еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

И на разрушенных курортах напишут чьи-то имена …

Как и предсказывали многие эксперты, после того как зловредный законопроект № 555658-6, таивший в себе угрозу огромной разрушительной силы для отечественных курортов, в августе 2023 года превратился в полноценный Федеральный закон 469-ФЗ, наши здравницы стали стремительно приближаться к краю пропасти, выбраться из которой, по всей видимости, им ни при каких условиях будет уже не суждено.

 Виной тому является демонстрируемая новыми реформаторами курортного дела России святая наивность и их вера в то, что, снимая научно обоснованные запреты на ведение хозяйственной деятельности в охранных зонах курортов, значительно сокращая площадь указанных зон, ускоряя застройку некогда заповедных территорий, делая при этом необязательным проведение государственной экологической экспертизы проектов, которые намереваются реализовать на курортных землях, можно добиться дальнейшего процветания отечественных здравниц.

 

«Этим смелым парням и курорт не курорт»

 

По своей креативности проводимый в нашей стране эксперимент по определению предела допустимой антропогенной нагрузки на хрупкую экосистему бальнеологических курортов очень похож на попытку научить обитателей морских глубин дышать атмосферным воздухом с той только разницей, что у биологов хватило ума не проводить обречённый на неудачу эксперимент. А вот для новоявленных вершителей судеб российских курортов разумных доводов оказалось недостаточно. Поэтому они решили немножко поупражняться в неведомом им деле.

Если бы с подобными идеями выступали малообразованные и безответственные люди, тогда всё происходящее можно было бы списать на отсутствие у них соответствующих познаний, а также на их склонность к проведению глупых экспериментов, результат которых несложно предугадать заранее.

Но в том-то и дело, что такого рода странную идеологию исповедуют люди, облечённые властными полномочиями, принимающие федеральные законы и отвечающие за их исполнение. А вот это уже наводит на грустные размышления.

По странному стечению обстоятельств наибольшую активность на ниве реформирования ведущих бальнеологических курортов нашей страны развило Минэкономразвития России. Не успело 14 ноября текущего года пройти заседание рабочей группы по вопросам комплексного развития курортного региона КМВ, как уже на следующий день всем её участникам были разосланы результаты анализа документов, регулирующих правовой статус Кавказских Минеральных Вод.

Как сказано в сопроводительном письме, сделано это было с целью «дальнейшей проработки вопроса совершенствования нормативно-правового регулирования курортного региона».

Под письмом стояла подпись директора департамента социально-экономического развития СКФО Игоря Храновского. Свои соображения об этом члены рабочей группы должны были представить в Минэкономразвития РФ не позднее 24 ноября текущего года.

Пока что доподлинно не известно, как на предложение руководителя одного из департаментов федерального Минэкономразвития отреагировали участники творческого объединения, вознамерившегося переформатировать Кавминводы. Об одном только можно сказать с уверенностью – они поставили перед собой трудноразрешимую задачу. Причём с теми подходами, которые они демонстрируют, за её решение им лучше было бы не браться совсем.

Открывал список рекомендованных к изменению документов Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года № 309, который предложено было «откорректировать». Обосновывались такие действия отсутствием в действующих нормативно-правовых документах, регулирующих отношения в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов термина: «особо охраняемый эколого-курортный регион».

Следующим попало под раздачу Постановление Правительства РФ от 6 июля 1992 года № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах». Причиной неудовольствия Минэкономразвития России послужило то обстоятельство, что, по мнению министерства, описание границ курортного региона дано без прямой ссылки на правительственное постановление № 300 от 1985 года.

Не понравилось также экономически подкованным специалистам Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1425, утвердившее Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.

Больше всего раздражения у них вызвали нормы, в соответствии с которыми в границах первой и второй охранных зон ограничивались проживание и хозяйственная деятельность. Поэтому они посчитали крайне необходимым «расширение перечня объектов капитального строительства, размещаемых в границах первой и второй зон горно-санитарной охраны». Вероятнее всего, подразумевались пока ещё не утверждённые охранные зоны природных лечебных ресурсов.

Был забракован также Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 1995 года «О мерах по рациональному использованию природных минеральных лечебных ресурсов курортного региона Кавказских Минеральных Вод». Этот Указ был объявлен «не соответствующим положениям Федерального закона от 23 февраля 1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ.

Такой парадоксальный вывод трудно было ожидать. Получалось, что, принимая меры по рациональному использованию природных минеральных вод и лечебных грязей, можно ненароком нарушить требования федерального закона. Здесь исследователи нормативно-правовых актов явно оказались не в ладах с элементарной логикой.

 

«Не судите их строго. Ибо не ведают, что творят»

 

Наблюдая за происходящими вокруг кавминводских курортов событиями, руководство федерального Минприроды решило тоже не оставаться в стороне от такого разудалого действия и внести свой посильный вклад в модернизацию представления о лечебно-оздоровительных местностях.

Руководствуясь исключительно благими намерениями, министерство предложило расширить перечень объектов капитального строительства, проектную документацию которых больше не нужно будет направлять на прохождение государственной экологической экспертизы.

