еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Необычные проявления партнёрства

Объективности ради следует признать, что в последние годы, пожалуй, только ленивый не говорил о необходимости развития на Кавказских Минеральных Водах государственно-частного партнёрства (ГЧП). Всевозможные эксперты и экономически подкованные специалисты до хрипоты в голосе пытались доказать, что с помощью такого эффективного механизма можно будет буквально за несколько лет решить все проблемы курортного региона. Прежде всего, их взоры были обращены в сторону находящихся в государственной собственности санаторных объектов, состояние которых, в силу непонятных причин, никак нельзя было назвать образцом для подражания частных инвесторов. Но если бы к государственной собственности удалось подключить частную инициативу и частный капитал, то, как считают энтузиасты продвижения ГЧП, ситуацию можно было бы изменить до неузнаваемости. Понятное дело, в лучшую сторону. И тогда собственники других санаторных комплексов, испытывая чувство неловкости за неряшливый вид своих объектов, выглядящих малопривлекательными на фоне обновлённой курортной госсобственности, должны будут непременно включиться в соцсоревнование по модернизации частных здравниц и благоустройству прилегающих к ним территорий.

 

 

Кавминводская аномалия

 

Как часто это бывает в жизни, все то, что легко и просто описывается словами и красиво излагается на бумаге, не всегда имеет шанс быть реализованным на практике.  Вернее сказать, может быть где-то там, высоко в горах, но не в нашем районе, подобная схема взаимодействия государства и частного бизнеса приносит положительный результат и обоюдное удовлетворение. Только вот, когда речь заходит о курортном регионе КМВ, то здесь попытки соединить госсобственность и частную инициативу нередко приводили к неожиданным результатам, способными поразить воображение любого продвинутого экономиста. Создаётся такое впечатление, что впору говорить о наличии некой кавминводской аномально-экономической зоне. Достаточно вспомнить долгоиграющую историю с национализацией скважин, из которых добывается минеральная вода, и попытки (пока не совсем успешные) вернуть государству санаторно-курортные объекты, которые ранее само государство передало профсоюзам, а те на возмездной основе передали их в частные руки.

Разговоры о частно-государственном партнёрстве в санаторно-курортной сфере, сразу же переключают сознание на бурные обсуждения данной темы, происходившие во время заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов. Во время этого мероприятия, состоявшегося в алтайской Белокурихе 26 августа 2016 года, его участники смогли убедить главу государства в необходимости использования инструментов концессии для повышения эффективности работы находящихся в госсобственности санаториев.

В перечне поручений, данных президентом по итогам заседания президиума Госсовета, под № 2 значилась разработка плана мероприятий по стимулированию привлечения частных инвестиций в развитие санаторно-курортной отрасли России. Ответственным исполнителям (правительству РФ и органам исполнительной власти регионов) надлежало до 1 декабря 2016 года представить соображения на данную тему. С тех пор прошло почти 7 лет, а реальных подвижек на ниве развития ГЧП в санаторно-курортной сфере не наблюдается. Но, что самое интересное, никто из исполнителей президентского поручения не то, чтобы не был наказан, но даже не испытал угрызений совести за невыполненную работу.

В начале 2018 года шло обсуждение   идеи создания в регионе масштабного медицинского кластера. Проект Кавминводского инновационного медкластера даже включили в госпрограмму РФ по развитию СКФО до 2025 года. Отдельно оговаривалось, что медкластер будет создан на основе государственно-частного партнёрства. В целом, объём инвестиций в проект оценивался в 162,1 миллиарда рублей, из которых 40 миллиардов — бюджетные средства, а остальное – деньги частных инвесторов.

По прошествии 5 лет можно смело говорить о том, что проект Кавминводского медкластера оказался мертворождённой идеей. Единственным напоминанием о нём продолжают служить непрекращающиеся судебные разборки, в рамках которых сначала КРСК, а затем «Кавказ.РФ» пытаются вернуть в казну порядка 800 млн рублей, потраченных на разработку проектно-сметной документации медкластера.

 

 

Надо аккуратно с этим обращаться

 

В мае текущего года своими соображениями на тему использования механизма государственно-частного партнёрства при реконструкции санаториев на КМВ, поделился замглавы Минэкономразвития Сергей Назаров. Об этом он заявил на полях первой Кавказской инвестиционной выставки, проходившей на площадке Минводы Экспо. «Мы в рамках тех объектов, которые находятся в федеральной собственности, рассматриваем вместе с Росимуществом вопрос по более активной приватизации. Есть хорошие примеры государственно-частного партнёрства, где инвестору будет выгодно брать на себя такие обязательства», — заверил собравшихся господин Назаров. А когда его попросили привести пример удачного ГЧП на Кавминводах, то он с трудом смог вспомнить только один – реконструкцию санатория «Кисловодск».

