еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кавминводская минералка бьёт рекорды

  Не так давно «Центр развития перспективных технологий», являющийся оператором системы маркировки в Российской Федерации, подвёл итоги своей работы за 2022 год. Озвученная информация позволила жителям курортного региона Кавказских Минеральных Вод испытать чувство гордости за наши «Ессентуки», «Нарзан», «Новотерскую», «Славяновскую» и ещё порядка трёх десятков наименований минералки, очень полюбившихся россиянам, а также гражданам ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

Кавминводы – щедрая душа.

Пейте нашу минералку не спеша

 

  Теперь можно смело утверждать, что Ставрополье является лидером по выпуску бутилированной минеральной воды в России. В общей сложности  предприятия нашего края, основная часть которых находится именно в границах курортного региона КМВ, в 2022 году поставили в торговую сеть 425,6 млн литров разнообразной по свойствам и составу, но непременно качественной и полезной минералки. По этому показателю мы в 2,5 раза обошли Краснодарский край, Дагестан и Северную Осетию, вместе взятые, где, как известно, также имеются огромные запасы подземных минеральных вод.

 

 

  Простые арифметические расчёты показывают, что в прошлом году на каждого россиянина пришлось по три литра целебных вод, добытых на КМВ. Если учесть, что утверждённые для нашего региона запасы подземных минеральных вод в настоящее время используются не более чем на 20%, а суммарная мощность действующих 34 предприятий позволяет ежегодно выпускать более 5,5 млрд бутылок полюбившейся минералки, то несложно заметить наличие колоссальных ресурсов для наращивания объёмов выпуска востребованной продукции.

 Без особых сложностей поставку минералки можно увеличить на порядок, сделав так, чтобы каждый житель нашей страны имел возможность в течение года приобрести как минимум 25-30 литров минеральной воды, извлечённой из недр ведущего курортного региона России.

 

 

  За последние годы оценить вкус кавминводской минералки сумели граждане 23 стран. Причём это не только те, кто проживают в Беларуси, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане и Туркмении. С не меньшим удовольствием и пользой для своего здоровья употребляют «Новотерскую», «Нарзан», «Ессентуки» и целый ряд других вод граждане Израиля, Монголии, Латвии, Китая.

 К слову сказать, в 2022 году ставропольские предприятия поставили на экспорт минералку на сумму около 12 млн долларов, что по действующему курсу составило примерно 1 млрд рублей. Лидерами среди компаний-экспортёров стали ООО «Холдинг Аква», ЗАО «Водная компания «Старый источник», ООО «Элита Минерал Групп» и ООО «Объединённая водная компания».

Но и здесь имеющиеся возможности задействованы пока ещё не в полную силу. Не так давно стало известно, что в текущем году начнутся поставки кавминводской минералки в Индию и Вьетнам. Следовательно, ценителей отечественной минеральной воды во всём мире станет ещё больше.

 

 

«Холдинг Аква» уходит в отрыв

 

  Довольно любопытную информацию можно получить, ознакомившись с финансовыми показателями и результатами хозяйственной деятельности в 2022 году предприятий, осуществляющих промышленный розлив минеральной воды на территории курортного региона КМВ. Эта информация настолько показательна и поучительна, что обойти её стороной было бы не совсем правильным решением.

 

 

  Согласно имеющимся в открытом доступе сведениям, явным фаворитом среди бутиляторов минеральной воды на Ставрополье стало ООО «Холдинг Аква», отметившее своё пятилетие 4 декабря 2022 года. В сравнении с предыдущим 2021 годом компания сумела нарастить свой доход на 1,9 млрд рублей, доведя его до рекордных 4,4 млрд рублей. При этом наблюдалось также практически удвоение прибыли – с 202 млн рублей, зафиксированных годом ранее, до 383 рублей по итогам 2022 года.

