еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Курорты продолжают испытывать на стрессоустойчивость

Фото: официальный сайт Министерства здравоохранения РФ.

Многие специалисты, работающие в санаторно-курортном комплексе нашей страны, вынуждены с недоумением наблюдать, как на протяжении последних полутора десятилетий происходит самоустранение Министерства здравоохранения Российской Федерации от решения насущных проблем отечественных курортов.

Основоположником этого движения, без всякого преувеличения, можно считать Татьяну Голикову, прославившуюся на посту главы федерального Минздрава пресловутой оптимизацией системы здравоохранения.

 Последствия этого недальновидного эксперимента ощущаются до настоящего времени, вынуждая государство тратить колоссальные средства на восстановление первичного звена здравоохранения.

 

Министры меняются, нелюбовь к курортам остаётся

Но это отдельная тема для разговора. В данном случае речь идёт о курортах, к «оптимизации» которых Татьяна Алексеевна также приложила немало усилий. Это же в бытность её руководителем профильного ведомства курортами стали именовать всё то, где можно хорошо и весело провести время.

Например, покататься на лыжах по горным склонам или наслаждаться красивыми видами из окон кафе и ресторанов, построенных среди нетронутых цивилизацией природных ландшафтов. При этом санаторно-курортное лечение на западный манер решили называть не иначе как оздоровительным туризмом.

Ещё больше на поприще создания дополнительных трудностей отечественным здравницам преуспела Вероника Скворцова, сменившая госпожу Голикову на посту главы Минздрава России.

Под её чутким руководством в 2014 году был разработан пресловутый законопроект № 555658-6, который в августе прошлого года после девяти лет пребывания в подвешенном состоянии странным образом превратился в Федеральный закон № 469-ФЗ, реализация положений которого ничего хорошего отечественным здравницам не сулит.

А ещё её запомнят как обладателя тайной технологии, позволяющей значительно сократить охранные зоны курортов. Летом 2016 года о своём «ноу-хау» Вероника Скворцова поведала даже Президенту Российской Федерации Владимиру Путину во время заседания президиума Госсовета в Белокурихе.

Что интересно, никто из гидрогеологов о существовании подобных технологий никогда не слышал. Тем не менее, поверив Веронике Игоревне на слово, в настоящее время полным ходом ведётся работа по перекройке зон горно-санитарной охраны федеральных курортов. О том, чем может обернуться такое легкомысленное отношение к охране природных лечебных ресурсов, можно только лишь догадываться. Об одном только можно сказать уверенно – курортам от этого вряд ли поздоровится.

 

Ряды курортов редеют на глазах

Не стал менять сложившуюся традицию руководитель федерального Минздрава Михаил Мурашко. Вслед за подписанием 4 августа 2024 года 469-го федерального закона возглавляемое им ведомство разработало уже полдюжины проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, вызвавших у специалистов-курортологов огромное количество недоумённых вопросов.

Совсем недавно стало известно, что к публичному обсуждению готовится подготовленный Минздравом проект правительственного распоряжения, в соответствии с которым намереваются утвердить обновлённый перечень лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов федерального значения. В него предлагается включить 16 территорий. Открывает этот перечень курорт Белокуриха, а завершают курорты Кавказских Минеральных Вод.

Это может показаться странным, но когда в феврале 1996 года постановлением Правительства РФ № 101 утверждалась федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения», перечень курортов был намного больше и включал в себя 26 территорий.

А если ещё вспомнить, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года № 11 «Об утверждении Перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» таковых на территории Российской Федерации насчитывалось 36 (и это без учёта курортов всесоюзного значения), то становится очевидным принцип, которым руководствуется Минздрав, «оптимизируя» курорты федерального значения.

Ещё более интересным выглядело то, как правительство намеревалось финансировать отдельные курорты в 1996 – 2000 годах.

На развитие курорта Белокуриха федеральный центр предполагал направить 1 029 млрд рублей, в то время как финансирование четырёх курортов Кавказских Минеральных Вод оценивалось всего в 700 млрд рублей.

Алтайская Белокуриха, краснодарский Геленджик и крымская Ялта были удостоены чести проведения на своих  территориях тематических заседаний президиума Госсовета. И только единственный в стране особо охраняемый эколого-курортный регион, включающий в себя четыре ведущих бальнеологических курорта России, такая участь обошла стороной. Разумеется, не без участия курирующего федерального ведомства.

 

Реформаторы курортного законодательства

окончательно запутались

При внимательном прочтении текста проекта распоряжения Правительства РФ, выстраданного в недрах федерального Минздрава, становится очевидным, что его разработчики окончательно запутались и их действия выглядят не совсем логичными.

