еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

В этот край курортный только «Самолётом» можно залететь

В 20-х числах декабря прошлого года Краснодарский край облетело известие о намерении московской девелоперской компании «Самолёт» построить на территории Таманского полуострова суперсовременный курорт. Да не просто курорт, а курорт-миллионник, в котором в комфортных условиях смогли бы проживать от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

 Для Кубани, которая в настоящее время и так страдает от перенаселения, испытывая при этом серьёзные неудобства от сопутствующих процессу урбанизации проблем, таких, например, как запредельная стоимость квадратного метра в новостройках и непрекращающиеся скандалы с утилизацией огромного количества образующихся твёрдых бытовых отходов, подобного рода новость не могла пройти незамеченной.

Поэтому в СМИ сразу же разгорелась полемика, в которой сторонники и противники превращения живущей размеренной жизнью и утопающей в бескрайних виноградниках Тамани приводили свои аргументы, рисуя перспективу развития полуострова. Разумеется, у одних она получалась сплошь в розовых тонах, а у других преобладали мрачные полутона.

 

 

Летайте «Самолётом» из Красногорска

 

 Чтобы хотя бы немного прояснить ситуацию, некоторые инициативные граждане сумели разыскать некоторую информацию о потенциальном застройщике побережья Таманского полуострова, одно заявление которого о своих намерениях наделало столько шума не только по всему Краснодарскому краю, но и далеко за его пределами.

 Выяснилось, в частности, что ПАО «Группа компаний «Самолёт»» было зарегистрировано в подмосковном Красногорске летом 2018 года. За пять лет своего существования компания, уставной капитал которой составляет 1,5 млрд рублей, а в её штате по состоянию на 1 января 2023 года числились 15 сотрудников, сумела прочно обосноваться в топ-5 застройщиков России по объёму текущего строительства.

Свою деятельность ПАО ГК «Самолёт» успешно осуществляет на территории Московской области, Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, а также в Ленинградской и Ростовской областях. По итогам прошлого года красногорский «Самолёт» сумел заработать 19,2 млрд рублей, показав при этом фантастическую прибыль в размере 7,5 млрд рублей. Но это ещё ничего. Годом ранее выручка компании составила всего 1,6 млрд рублей, что не помешало ей получить чистую прибыль, превышающую 2,3 млрд рублей.

Как такое возможно, не берётся объяснить ни один нобелевский лауреат по экономике. Но если такие показатели фигурируют в официальной отчётности и не вызывают удивление у сотрудников налоговой инспекции, значит, мы имеем дело с удивительной компанией, способной преподнести любой сюрприз. В том числе в виде построенного на песчаных пляжах Таманского полуострова города-миллионника.

 

 

 

Курорт и мегаполис – вещи несовместимые

 

 ПАО ГК «Самолёт» уже неоднократно заявляло о своих намерениях приступить к возведению курорта-мегаполиса уже в 2024 году. С этой целью девелопер прикупил в границах посёлков Батарейка, Ильич и Приазовский, а также по соседству с ними несколько земельных участков, общая площадь которых составляет три тысячи гектаров.

На этой территории предполагается возвести жилой комплекс, в котором могли бы комфортно разместиться от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Разумеется, как и любому другому городу, потребуется построить огромное количество объектов социальной инфраструктуры. Что самое интересное, в качестве градообразующих объектов в новом городе-курорте фигурируют вовсе не санатории, пансионаты и дома отдыха, как это логично было бы предположить. Эта роль отводится университету, IT-парку, спортивнову, медицинскому и бизнес-кластерам.

 Но, чтобы уж совсем не уходить от заявленной курортной направленности, вдоль всего побережья Динского залива решено обустроить пляжи, а на небольшом удалении от них построить гостиницы категории «3–4 звезды», которые будут работать по системе «всё включено».

 Чтобы понять, насколько реалистичным выглядит нарисованный «Самолётом» проект, достаточно всего лишь сравнить заявленные им параметры с теми, которые на протяжении как минимум двух столетий складывались на действующих курортах.

К примеру, в том же городе-курорте Пятигорске, площадь которого составляет порядка 10 тысяч гектаров,  официально проживают примерно 230 тысяч человек. Сказать, что для курортной местности это недопустимо высокая плотность населения, значит не сказать ничего вовсе. Особенно если взять за образец для подражания европейские Баден-Баден или Карловы Вары, где на сопоставимой с Пятигорском территории проживают не более 60 тысяч местного населения.

А теперь попытайтесь представить себе, как будет выглядеть новый «курортный» город, где собираются поселить в 2-4 раза больше жителей, чем в Пятигорске, разместив их на участке, в 3,5 раза меньшем, чем площадь столицы СКФО. По скученности населения Чикаго и Мехико могут отдыхать.

Но их ведь никто и никогда не относил к категории курортных городов. А в данном случае изначально собираются обустроить якобы курортную территорию, жители которой должны будут чувствовать себя, как шпроты в консервной банке. Здесь явно что-то недоговаривают, и, вполне очевидно,  имеется какой-то подвох.

 Не исключено, что это банальное строительство дорогостоящих жилых комплексов, которые, как следует из отчётных данных, приносят колоссальную прибыль девелоперу. А вся эта история с курортной тематикой – не более чем отвлекающий маневр и дымовая завеса, позволяющая внедриться на привлекательную территорию.

 

 

«Птичку жалко!»