 

 

  Что интересно, по величине полученного в прошлом году дохода «Холдинг Аква» обогнал такие крупные компании, как АО «Водная компания «Старый источник» (2 млрд рублей), АО «Кавминводы» (1,2 млрд рублей) и ООО «Объединённая водная компания» (1,1 млрд рублей), вместе взятые. Как, впрочем, и по величине полученной прибыли.

 

 

Не все «дети» Холдинга Аква

оказались одинаково успешными

 

  Как и следовало ожидать, порадовали своими финансово-хозяйственными результатами компании, учреждённые ООО «Аква Инвестиции» и переданные в оперативное управление ООО «Холдинг Аква».  Наибольшего успеха (причём без особых усилий) сумело достичь ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ». Его доход превысил 1,3 млрд рублей, а прибыль практически достигла планки в 180 млн рублей. Если кто не забыл, ранее этот завод поочерёдно принадлежал компаниям «Вимм-Билль-Данн» и «Пепси-кола». А теперь он трудится во благо ООО «Холдинг Аква».

 

 

  С неплохими результатами окончила прошлый год ещё одна производственная  площадка «Холдинга Аква» - ООО «ТЭСТИ». Повысив  свою доходность в сравнении с 2021 годом на 237 млн рублей, предприятие вплотную подобралось к показателю, равному 900 млн рублей.

 

 

  Немного озадачило своими финансовыми показателями ООО «Холод розлив», единственным источником дохода которого является минеральная вода, добываемая из скважины №71. Заработать на операции «открыл краник – закрыл краник» почти полмиллиарда рублей, а если быть точнее, 491 млн рублей, надо ещё постараться. Но у ООО «Холод розлив» это блестяще получилось.

 

 

  Правда, во всей этой истории имеется один нюанс, который немного смущает и вызывает недоумённые вопросы. Всё дело в том, что весь объём минеральной воды типа «Ессентуки №4», добываемой из скважины №71 Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения, поступает на линию розлива завода ООО «ТЭСТИ».

Однако у компании «ТЭСТИ» нет в наличии соответствующего свидетельства НМПТ, что делает весь процесс бутилирования и поставки в торговую сеть минералки под брендом «Ессентуки №4», мягко говоря, не совсем законным.

До поры до времени такое неуважительное отношение к нормам Гражданского кодекса может не попадать в поле зрения надзорных органов. А что если наделённые соответствующими полномочиями структуры всё же обратят своё внимание на имеющее место недоразумение? Тогда вполне можно будет ожидать изменения финансовых показателей одной из производственных площадок ООО «Холдинг Аква». Причём явно не в лучшую сторону.

 

 

  Но такой поворот событий может произойти в будущем. Вместе с тем уже сейчас, согласно имеющейся в наличии объективной информации, можно утверждать, что не все составные части «Холдинга Аква» в равной степени демонстрируют свою экономическую эффективность.

В этой связи особую тревогу вызывает положение дел, сложившееся у крупнейшего недропользователя Кавказских Минеральных Вод АО «Кавминкурортресурсы», которое владеет 25% уставного капитала Холдинга. По итогам 2022 года АО «КМКР» сумело заработать всего 473 млн рублей. Очень показательно, что компания, на балансе которой находятся примерно две сотни эксплуатационных и наблюдательных скважин, 43 минералопровода, общая протяжённость которых превышает 64 км и целый комплекс накопительных резервуаров, в которых может поместиться 3400 куб. метров  минеральных вод,  в прошлом году умудрилась получить доход, размер которого на 18 млн рублей уступает показателю ООО «Холод розлив», эксплуатирующему всего одну скважину.

Это можно рассматривать как «достижение» дилетантов из АО «Корпорация развития Северного Кавказа», АО «Курорты Северного Кавказа» и АО «Кавказ.РФ», поочерёдно руководивших АО «КМКР».