Исходя из требований пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 469-ФЗ, на который ссылаются разработчики проекта распоряжения, Правительству РФ надлежит до 1 января 2025 года утвердить Перечень лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения и курортных регионов.

Если же по каким-то причинам тот или иной курорт не попадёт в заветный перечень, то их предложено до 1 сентября 2025 года включить в отдельный реестр и в отношении их провести дополнительные исследования. Ну а те курорты, которые не попадут ни в первый, ни во второй список, с 1 сентября 2025 года будут признаны упразднёнными и подлежащими исключению из Госреестра курортного фонда России.

В той же статье 16 (в пункте 15) рассматриваемого закона содержится требование об обязательности внесения в Государственный реестр курортного фонда РФ сведений о курортах и курортных регионах, включающих в себя информацию о границах данных территорий.

Причём сделать это необходимо не позднее 1 марта 2025 года. Чтобы было более понятно, каким образом должны выглядеть сведения о границах курортов, особо отмечено, что они должны быть представлены в виде координатного описания характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

По всей видимости, в руководстве Минздрава РФ не знают, что в системе координат, принятых в Росреестре, границы курортов Кавказских Минеральных Вод никогда не устанавливались. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», на которое они ссылаются, указанные границы были обозначены так называемыми условными точками.

И теперь, чтобы перевести их в систему координат, установленную для ведения ЕГРН, необходимо будет проделать серьёзную работу, на что потребуются некоторое время и определённое количество денежных средств. И не факт ещё, что все это получится сделать до 1 сентября 2025 года. Прежде всего потому, что руководству Минздрава России придётся признать ошибочность своей позиции о непризнании ранее установленных границ охранных зон курортов КМВ.

Следовательно, перед курортами Кавказских Минеральных Вод уже сейчас маячит реальная перспектива быть признанными упразднёнными с этой даты.

В проекте предложенного Перечня курортов и курортных регионов указано, что курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск получили статус курортов федерального значения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июля 1992 года № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах».

 Однако такое утверждение является ошибочным. Все они были признаны курортами федерального значения только 14 лет спустя, когда 17 января 2006 года было подписано правительственное постановление № 14.

 

Микро-курорты федерального значения

Разумеется, при желании все имеющиеся в проекте распоряжения неточности и противоречия можно было бы устранить. Проблема только в том, что имеющийся опыт общения с федеральным Минздравом на позволяет надеяться на положительный исход дела. Чтобы не выглядеть голословным, можно привести такой пример.

20 марта текущего года Минздрав России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил признания территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, курортом федерального значения или курортным регионом и Правил установления, изменения и упразднения лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона».

Сделано это было во исполнение плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 04.08.2023 № 469-ФЗ, который 6 сентября 2023 года утвердила зампред Правительства России Татьяна Голикова.

Проект оказался настолько сырым, что его не критиковал только ленивый. Минздрав России сделал вид, что он прислушался к критике, и в апреле 2024 года появился доработанный вариант проекта постановления. Но при знакомстве с новым вариантом проекта документа многие испытали настоящий шок.

Оказывается, по версии Минздрава РФ, для того чтобы признать ту или иную территорию лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, достаточно того, чтобы здесь находился один источник минеральной воды с дебитом 1 куб. м/сутки. А для образования нового климатического курорта достаточно, чтобы площадь его территории составляла 100 тыс. кв. м.

Если кто не помнит, общие запасы природных минеральных вод в регионе КМВ, поставленные на учёт в Госкомитете по запасам полезных ископаемых, составляют примерно 17 тысяч куб. м/сутки.

 Это же сколько курортов федерального значения (по версии Минздрава) можно будет здесь образовать, если вдруг существующая проблема с границами курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск не позволит им своевременно зарегистрироваться в Госреестре курортного фонда и по этой причине утратить свой федеральный статус?!

А территория Кисловодского курортного парка (в настоящее время он называется Национальный парк «Кисловодский») равна примерно 1000 га. Следовательно, если исходить из новых требований Минздрава, здесь вполне можно разместить 100 климатических курортов федерального значения.

Вполне возможно, что у возглавляемого Михаилом Мурашко ведомстве имеются ещё и другие забавные идеи относительно дальнейших преобразований федеральных курортов. Но так хочется, чтобы к серьёзным вопросам отношение тоже было соответствующее - серьёзное.

 

Максим СОТНИКОВ

Комментарии ()