Ну, а дальше заместитель руководителя главного экономического ведомства страны, который, ко всему прочему, в настоящее время курирует также процесс развития бальнеологических курортов Кавминвод, поведал о сложившейся в санаторно-курортной сфере плачевной ситуации. По его информации, 12 тысячам из имеющихся 31 тысячи санаторного коечного фонда требуется реконструкция. Чтобы справиться с растущим турпотоком, до 2030 года, т. е. за оставшиеся 7 лет, необходимо в 2 раза увеличить количество мест размещения. Но, так как предпосылок для решения такой масштабной задачи не имеется, остаётся единственная надежда на привлечение частного капитала.

Не исключено, что Назаров сумел-таки ознакомиться со стенограммой заседания президиума Госсовета, состоявшегося 7 лет назад. Особенно, с той его частью, где излагается текст  выступления главы федерального Минфина Антона Силуанова, заявившего тогда: «Здесь столько предложений было и по выделению бюджетного финансирования, и льготы, и так далее. Вообще-то надо сейчас очень аккуратно с этим обращаться, потому что не до жиру. Понятно, в какой ситуации мы находимся».

Но если 7 лет назад главный финансист страны оценивал ситуацию как «не до жиру», то вполне очевидно, что сейчас, в силу известных причин, лучше она не стала. Поэтому рассчитывать на щедрое финансирование мероприятий по реконструкции находящихся в госсобственности здравниц не приходится. Вот и остаётся единственная палочка-выручалочка – государственно-частное партнёрство, с которым, все складывается совершенно не так, как хотелось бы.

 

 

Попытка выйти на столичный масштаб обернулась конфузом

 

Рассказ об особенностях выстраивания государственно-частного партнёрства на Кавминводах был бы неполным без упоминания одного курьёзного случая, имевшего место в городе-курорте Пятигорске. Несмотря на то, что намеченный к реконструкции объект не относился к категории санаторно-курортных, тем не менее, продемонстрированные здесь способы взаимодействия власти и частного инвестора настолько показательны, что заслуживают упоминания. По крайней мере, для того, чтобы лучше понимать ситуацию и получить представление о сюрпризах, поджидающих  участников ГЧП.

В декабре 2011 года между администрацией города-курорта Пятигорска и подконтрольным сенатору от Ставрополья ООО «Аксиома роста» был заключен договор инвестирования капитальных вложений в объект недвижимого имущества. В соответствии с указанным договором на месте бывшего кинотеатра «Космос», площадь которого составляла 2 140 кв метров, в декабре 2013 года должно было появиться суперсовременное здание нового кинотеатра гораздо большей площади. Но с самого начала что-то пошло не так, в результате чего «Космос» на целое десятилетие превратился в банальный долгострой. Правда, это не помешало тогдашнему главе города Льву Травневу, проинспектировавшему ход стройки в августе 2013 года, сделать громкое заявление: «Это один из первых в Пятигорске инвестиционных проектов частно-государственного партнёрства. С реконструкцией кинотеатра город приобретает ещё больше муниципальных площадей. Уверен,  Пятигорск и здесь сумеет выйти на столичный масштаб – появится возможность проведения крупных кинофестивалей».

Прошло совсем немного времени, и строительство кинотеатра превратилось в возведение торгово-развлекательного комплекса, площадь которого увеличилась в 10 раз и составила 21 119 кв метров. А все взаимоотношения местной власти и инвестора свелись к череде судебных заседаний, посредством которых администрация Пятигорска пыталась взыскать с застройщика плату за арендуемый земельный участок, составляющую примерно 5 млн рублей в год.

Так продолжалось вплоть до июля прошлого года, когда ООО «Аксиома роста» перешло под управление известного кавминводского предпринимателя Ахмеда Эстамирова. Новый инвестор сразу же потребовал от городской администрации оформить ему договор купли-продажи 21/200 доли в праве общей долевой собственности объекта, степень готовности которого составляла всего 59 %. А получив отказ, решил добиться своей цели с помощью суда, куда и направил соответствующее исковое заявление.

Почему застройщик требовал продать ему именно 21/200 доли, а не какую-нибудь другую часть? Ответ на этот вопрос найти было не так уж сложно. Оказывается, ещё 1 марта 2016 года городские власти и ООО «Аксиома роста» заключили соглашение, в соответствии с которым инвестору отходило 179/200 доли недостроенного объекта, а остальная часть передавалась городу. Теперь вот новый собственник решил, что увеличение муниципальных площадей, о которых говорил экс-глава города Лев Травнев, - это никому не нужная затея. И он вознамерился получить полный контроль над таким привлекательным объектом.

 Вопреки ожиданиям, суд довольно легко разобрался в довольно запутанной ситуации и вынес решение, обязывающее администрацию города Пятигорска заключить с ООО «Аксиома роста» договор купли-продажи муниципальной части строящегося торгово-развлекательного комплекса. Причём, по цене, составляющей всего 18,1 млн рублей. На цену муниципальной доли повлияло то обстоятельство, что,  согласно экспертному заключению, у долгостроя наблюдался физический износ объекта, равный 30 %.

 Судебное решение было принято 6 июля 2023 года и могло быть обжаловано в течение месяца. Учитывая, что администрация Пятигорска не стала этого делать, можно предположить, что результат первого частно-государственного партнёрства её полностью удовлетворил.

 

   

Максим СОТНИКОВ

Комментарии ()