еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Минздрав с курортами не дружит

Невозможно объяснить, почему у Министерства здравоохранения Российской Федерации, т.е. именно у того федерального органа исполнительной власти, в обязанности которого входит создание благоприятных условий для деятельности санаторно-курортного комплекса страны и принятие мер, необходимых для развития отечественных курортов, сформировалось неподобающее отношение к российским здравницам.

 Все последние решения по курортной тематике, инициированные ведомством или в реализации которых Минздрав принимал самое активное участие, только создавали для курортов всё новые и новые трудности, ставя под сомнение перспективу их дальнейшего существования. В порыве своей антикурортной деятельности руководство министерства нередко попадало даже в забавные ситуации, что только подтверждало его истинные намерения в отношении одной из самых эффективных отраслей системы отечественного здравоохранения.

 

Минздрав России прошёлся

 по курортно-охранным округам

 

Весьма показательными являются события, развернувшиеся летом текущего года. Но обо всём  по порядку.

5 мая 2023 года вице-премьер федерального правительства Татьяна Голикова подписала поручение № ТГ-П12-6217, обязывающее Минздрав России оперативно внести коррективы в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения».

Возглавляемое господином Мурашко ведомство проявило не свойственную ему оперативность, и по прошествии 40 дней (в православной традиции этот срок имеет определённое сакральное значение) проект соответствующего постановления был размещён на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Знакомство с изменениями, которые федеральный Минздрав намеревался внести в правительственное постановление, оптимизма и уверенности в безоблачном будущем наших курортов явно не добавило. Первым делом разработчики проекта постановления предложили убрать из текста Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения всякое упоминание о курортах как об одной из категорий особо охраняемых природных территорий.

Как известно, в соответствии с принятым 28 декабря 2013 года Федеральным законом № 406-ФЗ курорты и лечебно-оздоровительные местности были лишены статуса ООПТ. Но, по всей видимости, в тот раз законодатели так торопились принять этот закон до новогодних праздников, что не смогли вспомнить все нормативно-правовые акты, в которых содержалось указание на принадлежность курортов к ООПТ.

И вот теперь Минздрав решил исправить совершённую им ранее оплошность и окончательно отделить лечебно-оздоровительные местности от территорий, имеющих максимальный уровень природоохранной защиты. В этом усматривалась некая аналогия с контрольным выстрелом. Иных более рациональных объяснений действиям Министерства здравоохранения было сложно подобрать.

Не менее пугающим оказалось также предложение дополнить наименование раздела «Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» словами «и проектов их изменений».

Почему-то сразу вспомнилась финальная фраза, произнесённая гоголевским Тарасом Бульбой в его диалоге с сыном Андреем: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Это можно было рассматривать в качестве подтверждения обоснованности предположения о том, что в Минздраве России работают креативно мыслящие специалисты, которые не лишены чувства юмора и которые имеют наклонность к проведению всевозможных экспериментов. Пускай даже с авантюристическим уклоном.

 

С такими защитниками курортов

 враги им уже не страшны

 

А вот дальше начиналось самое интересное. Пункты 8 и 9 уже упоминавшегося Положения об округах предлагалось изложить в новой редакции, исключив из них, вероятнее всего, за ненадобностью, требование об обязательности наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В этом Минздрав превзошёл себя. Ведь только он мог додуматься до такого – разрабатывать и утверждать округа санитарной и горно-санитарной охраны без учёта их санитарного состояния. Выходило, что наличие бактериального загрязнения территории уже не могло рассматриваться в качестве препятствия для признания её бальнеологическим курортом.

Вне всякого сомнения, такое предложение было насколько смелым, настолько глупым и опасным. Правда, с точки зрения нынешнего руководства Минздрава, на всякие там кишечные и синегнойные палочки, на наличие выгребных ям в частных домовладениях и отсутствие подключения к центральной канализации в новых микрорайонах уже можно было не обращать никакого внимания.

Однако только этим набор предлагаемых Минздравом рецептов по улучшению содержательной части Положения об округах не ограничивался. Если в действующей (пока ещё!) редакции документа говорилось, что разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится по заданию заказчика (подразумевая, что в качестве него может выступать только серьёзная структура федерального уровня), то теперь решено было предоставить такое право практически любому желающему.

