еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

На подрядчика надейся, но сам не плошай

Настоящим блокбастером с лихо закрученным сюжетом могут стать события, разворачивающиеся в последнее время в городе-курорте Пятигорске вокруг одного из ранее заключённых муниципальных контрактов.

 

Пикантности ситуации добавляет озвученная пятигорской мэрией информация о том, что вследствие недобросовестности подрядчика и его чрезмерной медлительности при выполнении взятых на себя договорных обязательств уже нарушено исполнение федерального бюджета на 2022 год. А теперь под угрозой срыва оказались федеральный бюджет на 2023 год и государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».

Причём это не какие-то журналистские страшилки, а конкретные формулировки, приведённые заказчиком в принятом им решении о расторжении муниципального контракта.

 

На первом этапе случилось фиаско

 

Начиналась эта история, впрочем, как и большая часть подобных ей, вполне благопристойно и многообещающе. В феврале 2022 года администрация Пятигорска объявила конкурс на «Выполнение работ по благоустройству курортной зоны города-курорта Пятигорска. I этап». Начальная цена контракта составила 439 053 352 рублей, что заранее гарантировало повышенный интерес у потенциальных исполнителей благоустроительных работ.

Вопреки ожиданиям принять участие в объявленном конкурсном отборе изъявила всего лишь одна компания – ставропольское ООО «БлагоСтройГрад». При таком раскладе пятигорскому МКУ «Управление капитального строительства» не оставалось ничего иного, как заключить с ним муниципальный контракт, что и произошло 30 марта 2022 года. При этом компания-подрядчик проявила великодушие, снизив стартовую цену контракта на 3 352 рубля (чуть менее чем на 0,001% от её первоначальной величины).

По условиям заключённого контракта ООО «БлагоСтройГрад» предстояло благоустроить улицы Братьев Бернардацци, Гоголя, Красноармейскую, Анисимова, Буачидзе и Карла Маркса, а также верхнюю часть проспекта Кирова (до улицы Дзержинского) и два сквера: «Деды» и А.С. Пушкина. Весь объём работ надлежало выполнить в три этапа не позднее 30 ноября 2024 года.

Отличительной особенностью данного контракта было то обстоятельство, что он не предусматривал авансирования запланированных работ. Это сильно затрудняло выполнение благоустройства, т.к. у подрядчика отсутствовала возможность приобрести необходимые стройматериалы и оборудование.

После повторного обращения в адрес заказчика, что произошло 30 сентября прошлого года, к доводам ООО «БлагоСтройГрад» прислушались. Поэтому в ранее заключённый контракт решено было внести изменения, предусматривающие выделение 30% аванса.

Однако полгода переписки не прошли бесследно. Потеряв драгоценное время на старте, подрядчик стал отставать от календарного плана работ. К осени текущего года объём недовыполненных работ превысил 253 млн рублей. Неудивительно поэтому, что 13 октября 2023 года МКУ «УКС» направило в адрес подрядчика решение об одностороннем расторжении контракта.

Реакция ООО «БлагоСтройГрад» не заставила себя долго ждать. 25 октября 2023 года в суд поступило исковое заявление, в котором компания просила признать решение МКУ «УКС» об одностороннем отказе в исполнении муниципального контракта недействительным.

 2 ноября текущего года МКУ «УКС» направило в суд своё заявление, в котором потребовало взыскать с ООО «БлагоСтройГрад» 83,24 млн рублей авансовых платежей, а также 0,5 млн рублей штрафа за неисполнение обязательств по муниципальному контракту.

 Спустя три недели от муниципального заказчика поступило ещё одно исковое заявление, в котором заявитель просил суд признать недействительным решение управления ФАС по Ставропольскому краю, посчитавшего действия МКУ «УКС» в отношении ООО «БлагоСтройГрад» не совсем корректными.

Теперь вот в Арбитражном суде Ставропольского края параллельно рассматриваются сразу три исковых заявления, обещая захватывающий сценарий развития событий. А тем временем реализация первого этапа благоустройства курортной зоны столицы СКФО отодвигается на неопределённый срок.

И здесь уже не так важно, кто в этой истории больше виноват: заказчик, который перемудрил при составлении конкурсной документации и муниципального контракта, или подрядчик, который немного переоценил свои возможности.

Куда большее значение имеет полученный отрицательный результат при выполнении мероприятия, включённого в правительственное постановление. Поэтому вполне вероятно, что одними только решениями Арбитражного суда здесь явно не обойдётся.

 

Благоустройство бывает разнообразным

 

К слову сказать, МКУ «Управление капитального строительства», которое в истории с благоустройством курортной зоны Пятигорска пытается изобразить себя потерпевшей стороной, сумело накопить богатый опыт выполнения муниципальных контрактов. Причём как в качестве заказчика, так и выступая в роли подрядной организации.

