еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Экологической экспертизе подрезают крылья

         В ноябре 1995 года в нашей стране был принят закон, который позволял гражданам Российской Федерации реализовать своё конституционное право на благоприятную окружающую среду. Сделать это можно было посредством предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, что и было записано в Федеральном законе №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

 

 

 

Энтузиазм законотворцев

 

         Первая редакция данного закона оказалась настолько смелой и бескомпромиссной, что спустя всего лишь несколько лет его решили немного смягчить, заменив самые неудобные (с точки зрения властей) положения на более размытые и не очень пугающие. Таким нехитрым способом за прошедшие с момента принятия закона 27 лет в него внесли 51 поправку. И это при том, что закон состоял всего из 38 статей. Получалось, что отдельные статьи пришлось редактировать по нескольку раз, доводя до нужного звучания.

 

         В порыве законотворчества нередко возникали явные недоразумения. В частности, такой конфуз случился с первой попыткой внесения изменений в 174-й закон «Об экологической экспертизе», которая была предпринята 15 апреля 1998 года. Тогда депутаты предложили изложить статью «Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы» в новой редакции. По случайному совпадению данная статья имела несчастливый номер 13. Возможно, по этой причине, а может быть, в силу иных обстоятельств, но в августе 2004 года народные избранники решили, что они немного погорячились, и проголосовали за признание ранее утверждённой поправки утратившей силу.

 

         Это может показаться странным, но, когда речь заходит о федеральных законах природоохранной направленности, во многих из них судьба статьи под номером 13 оказывается печальной. Можно вспомнить, например, Федеральный закон №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», принятый также в 1995 году.

Первоначальная редакция статьи 13 главного курортного закона России содержала довольно внушительный перечень объектов курортной инфраструктуры, финансирование которых должно было в обязательном порядке осуществляться за счёт средств федерального бюджета. После внесения в закон тринадцати поправок статья №13 превратилась в набор благих пожеланий, т.к. в ней было записано:  «Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации».

Согласитесь, финансирование конкретных объектов и «поддержка развития» - абсолютно разные вещи. В конце концов, поддержку можно оказывать и добрым словом, что зачастую наблюдается в отношении наших курортов.

 

 

 

Исключений из правил много не бывает

 

         Для того чтобы закон «Об экологической экспертизе» сделать более мягким и покладистым, была придумана универсальная, практически не дающая сбоя схема. Вносимыми поправками не предлагали отменить норму действующего закона, которая кому-то могла показаться слишком строгой. Фактически она оставалась прежней. Просто оговаривалось, что действует она не во всех случаях. А дальше шёл немалый перечень объектов, проектную документацию которых не нужно было представлять на прохождение обязательной государственной экологической экспертизы.

 

         Нечто подобное произошло в июле 2021 года при принятии Федерального закона №341-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Тогда из общего списка капитальных объектов, строительство или реконструкцию которых предполагалось осуществить в Арктической зоне России и проектная документация которых должна была проходить госэкоэкспертизу, решено было исключить объекты социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливало федеральное правительство.

 

         Прошло чуть более полутора лет, и свою порцию поправок в статью 11 решил внести Госсовет Республики Коми. По иронии судьбы, поступивший от северян законопроект был зарегистрирован в Госдуме 1 апреля текущего года.

Смысл внесённого проекта закона сводился к тому, чтобы вывести из-под действия госэкоэкспертизы проекты объектов сельхозназначения, строить или реконструировать которые намереваются в Арктической зоне. Если учесть, что утверждённый в сентябре 2021 года правительственным распоряжением №2479-р перечень объектов, проектная документация которых на законном основании не направляется для прохождения государственной экологической экспертизы,  включает в себя 27 позиций, то после небольшой доработки в Арктике можно будет строить всё что угодно, не отвлекаясь на критику экологов.