 

 

  Не правда ли, здесь есть над чем задуматься? Тем более что прибыль АО «Кавминкурортресурсы» также оказалась довольно скромной – всего 31 млн рублей, сократившись по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза. А если сравнивать этот показатель с 2018 годом, когда по чьей-то недоброй воле КМКР затащили в «Холдинг Аква», то его прибыльность за этот период упала почти в четыре раза. Ну разве можно после этого убеждать скептиков в правильности стратегии, выбранной сторонними структурами для АО «КМКР»?

 

 

Есть повод призадуматься

 

  Наблюдая за всеми этими рекордами и антирекордами, которые демонстрирует кавминводская минералка, возникает непреодолимое желание разобраться в причинах их появления.

 

 

  Согласно выводам Счётной палаты, озвученным осенью 2021 года, начиная с 2020 года «Кавминкурортресурсы» заметно сократили поставку минеральной воды в санаторно-курортные учреждения Кавминвод. Количество заключённых с санаториями договоров сократилось примерно на 35%. Объяснение такому явлению очень простое. Санаториям стало невыгодно покупать у КМКР природную минеральную воду. Поэтому они стали отпускать ванны с водопроводной водой, в которую добавлялись различные средства, не обладающие достаточными лечебными и профилактическими свойствами.

 

 

  Если обратиться к не такой уж далёкой истории, то можно вспомнить, что в 70-80-х годах прошлого столетия только 10% добывавшейся на КМВ минеральной воды поставлялось на заводы розлива. Порядка 90% шло на питьевое лечение и отпуск бальнеологических процедур. По имеющейся информации, в настоящее время более половины минеральной воды бутилируется и направляется в торговую сеть. Можно считать, что очередной рекорд поставлен.

 

 

  Ещё один вывод, сделанный аудитором Счётной палаты, способен повергнуть в уныние даже самых отъявленных оптимистов. Оказывается,  доля минеральной воды как сырья в цене бутылки составляет от 3,2% до 6,1% (для пластиковой ёмкости) и от 1,2% до 2,5% (для стеклянных бутылок).

Получается, что, покупая бутылку минералки, 94-98% её стоимости  покупатель платит не за саму воду, а за её упаковку, понесённые заводом затраты и аппетиты торговых сетей. Не правда ли, что-то в этой арифметике кажется не совсем правильным? Это даже круче, чем продавать сделанные из одной картофелины чипсы по цене килограмма картошки.

 

 

  Удивляет также довольно легкомысленное отношение некоторых руководителей к бесценному природному богатству, каким действительно являются подземные минеральные воды. 2 мая текущего года было заявлено, что в Кисловодске хотят поставить рекорд по количеству выпитой за майские праздники минеральной воды.

Причём инициатором данной идеи выступил сам мэр города-курорта Евгений Моисеев. Возможно, мэр-новатор подзабыл, что употребление лечебно-столовой, а тем более лечебной минеральной воды имеет целый ряд ограничений и противопоказаний. И это не тот случай, когда ради сомнительного удовольствия от попадания в Книгу рекордов Гиннесса можно пожертвовать здоровьем своих сограждан.   

 

 

  По правде говоря, ничего иного от самого креативного мэра Кавминвод нельзя было и ожидать. Помнится, в бытность его руководителем Железноводска Евгений Моисеев придумал проводить там  фестиваль «Железная грязь». С этой целью на берегу озера наполнялся уникальной тамбуканской грязью огромный бассейн, в который помещалось 40 тонн лечебной грязи.

 Любой желающий мог принять в ней грязевые процедуры, а потом смыть с себя иловую сульфидную грязь под душем из лечебно-столовой минеральной воды «Славяновская». В июле прошлого года полюбоваться такой забавой на ведущем урологическом курорте России изъявили желание более 100 тысяч местных жителей и гостей курорта, что было засчитано в качестве своеобразного рекорда.

 

 

  По словам участников шоу, праздник удался на славу. Только слава эта оказалась с каким-то неприятным душком. Видно, не все рекорды одинаково полезны и людям, и минеральным водам.

Комментарии ()