Вот, например, в апреле 2022 года пятигорская мэрия объявила аукцион на «Выполнение работ по благоустройству пешеходной дороги на территории Перкальского питомника ООО Совхоз «Декоративные культуры».

Начальная цена контракта составила 24 563 430 рублей. Единственным участником аукциона оказалось МКУ «УКС», получившее таким образом право на заключение муниципального контракта. Подрядчик взял на себя обязательство выполнить весь объём работы с 20 мая по 1 августа 2022 года.

26 декабря 2022 года (спустя четыре месяца после окончания срока действия контракта) было подписано соглашение о расторжении муниципального контракта. Основанием для этого явился «фактически выполненный объём работ» на сумму 24 100 931 рубль 8 копеек.

17 июня 2022 года МКУ «УКС» был объявлен электронный аукцион на «Выполнение работ по благоустройству: «Воссоздание экологической тропы, соединяющей верхнюю площадку молодёжного лагеря с нижней в г. Пятигорске». Той самой экологической тропы, о существовани которой местные краеведы даже не подозревали.

Тем не менее данное недоразумение не повлияло на решимость муниципального заказчика потратить 13,4 млн рублей на воссоздание того, чего не существовало в природе. Уже 3 августа был заключён контракт с пятигорским ООО «Югстрой», выступившим в роли единственного участника аукциона и не пожелавшим снизить стартовую цену ни на один рубль.

В соответствии с календарным планом воссоздать загадочную экологическую тропу необходимо было до 1 сентября 2022 года. Но уже на следующий день после подписания контракта вступило в силу постановление правительства Ставропольского края, отменившее прежнее постановление от 7 июля 2022 года, которое изменяло границы памятника природы «Гора Машук». Теперь получалось, что территория экологической тропы полностью входила в границы ООПТ, где запрещалась любая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.

Выход из сложившейся ситуации был найден довольно оригинальный. ООО «Югстрой» обратилось в суд с требованием обязать заказчика изменить срок действия контракта, продлив его до 10 июля 2023 года. Возможно, он полагал, что к тому времени губернатор подпишет ещё одно постановление, в очередной раз перекроив границы памятника природы «Гора Машук», что позволило бы подрядчику приступить к строительным работам.

 Суд согласился с его доводами, и 21 марта текущего года удовлетворил их в полном объёме. Правда, это никак не повлияло на исполнение контракта. Новый фокус с изменением границ ООПТ не получился. Как результат, 23 августа 2023 года стороны вынуждены были подписать соглашение о расторжении контракта, указав при этом, что его невозможно выполнить по не зависящим от них причинам.

 

На склоне Машука не получилось возвести

пляжные сооружения

 

Похожая история приключилась с ещё  одним муниципальным контрактом. 13 июля 2022 года МКУ «УКС» дало старт тендеру на «Выполнение работ по благоустройству смотровой площадки на юго-восточной границе образовательного центра Машук и прилегающей к ней пешеходной зоны». На этот раз заказчик не поскупился и оценил предстоящую работу в 54,4 млн рублей.

Без скандалов и на этот раз не обошлось. 28 июля прошлого года в ставропольское УФАС России поступила жалоба от ООО «Балтинжиниринг». Сама компания, дислоцирующаяся в Санкт-Петербурге, в конкурсном отборе участие не принимала, но решила проявить бдительность, указав в своей жалобе, что конкурсная документация имеет массу недостатков.

Прежде всего претензии жалобщика относились к сформулированному заказчиком наименованию объекта закупки, которое звучало следующим образом: «Работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких, как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха». Иными словами, товары, необходимые к поставке, не были указаны отдельными наименованиями ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в плане-графике закупки.

Надо отдать должное Антимонопольной службе, она поступила мудро. В действиях заказчика были выявлены нарушения требований 44-го федерального закона. Но так как для участия в аукционе была подана всего одна заявка, то, по мнению управления ФАС, указанное нарушение никак не смогло повлиять на результат определения поставщика.

3 августа прошлого года МКУ «УКС» заключило контракт с единственным участником аукциона ООО «Югстрой», пообещавшим благоустроить смотровую площадку до 1 октября 2022 года. 27 марта 2023 года, так и не приступив к выполнению работ, стороны подписали соглашение о расторжении контракта, основанием для чего послужило «изменение обстоятельств, не зависящих от сторон».

Так безрезультатно закончилась ещё одна попытка благоустроить курортную зону Пятигорска. Но в этом случае валить всю вину на подрядчика было бы не совсем справедливо. Да и обидно очень, что с таким трудом выделенные бюджетные миллионы не сработали на город-курорт, не помогли сделать его уютнее и привлекательнее.

 

 

 

Максим СОТНИКОВ

Фото автора

Комментарии ()