еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

«Союзнапитки» испытал неловкость момента

Фото автора

Люди старшего поколения прекрасно помнят, как в условиях плановой экономики происходило управление народным хозяйством страны. Государство само определяло, сколько и чего производить, где и что строить. А непосредственное управление в каждой отдельно взятой сфере экономики и контроль за выполнением намеченных планов возлагались на отраслевые министерства.

В условиях демократических преобразований роль государства изменилась. Теперь оно, т. е. государство, отвечало лишь за создание максимально благоприятных условий для самостоятельного развития предприятий и целых отраслей. В остальном каждое конкретное предприятие могло принимать решение самостоятельно, ориентируясь, по большей части, на свои потенциальные возможности и потребности рынка.

 

Авиатора сменил переработчик макулатуры

 

На этом фоне особую роль стали играть всевозможные отраслевые объединения, ассоциации и союзы. Это были, как правило, некоммерческие организации, членство в которых предусматривалось на добровольной основе. Никакого непосредственного отношения к аппарату госуправления такие союзы и ассоциации не имели. Вместе с тем они обладали способностью оказывать заметное влияние на те решения, которые принимались органами государственной власти.

Одним из таких отраслевых объединений, уже более двух десятилетий демонстрирующим свои специфические подходы к повышению качества производимых в нашей стране соков, безалкогольных напитков, а также питьевых и минеральных вод, является Союз производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки). Данное творческое объединение было образовано в 2002 году и первоначально называлось Союзом производителей безалкогольных напитков.

Это может показаться странным, но его отцами-основателями выступили дочерние структуры крупных транснациональных компаний (таких, как «Пепси-Кола» и «Кока-Кола»), а также их единомышленники. Но ещё более странным можно считать то обстоятельство, что с момента зарождения Союзнапитки возглавляли персонажи, не имеющие никакого отношения к бутилированию минеральных вод, а также производству соков и безалкогольных напитков.

Если обратиться к аналогичным отраслевым объединениям, то нетрудно заметить, что руководят ими профессионалы. Вот, например, председателем Российского зернового союза является Аркадий Злочевский, имеющий квалификацию «Управляющий агробизнесом»; Национальный союз производителей молока возглавляет Артём Белов, получивший опыт работы в Минсельхозе России и награждённый серебряной медалью «За вклад в развитие агропромышленного комплекса»; Союзом российских пивоваров руководит Даниил Бриман, являющийся генеральным директором ООО «Суздальский пивовар».

В отличие от этих серьёзных и уважаемых объединений Союзнапитки не первых порах возглавлял выпускник Московского авиационного института Дмитрий Петров. На смену ему в 2017 году пришёл Максим Новиков, до этого занимавший пост президента Лиги переработчиков макулатуры. Разумеется, такой творческий подход не мог не отразиться на качестве работы данного отраслевого объединения.

 

Союзнапитки не заметил потери бойца

Из размещённой на сайте Союзнапитки информации можно узнать, что в настоящее время в него входят 75 компаний, выпускающих порядка 70% соковой продукции, упакованной воды и безалкогольных напитков. Не все готовы согласиться с подобным утверждением. Но это уже вопрос к тем, кто производил подсчёты. Вот, например, в той части представленной на сайте информации, где перечислены все члены Союзнапитки, удалось обнаружить только 66 компаний. Не исключено, что и с определением доли рынка производимой продукции поступили аналогичным образом.

Примечательно, что из нескольких десятков предприятий, осуществляющих промышленный розлив минеральной воды в регионе КМВ, своё желание стать полноправными членами Союза производителей соков, воды и напитков в разное время изъявили только лишь ООО «Кавмининтер», АО «Нарзан», ООО «Холдинг Аква», ООО «Холод-Розлив».

Вполне возможно, что руководство остальных компаний не убедили слова о «консолидации Союзом общих усилий по формированию нормативно-правовых условий для обеспечения деятельности членов Союза путём поддержки производства и продажи высококачественных продуктов».

О том, как Союзнапитки исполняет данное им обещание поддерживать своих членов, можно проиллюстрировать на примере одного события, случившегося 25 января текущего года.

После затянувшегося подготовительного периода Федеральное агентство по недропользованию приняло неожиданное для многих решение о досрочном прекращении права пользования по лицензии СТВ 00428 МЭ, выданной ООО «Кавмининтер» на добычу минеральной воды из скважины № 72 Змейкинского месторождения.

 Не все гидрогеологи посчитали убедительной аргументацию Роснедра, утверждавшего, что «возникла непосредственная угроза жизни или здоровью людей при осуществлении пользования недрами». В сложившейся ситуации ООО «Кавмининтер», как никогда, нуждалось в поддержке и оказании квалифицированной помощи. И то, и другое при желании мог бы оказать отраслевой союз. По крайней мере, направить несколько запросов (в те же Роснедра, Росприроднадзор, Ростехнадзор) с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию для него не представляло никакой сложности. Но этого не произошло.

Ввязываться в драку и защищать своего собрата руководство Союзнапитки не пожелало. А может быть, оно до настоящего времени пребывает в неведении о произошедшем? Подумаешь, возникла серьёзная проблема на каком-то небольшом предприятии. В целом-то ситуация в отрасли благополучная. Так что не стоит отвлекаться по мелочам.