Надо отдать должное сотрудникам Минприроды России, они проявили огромную фантазию, составляя перечень объектов, способных уже в ближайшем будущем уютно расположиться в границах округов горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов. Именно в охранных зонах скважин и месторождений минеральных вод, которые по своим площадям заметно уступают охранно-курортным зонам.

И здесь имеет место быть очередной парадокс. Площадь территорий с особым природоохранным статусом должна будет сократиться в разы, а количество разрешённых к строительству в её пределах объектов предполагается кратно увеличить. И это преподносится в качестве мер по сохранению национального достояния народов России, каковым курорты являются по определению!

Честно говоря, обладателей подобного рода извращённой логики следовало бы держать на максимальном удалении от курортов, чтобы они сами не мучились и не мешали развитию здравниц. Но это всего лишь мысли вслух и ничего более.

Обратившись к проекту правительственного постановления, с 20 ноября текущего года размещённого на портале проектов нормативно-правовых актов, можно будет ознакомиться со всем списком объектов, рекомендованных Минприроды России для курортного строительства на льготных (с точки зрения инвесторов) условиях.

Если говорить коротко, то в случае подписания данного постановления с 1 сентября 2024 года в границах округов горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов можно будет строить практически всё. В перечень объектов включены: многоквартирные дома, школы, детские сады, институты, больницы, поликлиники, молочные кухни, дома-интернаты, специальные дома для престарелых, музеи, выставочные залы, планетарии, административные здания, предназначенные для размещения органов госвласти и местного самоуправления, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы и ещё много чего такого, о чём раньше не могло быть и речи.

Что самое удивительное, никаких особых требований для первой, второй и третьей зоны горно-санитарной охраны разработанным проектом не предусмотрено. Иными словами, что на периферии третьей зоны, что в двух шагах от скважины – везде можно будет строить любой из включённых в так называемый перечень объектов.

Это насколько оригинально, настолько и глупо. Однако руководство Министерства природных ресурсов уверено, что таким образом оно выполнило поручение вице-премьера федерального правительства Виктории Абрамченко и разработало проект подзаконного акта для сопровождения изменённого 4 августа 2023 года рамочного закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

По сложившейся недоброй традиции, неприятно удивило руководство Минздрава России. Ведомство разработало регламент, согласно которому, с 1 сентября 2024 года территория будет признаваться лечебно-оздоровительной местностью. Если те титанические усилия, которые в настоящее время предпринимает Минэкономразвития по «усовершенствованию» нормативно-правовой базы применительно к курортному региону КМВ, завершатся для него успешно, это будет означать, что курортам Кавминвод заново придётся подтверждать свой статус.

 И заново проводить курортологические, гидрогеологические и другие исследования, на основании которых Минздрав будет (или не будет) рекомендовать признать Кавказские Минеральные Воды курортным регионом.

В полной мере прелесть минздравовских нововведений сможет ощутить на себе санаторно-курортный комплекс. Теперь каждая санаторно-курортная организация будет обязана привлечь разработчика заключений научных исследований природного ресурса и самостоятельно доказать эффективность его лечебного действия по медпоказаниям к применению у детей и взрослых.

Если это получится сделать, то Минздрав России выдаст ей специальное медицинское заключение, которое необходимо будет в десятидневный срок разместить в госреестре курортного фонда РФ.

Но вот незадача. Новый государственный реестр курортного фонда РФ ведомство начнёт вести с 1 сентября 2024 года. Правда, никто не берётся гарантировать, что у него с первого раза всё получится. Скептики утверждают, что Минздрав пытается упорядочить ведение государственного реестра курортного фонда РФ с 2007 года.

В принятой в ноябре 2018 года Стратегии развития санаторно-курортного комплекса России записано, что к 2024 году в реестр должны быть включены сведения о 90 процентах профильных организаций. Следовательно, уже сейчас можно предположить, что, как минимум, каждый десятый санаторий не сможет работать после 1 сентября 2024 года. И это та реальность, с которой придётся столкнуться отечественным здравницам уже в следующем году.

 

«Процесс пошёл. Курорт загрустил»

 

Пока Минприроды, Минэкономразвития и Минздрав России наперебой предлагают свои рецепты, способные облегчить инвесторам коммерческую застройку курортных территорий, федеральное правительство продолжает решительно действовать.

16 ноября 2023 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал Постановление № 1923 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1425». Теперь в соответствии с указанным постановлением зоны горно-санитарной охраны курортов можно не только устанавливать, но и изменять.

Но куда более зловеще звучит формулировка, в соответствии с которой во второй зоне горно-санитарной охраны курортов теперь можно будет проводить вырубку зелёных насаждений, связанную «со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов и некапитальных строений, сооружений), непосредственно связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха и с обеспечением функционирования расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения населённых пунктов».

Вполне очевидно, что после такого говорить о возможности спасения курортов Кавминвод уже не представляется возможным. И это без учёта тех экспериментальных решений, которым так называемые курортные реформаторы в ближайшем будущем намереваются придать силу подзаконных актов.

 

 

Максим СОТНИКОВ

Фото: Мария Сергеева

Комментарии ()