может получить огромное эстетическое наслаждение. Одно только упоминание о том, что «Кавминводский велотерренкур» предназначен для удовлетворения духовных и иных потребностей туристов, а также указание на то, что его строительство направлено на сохранение, восстановление и развитие курортов Кавказских Минеральных Вод, чего стоит. По всему видно, что над текстом «Пояснительной записки» трудились матёрые законотворцы, знающие, как нужно глаголом жечь сердца людей.

 

 

Несмотря на уверенность в своей правоте и надежду на относительно лёгкое превращение законодательной инициативы в норму закона народных избранников Ставропольского края ждало очередное фиаско. Это стало понятно, когда 21 июня 2021 года в Госдуму поступили отзывы на внесённый проект.

 

 

Все отзывы оказались отрицательными

 

В частности, в отзыве Комитета Госдумы по бюджету и налогам сказано, что, устанавливая в части 1 статьи 3 перечень объектов курортной инфраструктуры, Федеральный закон №214-ФЗ не определяет содержание данных объектов как понятий, поскольку эти вопросы не являются предметом его регулирования. В переводе на более понятный язык это означало, что ставропольские законодатели предложили произвести действия, очень похожие на прикрепление седла к корове. Внешне это выглядело довольно оригинально. Однако никакого практического значения подобного рода действия не имели и иметь не могли. 

 

 

Не менее категоричным был отзыв Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В нём было записано, что срок действия эксперимента, установленного Федеральным законом №214-ФЗ, истекает 31 декабря 2022 года. Поэтому внесение изменений в Закон за полгода до окончания срока его действия, а также до выявления экономической эффективности такого способа развития курортной инфраструктуры является преждевременным.

 

 

Вне всякого сомнения, авторов законодательной инициативы должен был огорчить и отзыв Правового управления аппарата Совфеда. Прежде всего тем, что юристы из Совфеда обратили внимание разработчиков проекта на тот факт, что автомобильные дороги не являются объектами курортной инфраструктуры. Они даже привели определение понятия «автодорога»,  данное в Федеральном законе №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Сослались они также и на Правила дорожного движения, которые определяют «велосипедную дорожку» как «конструктивно отделённые от проезжей части и тротуара элементы дороги». Кроме того, они указали, что терренкур является одной из форм лечебной физкультуры и относится к медицинским услугам. Поэтому как вписать «велотерренкур» в перечень медицинских услуг, для них так и осталась загадкой.

 

 

Весьма своеобразно на внесённый законопроект отреагировало Правовое управление Госдумы. С одной стороны, оно пришло к выводу, что велотерренкур является одним из видов терренкура как более общего понятия, поэтому необходимость специального выделения велотерренкура в Федеральном законе вызывает сомнение. Но тут же на всякий случай порекомендовало разработчикам получить на законопроект заключение Правительства Российской Федерации.

 

 

Неудивительно поэтому, что, проанализировав все поступившие отзывы и заключения на разработанный ставропольчанами законопроект, Совет законодателей пришёл к единственно правильному решению, а именно: «Рекомендовать не вносить проект законодательной инициативы в Государственную Думу по основаниям, указанным в заключении комиссии Совета законодателей к проекту законодательной инициативы».

 

 

Вполне вероятно, что после очередной порции своеобразного холодного душа у народных избранников Ставропольского края исчезнет желание поупражняться на участках законодательного поля, где надобность в подобного рода действиях напрочь отсутствует. И у них появится возможность направить свой законотворческий энтузиазм на решение более важных и нужных задач.

 

Комментарии ()

  1. Ирина 05 ноября 2022, 07:40 # 0
    Велотерренкур — очевидное зло для экологии региона, комфорта большой части отдыхающих и приехавших на лечение граждан. Даже для спортсменов отдельные участки велотерренкура, известного нам, местным жителям, плана, окажутся опасными. Кстати, не удаётся добиться официального опубликования этого плана, его обсуждения. Известны смутные направления и участки, например по территории г.Бештау. План, не только территории прохождения, объекта строительства пугает своими масштабами (шириной).