 

 Хорошо известно, что в настоящее время свободных и удобных, с точки зрения застройщика, территорий    практически не осталось. Поэтому инвесторы всё чаще засматриваются на территории с особым природоохранным статусом,  имеющие установленные законом ограничения на использование их в качестве строительных площадок.

 Для жителей курортного региона Кавказских Минеральных Вод это не новость. Здесь в последние годы не прекращаются скандалы с попытками застроить коммерческими объектами, и прежде всего, жилыми домами охранные зоны федеральных курортов.

 Как это не может показаться странным, но тот проект, который страстно желает реализовать ПАО ГК «Самолёт» на Тамани, тоже ущемляет охраняемые государством права особо охраняемых природных территорий. Мегаполис-курорт планируют разместить частично в пределах границ ООПТ регионального значения – зоологического заказника «Запорожско-Таврический».

 А в текущем году минприроды Краснодарского края запланировало создание ещё одной ООПТ – комплекс «Таманский», где предполагается сохранить пока ещё уцелевшие уникальные участки кубанских степей. По иронии судьбы, часть территории, которой ещё не успели придать особый природоохранный статус, также попадает в зону предполагаемой массовой застройки.

 Что интересно, оба этих заказника (и действующий, и проектируемый) являются местами гнездования, пролёта и зимовки нескольких десятков видов птиц. Всего же в заказнике экологи насчитали 39 краснокнижных видов птиц.

Поэтому экоактивисты из «Экологической вахты по Северному Кавказу» всерьёз опасаются, что Таманский полуостров в случае строительства на его территории города-курорта с миллионным населением может повторить печальную судьбу Имеретийской долины. Там тоже при строительстве объектов, предназначенных для проведения Олимпиады-2014, была практически утрачена территория, имевшая ценнейшее орнитологическое значение.

По мнению экозащитников, потеря сразу двух площадок, играющих важную роль при миграции большого количества видов птиц, может нанести им колоссальный ущерб. После чего единственное, что останется, так это вслед за Шуриком из полюбившейся всем кинокомедии «Кавказская пленница» повторять его крылатую фразу: «Птичку жалко!»

 

 

У энтузиастов мысли сходятся

 

 Если сравнивать те события, которые в настоящее время разворачиваются на Таманском полуострове, и те, что происходили и продолжают происходить на курортах Кавказских Минеральных Вод, можно без особого труда выявить некие закономерности, характерные как для той, так и для другой территории.

После того как крупнейшая в России девелоперская компания заявила о своих намерениях построить на заповедных землях Тамани город-миллионник, зарегистрированная в Краснодаре фирма «АВА-групп» решила переместить свои стройплощадки в другой регион. И более подходящего места, чем намечаемая к строительству  в зоне питания и формирования кисловодского нарзана «Солнечная долина», она не смогла найти.

В обоих проектах курортная составляющая выглядит не очень убедительно. Наиболее вероятным объяснением повышенного притяжения таманского и кисловодского земельных участков может быть стремление инвесторов получить солидную маржу на строительстве жилых домов, в чём они прежде неплохо преуспели.

 Есть ещё одно обстоятельство, которое объединяет оба названных проекта. И для Кисловодска, и для населённых пунктов, размещённых на Таманском полуострове, огромной проблемой является утилизация коммунальных отходов. Причём как жидких, так и твёрдых.

Ближайшая к проектируемому на Тамани мегаполису-курорту свалка ТБО расположена неподалёку от Темрюка в двух километрах от станицы Голубицкой и побережья Азовского моря. Правда, в настоящее время она переполнена, и, по мнению местных жителей, сложившаяся вокруг неё ситуация может характеризоваться как экологическая катастрофа.

Куда направят сотни тысяч тонн коммунальных отходов – не известно. Поблизости нет (и в ближайшей перспективе не предвидится) ни мусоросортировочных, ни мусороперерабатывающих, ни мусоросжигающих заводов. История с утилизацией хозфекальных отходов ещё более туманна. Разве что проложить канализационный коллектор подальше в море в надежде на то, что природа сама решит созданную человеком проблему. Но этот проект настолько несерьёзен, что о нём не стоит даже говорить. Правда, иных более экологичных проектов пока ещё никто не предложил.

 Даже этот далеко не полный перечень проблем, порождаемых строительством крупного города на берегу Азовского моря, показывает, что суммарный негативный эффект от реализации предложенного проекта многократно превосходит ожидаемый положительный результат. Такой вывод справедлив в отношении уникальной природы Таманского полуострова и прибрежной полосы Азовского моря, в отношении людей, проживающих на данной территории, в отношении бюджета Краснодарского края, которому придётся регулярно изыскивать немалые денежные средства на подчисту хвостов, оставленных инвестором. Единственный, кто при любом раскладе может оказаться в шоколаде и с солидной прибылью, – застройщик.

 Так стоит ли ради удовольствия одного ставить под угрозу интересы многих? Но вполне может случиться и так, как это в 2007 году произошло в Минеральных Водах. Тогда тоже местные власти нашли инвестора, пожелавшего построить город-спутник с населением порядка 200 тысяч человек. История получилась мутная и полукриминальная. В результате никакого города-спутника так и не появилось. А то, что произошло некое перераспределение денежных средств между инвестором, чиновниками и посредниками, - уже совершенно иная история, никак не ухудшающая экологическую ситуацию на данной территории.

 Не исключено, что и с курортом-мегаполисом все обернётся точно таким же образом.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                   Максим СОТНИКОВ

Комментарии ()