По версии министерства, проект охранных зон федеральных курортов могли заказать и оплатить правообладатель земельного участка, орган местного самоуправления, недропользователь и т. д. Причём этот же заказчик мог бы и проплатить разработку проекта их изменения. А, ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.

Можно только представить себе, какая свистопляска вокруг границ курортно-охранных зон могла бы развернуться! Да не просто так, а с благословения Министерства здравоохранения Российской Федерации. Как говорится, опаснее энтузиаста бывает только энтузиаст с инициативой.

Были в предложенных Минздравом и непонятные вещи. В частности, министерство предлагало оставить право утверждать границы и режим охранно-курортных округов за федеральным правительством. Это выглядело несколько странно, учитывая, что ранее министерство неоднократно заявляло о своём желании самолично решать судьбу округов санитарной охраны курортов.

Но, пожалуй, самым опасным предложением следует считать намерение Министерства здравоохранения добиться исключения из Положения об округах нормы, регламентирующей установление округов горно-санитарной охраны курортов, границы которых охватывают территорию двух и более субъектов Российской Федерации.

Тот, кто хотя бы немного знаком с курортным делом России, знает, что такая ситуация существует только в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод. Возможно, таким незатейливым способом федеральный Минздрав намеревался ликвидировать особо охраняемый эколого-курортный регион России – Кавминводы. Если это так, то можно только посочувствовать руководству министерства, так откровенно расписавшемуся в своей нелюбви к единственному в России курортному региону.

 

Минздрав продолжает сражаться

с несуществующими

охранными зонами курортов

 

Как и положено, в соответствии с установленными правилами разработанный Минздравом проект постановления Правительства РФ должен был получить оценку регулирующего воздействия. Это может показаться странным, но выполнить такую работу взялось Минэкономразвития России. В поступившем от него заключении, датированном 3 августа 2023 года, указывалось, что все процедурные моменты Минздравом были соблюдены.

Было даже проведено публичное обсуждение проекта, в результате которого замечания и предложения поступили только от Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (!).

Минэконом не стал наводить тень на плетень и честно признался, что основными задачами, на решение которых был направлен проект Положения об округах, являлось желание избежать «излишних затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований» и «устранение необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка требованиям санитарного законодательства и санитарно-эпидемиологического заключения на проекты округов».

Как-то прокомментировать сформулированную Минэкономом глупость очень даже непросто. Особенно если вспомнить, что в действующей редакции Положения об округах всё изложено совершенно иначе, а именно: «Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения».

Иными словами, округа санитарной охраны курортов всегда создавались для сохранения природных лечебных ресурсов и их защиты от неразумной хозяйственной деятельности человека. Теперь же предлагается изменить порядок их установления, сделав так, чтобы эти самые курортно-охранные округа не мешали инвесторам застраивать курортные территории и не заставляли их тратиться на выполнение природоохранных мероприятий. Похоже, мир перевернулся, если два серьёзных министерства пришли к такому «потрясающему» выводу.

Самым парадоксальным во всей этой истории можно считать то обстоятельство, что заключение Минэкономразвития было подписано 3 августа текущего года, когда народные избранники уже проголосовали за принятие Федерального закона № 469-ФЗ, а сенаторы единогласно одобрили его.

Что же касается окончательного варианта текста проекта правительственного постановления, то он был подготовлен Минздравом 8 августа 2023 года, т.е. спустя четыре дня после подписания президентом 469-го федерального закона.

Что интересно, в соответствии с новым законом, полностью переформативовавшим курортное законодательство нашей страны, округа санитарной охраны курортов были упразднены, и вместо них должны будут появиться округа санитарной охраны природных лечебных ресурсов (месторождений минеральных вод и грязей).

Не исключено, что руководство Минздрава России настолько увлеклось идеей навредить отечественным курортам, что просто не заметило произошедших на курортном фронте перемен. Вот оно и поставило себя в глупое и смешное положение, продолжая бороться с ветряными мельницами.

Как говорится, поспешишь – людей насмешишь.

 

 

 

Максим СОТНИКОВ

Комментарии ()