 

 

 

Поправки пытались красиво упаковать

 

         Зачастую разработчики законопроектов, с помощью которых  собирались ослабить экологическую экспертизу, таким образом формулировали свои поправки, что непосвящённому человеку непросто было догадаться, о чем в них идёт речь. Можно считать весьма поучительной историю, приключившуюся с проектом федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесённого группой депутатов 20 декабря 2019 года.

 

         В начальной редакции данный законопроект предусматривал создание благоприятных условий для строительства БАМа и Транссиба. Но затем в проект решили внести несколько поправок, в результате чего он, по мнению защитников природы, грозил превратиться в один из самых экологически опасных законов.

 

         Под прикрытием заботы о железнодорожных магистралях в закон попытались протащить норму, отменяющую экологическую экспертизу для строящихся мусоросжигательных заводов и новых мусорных полигонов.  А ещё народные избранники вознамерились отменить госэкоэкспертизу объектов, возводимых на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Правда, после того как в профильные комитеты Госдумы поступило более 26 тысяч обращений возмущённых россиян, требующих сохранить экологическую экспертизу, депутаты вынуждены были подкорректировать свои намерения.

И когда 31 июля 2020 года был опубликован Федеральный закон №254-ФЗ, в нём уже не было ни слова об упрощённой схеме строительства полигонов и мусоросжигательных заводов. А вот заповедным территориям регионального значения на этот раз не повезло. В границах заказников и нацпарков закон разрешил строить практически любые объекты, не требуя при этом проведения предварительной оценки экологических рисков.

 

         В апреле 2006 года депутаты Госдумы предложили осовременить Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Эта идея так увлекла их, что они решили также внести поправку в статью 11 закона «Об экологической экспертизе», сделав необязательным проведение экспертной оценки материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные. Зачем это было сделано, понятно любому. Просто так можно было облегчить жизнь застройщикам лесных территорий.

 

         Примерно по такой же схеме народные избранники сработали в декабре 2006 года, принимая Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 232-ФЗ. В результате из-под действия закона «Об экологической экспертизе» выпали объекты, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагали осуществлять в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

 

 

 

У депутатов ещё много оригинальных идей

 

         Свою лепту в ослабление закона «Об экологической экспертизе» пожелали внести депутаты Государственной Думы Александр Коган, Евгений Марков, Бекхан Агаев и Максим Иванов, в сентябре прошлого года разработавшие проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (в части совершенствования правового регулирования проведения экологической экспертизы). Никакой опасности в предложенном законопроекте народные избранники не увидели, поэтому уже в ноябре 2022 года они дружно проголосовали за его принятие в первом чтении.

 

         В случае принятия предложенных депутатом Александром Коганом и его единомышленниками поправок возможность проведения общественной экологической экспертизы может быть сведена практически к нулю. По новому закону, проводить её смогут только аттестованные эксперты, включённые в реестр, установленный Минприроды России. А сами эксперты и руководитель экспертной комиссии, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, будут аттестоваться Росприроднадзором в порядке, который определит всё тот же Миприроды России.

 

         Фактически депутаты намереваются законодательно закрепить норму, ставящую результаты квалификационного экзамена общественных экспертов в зависимость от решения органов государственной власти, тем самым нарушив основной принцип общественного контроля, который устанавливает самостоятельность и независимость органов общественного контроля. На практике это будет означать появление группы приручённых экспертов, не готовых ради объективности идти на конфликт с властью. Понятно поэтому, почему в таком случае общественная экологическая экспертиза может превратиться в некую фикцию, делающую её проведение лишённой всякого смысла.

 

         Ещё одним новшеством данного законопроекта является предложенная в нём норма, согласно которой, экспертам, проводящим общественную экологическую экспертизу, запрещено открыто комментировать её результаты. А это уже прямое нарушение установленного законом права каждого гражданина нашей страны на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и намечаемых к реализации проектах, способных оказать на неё негативное влияние.

 

         Судя по последним событиям, процесс превращения федерального закона «Об экологической экспертизе» в некий набор благих пожеланий ещё не завершён. Но депутаты усиленно работают над этим. Только вот пожелать им успехов в начатом деле почему-то не хочется.

 

 

Комментарии ()