О специфической манере выстраивания Союзнапитками взаимоотношений со своими членами можно судить ещё и вот по какому эпизоду. 26 декабря 2016 года в Арбитражный суд Ставропольского края поступило исковое заявление Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, в котором содержалось требование взыскать с АО «Нарзан» задолженность по уплате членских взносов в размере 1 305 000 рублей и неустойку в размере 116 281 рубль 95 копеек.

 Спустя два месяца стороны пришли к мировому соглашению, согласно которому, АО «Нарзан» перечислило Союзнапитки 1,2 млн рублей несвоевременно уплаченных членских взносов, 58 140 рублей неустойки и 12 790 рублей 50 копеек понесённых истцом судебных расходов. После чего взаимоотношения между Союзнапитки и АО «Нарзан» вернулись в прежнее русло, и стороны больше не предъявляли друг к другу претензий.

Никакой иной информации о «заботе» Союза производителей соков, воды и напитков о входящих в его состав компаниях, работающих на территории Кавминвод, обнаружить не удалось.

 

Такие специалисты нам больше не нужны?

Ещё одно знаковое событие, имеющее непосредственное отношение к Союзнапиткам, произошло 31 декабря 2023 года. В этот день завершился стартовавший 13 октября прошлого года процесс выхода из состава членов Союза ООО «ПепсиКо Холдингс», ООО «Мултон партнерс» (прежде оно называлось ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») и АО «ВБД напитки». Кроме всего прочего, была прекращена их работа в правлении Союза, профильных комитетах и экспертных группах.

В появившемся вслед за этим информационном сообщении особо оговаривалось, что никто никого не принуждал выходить из состава Союза. Просто, как заявил президент Союзнапитки Максим Новиков, «… накопившиеся противоречия по ряду индустриальных вопросов не позволяют продолжить дальнейшее сотрудничество».

 После чего последовало его разъяснение о сохранении Союзнапитками статуса крупнейшего отраслевого объединения на рынке соков, воды и напитков. А это, по мнению господина Новикова, даёт все основания Союзнапиткам «продолжать активную работу с органами исполнительной власти и экспертным сообществом по ключевым вопросам, касающимся индустрии напитков».

Когда речь заходит о взаимодействии Союзнапитки с органами исполнительной власти, всегда вспоминается один забавный эпизод, имевший место в далёком 2013 году. Тогда Федеральная антимонопольная служба России решила оспорить в судебном порядке принятый Законодательным собранием Краснодарского края закон Краснодарского края от 4 июня 2012 года № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков».

 Основным аргументом антимонопольщиков было их утверждение о том, что принятый на Кубани закон создаёт необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. В свою очередь депутаты Заксобрания настаивали на правильности и своевременности принятого ими решения, т.к. имевшиеся в их распоряжении данные доказывали, что употребление безалкогольных и слабоалкогольных напитков преимущественно молодёжью ведёт к их зависимости и служит причиной возникновения психических расстройств.

То судебное рассмотрение длилось один год, один  месяц и один день и закончилось полной победой Заксобрания Краснодарского края. Все судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела, признали, что забота о здоровье молодых россиян намного важнее прибыли производителей тонизирующих напитков. ФАС России не помогло даже обращение в Высший арбитражный суд России, который отказался передавать дело в Президиум ВАС России для его пересмотра в порядке надзора.

В этом судебном разбирательстве в качестве третьего лица, не заявляющего отдельных требований, участвовал также Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод. Позиция Союза сводилась к полной поддержке бесконтрольной реализации тонизирующих напитков. По его мнению, принятые законодателями Кубани ограничения якобы «нарушают права неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствуют нормам федерального законодательства». Именно так, ни больше и ни меньше.

Но руководство Союзнапитки не остановилось на этом, продолжая и дальше доказывать безопасность употребления молодёжью тонизирующих напитков. В частности, в октябре 2015 года отраслевой союз провёл совместно с московской торгово-промышленной палатой круглый стол. Как и ожидалось, все сошлись во мнении, что риск причинения вреда здоровью от употребления энергетиков не превышает вреда от выпитой чашки кофе.

Когда и это не помогло, руководство Союзнапитки пошло на отчаянный шаг. В июне 2021 года президент Союза Максим Новиков отрапортовал о подписании всеми участниками отраслевого объединения некоего «Кодекса ответственного производителя безалкогольных тонизирующих напитков». По всему чувствовалось, что отказываться от защиты интересов производителей энергетиков руководство Союзнапитки не собирается ни при каких обстоятельствах.

Возможным объяснением такого прискорбного факта может служить информация о том, что самыми крупными производителями безалкогольных энергетических напитков в нашей стране до недавнего времени были именно ООО «ПепсиКо Холдингс» и ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», которые являлись также самыми активными членами Союза производителей соков, воды и напитков.

Возможно, что с их уходом с отечественного рынка произойдут изменения и в поведении руководства Союзнапитки. Правда, пока что верится в это с трудом. И последние события с одним из членов отраслевого союза (теперь уже бывшим) могут служить тому подтверждением.

 

 

 

Максим СОТНИКОВ

Комментарии ()