еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Между Болотной и Манежной (№ 34 (141) от 28 августа 2012 г.)

Первое заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, который возглавил сам В.В. Путин, прошло в Саранске 24 августа с.г. и обошлось без представителей Ставропольского края.
Наших нет
Администрация Президента ограничилась включением В.Г. Зеренкова и Митрополита Ставропольского Кирилла в Совет по делам казачества, который тоже при Президенте, но под руководством полпреда Президента в Центральном федеральном округе А. Беглова.
Наше глубокое убеждение, что по остроте межнациональных проблем Ставрополье, находящееся в «розе ветров» межнациональных отношений на Северном Кавказе, должно иметь представительство в обоих советах, а его эмиссары – входить в большинство рабочих групп. Особенно в рабочую группу по подготовке стратегии межнациональных отношений в России.
На этот раз она должна быть подготовлена по поручению Президента к декабрю сего года. В 2005 году Владимир Путин уже давал поручение подготовить обновлённую Концепцию государственной национальной политики России, но оно выполнено не было. А тем временем в российских городах вспыхивали многочисленные конфликты, которым местные испуганные чиновники давали определения бытовых, хотя по всем параметрам они носят межнациональную подоплёку.
Как отразятся проблемы Северного Кавказа и Ставрополья в новой стратегии, покажет время, но проблема стремительной дерусификации национальных республик, а теперь уже и Ставропольского края, перезрела. Кроме того, анклавизация этих республик противоречит самой идее становления в России гражданской нации, идею которой старательно внедряют в сознание населения последние 10-15 лет.
Вместо министерства – Совет
Ностальгия по бывшему федеральному министерству по делам национальностей, исходящая из ряда национальных республик, не дала материализованного результата, так как встретила непонимание со стороны вице-премьера Правительства РФ Д. Козака, ответственного как раз за межнациональные отношения. По его настоянию ограничились, с точки зрения финансирования, созданием Совета, хотя объём его работы, если она будет адекватна проблеме, может потянуть на работу полноценного министерства.
Мордва и Россия – навек!
Перед началом заседания Совета глава государства принял участие в праздничных мероприятиях, посвящённых 1000-летию единения мордовского народа с народами российского государства. Но если быть не настолько политкорректным, то народы Мордвы – эрзя и мокша заявили о своём подданстве русскому царю, т.е. воссоединились прежде всего с русским народом под единым скипетром.
Хотели услышать, но...
По большому счёту за праздничной риторикой ничего принципиально нового из уст Президента РФ на Совете не прозвучало.
Признав на словах накануне собственный выборов государствообразующую роль русского народа, В. Путин больше этот тезис не озвучивал, не говоря уже о введении этого существенного прилагательного в нормативную базу России.
Вместо этого Президентом России введено понятие о «...скрепляющей роли русского языка, русского народа, его великой культуры...», хотя клей, скрепки и более серьёзные крепёжные устройства вряд ли могут претендовать на роль фундамента.
Уклоняясь даже не от решения проблем межнациональных противоречий в России, а от адекватного формулирования этих проблем, связанных с далеко не совершенным устройством современной российской государственности, высшая власть в лице Президента предложила рассмотреть ряд виновников роста межнациональной напряжённости. Причём в случаях, которые уже невозможно замолчать, пройти мимо или стереть при помощи хитроумных политтехнологических комбинаций.
Кто виноват
Итак, Президент сказал: «...Мы видим, что зачастую в основе возникающих конфликтов на этнической, казалось бы, почве лежит совсем другое – недоверие граждан к органам власти и управления. Известные события в Кондопоге, Сагре, на Манежной площади в Москве – это, прежде всего результат бездействия правоохранительных органов и безответственности чиновников. Коррупция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить интересы людей становятся питательной базой и почвой для межнациональных столкновений и напряжённости, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан конкретным фактом несправедливости в форму межэтнического конфликта...».
Теперь дело осталось за тем, как к этой справедливой и жёсткой формулировке первого лица страны найти приводной ремень управленческих решений, которые должны принимать некоррумпированные чиновники, честные и активные полицейские, и непредвзятые представители госорганов на местах.
По мнению В. Путина, методы совершенствования межнациональных отношений «...должны стать приоритетными в работе всех уровней власти и в огромной степени – муниципальных. Именно на местном уровне, в конкретных городах, деревнях, посёлках возникает абсолютное большинство потенциально конфликтных ситуаций и проблем. И именно здесь их можно и нужно эффективно решать, а ещё лучше – своевременно адекватно реагировать на них, предотвращать их...».
Что сделаем
Ну что же, попробуем сразу в этом месте речи Президента России взять местный Грачёвский районный муниципалитет за овцеводческие рога.
На наши публикации о совершённом убийстве местного фермера пришлым чабаном из Дагестана в п. Октябрь Сергиевского муниципального образования ответил глава полицейского ведомства края, заместитель краевого прокурора.
А вот на неудобные вопросы об экономической составляющей деятельности обитателей местных кошар в районе ни его глава, ни глава Сергиевского муниципального образования не ответили. А ведь эта деятельность под прикрытием местных муниципалов и может стать причиной полномасштабного межнационального конфликта, суть которого лежит во владении землёй и платы за неё.
И таких ситуаций, когда может вспыхнуть земельный конфликт с межнациональным вектором, в крае не один десяток. О них мы ещё напишем, потому что подобные письма постоянно приходят в редакцию.
Мы не может принять за ответ хвалебный репортаж в одной из местных газет с заседания Этнического совета при губернаторе края, где Грачёвский район описывается как оазис межнационального согласия.
Мы утверждаем, что это не так.
Но пока обращаемся к губернатору края В. Зеренкову с просьбой направить комплексную комиссию в Грачёвский район для проверки поступлений в местную казну платежей от эксплуатации кошар и земельных участков под выпас, а также платежей владельцам земельных паев от овцеводческой и скотоводческой деятельности, производимых на их землях.
Почему к нам?
Результаты работы такой комиссии мы опубликуем, чтобы предотвратить обвинения жителей края в ксенофобии и шовинизме, огульно звучащие из уст некоторых московских и местных правозащитников. И тогда мы получим объективное объяснение того факта, что жители одних северокавказских республик в единичных случаях переезжают на ПМЖ в соседние, а вот на терртиорию «ксенофобского» Ставрополья переселяются десятками тысяч. Причём со своим укладом и менталитетом, зачастую далеко не комфортным для старожильческого населения.
Наверное, нет нужды утверждать, что казачьими патрулями подобные проблемы не решаются.
Своеобразным примером непростой межэтнической ситуации может служить недавний случай стрельбы по людям группы молодых людей на Южном рынке.
СМИ поспешили раструбить, что это дело рук некой экстремистской славянской группировки «Белые медведи».
Но собранная по крупицам информация говорит о другом. На Южном рынке, принадлежащем высокопоставленным владельцам из Кабардино-Балкарии (судя по СМИ, семье самого президента республики), сложилась конфликтная ситуация между торговцами, относящимися к разным этническим группам.
Кто должен, наравне с правоохранителями и администрацией города, нести ответственность за случившиеся? Убеждены: администрация рынка в той же мере, потому что у неё есть охранные структуры, в обязанность которых входит поддержание порядка на Южном.
Версию хозяев рынка о случившемся на Южном мы готовы опубликовать в «Ставропольском Репортёре» до того, как выйдет официальная информация из полиции и результаты нашего журналистского расследования.
Из такой повседневной работы и складывается та система, которую мы называем профилактикой межнациональных противоречий.
Поделимся опытом
У Ставрополья есть богатейший опыт существования в системе координат, когда от советского опыта сосуществования остаются добрые воспоминания, а современная система взаимоотношений с соседями принимает различные формы взаимодействия разных культур, которые требуют административного регулирования. И этим опытом край должен обязательно поделиться в ходе деятельности рабочих групп при Совете.
Мы ещё не раз вернёмся к важнейшей для страны теме государственной работы в области межнациональных проблем. Но один вопрос не даёт покоя. Как можно заниматься урегулированием всего спектра национальных проблем – от процессов миграции до выпуска учебников на родном языке, если запись о национальной принадлежности исчезла из паспортов и свидетельств о рождении, а также из статистических материалов миграционной службы.
Ведь не имея этих данных, говорить о процессах в области межнациональных отношений просто некорректно. Если прерогатива учёта таких данных остаётся только за национальными республиками, где наблюдается этническое квотирование при занятии всяких должностей, то как должны поступать заинтересованные службы в краях и областях?
К сожалению, на этот вопрос аргументированного ответа не получено, как, впрочем, и на многие другие из сложной и деликатной области межнациональных отношений.
Ну что же, за первым заседанием Совет будут проводиться и следующие...
Сергей ПОПОВ

Комментарии ()