еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

77% россиян выступают за обучение экологической грамотности в школе

Понятие экологического образования в России закреплено в нескольких официальных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» и в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1]. Однако данные нормы являются рекомендательными. Сегодня школы могут вводить экологию в качестве самостоятельного предмета, однако в большинстве образовательных учреждений экологическая грамотность преподаётся через смежные предметы (биология, география, химия) и внеклассную деятельность и не всегда учитывает широкий комплекс знаний о влиянии природных процессов и деятельности человека на состояние окружающей среды.

 

Аналитический центр НАФИ выяснили, как россияне оценивают свой текущий уровень экологической грамотности и как относятся к необходимости формировать релевантные навыки и знания в рамках обучения в школе[2].

 

 

Оценка россиянами собственного уровня экологической грамотности

 

Большинство россиян оценивают свой уровень экологической грамотности как средний (76%). Каждый пятый (20%) считает, что обладает высоким уровнем знаний по вопросам окружающей среды. Низко свои знания в сфере экологии оценивают 4% опрошенных.

 

Что касается осведомлённости по отдельным вопросам, то лучше всего россияне разбираются в том, как деятельность человека или природные процессы влияют на состояние окружающей среды. Высокий уровень знаний по этим вопросам демонстрируют 61% и 47% опрошенных соответственно.

 

Осведомлённость о других экологических аспектах несколько ниже:

 

  • как снизить негативное влияние человеческой жизнедеятельности на состояние окружающей среды хорошо знают 44% россиян,
  • какие экологические проблемы наиболее актуальны для нашего государства – 43%,
  • какие современные экологические проблемы требуют решения на международном глобальном уровне – 42%.

 

 

Отношение к введению экологической грамотности в школе

 

Большинство россиян (77%) уверены, что обучение основам экологической грамотности должно быть комплексно включено в школьную программу. Чаще такое мнение разделяют жители Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (83%), люди с хорошим материальным достатком (81%), женщины (80% против 74% мужчин), а также опрошенные в возрасте 45 лет и старше (80%).

 

 

6% россиян считают, что преподаваемых сегодня в рамках школьной программы экологических знаний достаточно. Больше всего противников расширения подобной образовательной информации среди молодёжи от 25 до 34 лет (9%), мужчин (8% против 4% женщин), людей без высшего образования (7%) и с плохим материальным положением (10%).

 

 

Поддержка системного обучения экологической грамотности напрямую зависит от того, насколько человек сам подкован в вопросах сохранения окружающей среды. Чем выше респондент оценивает собственные знания – тем чаще он выступает за то, что экологию нужно изучать в школе более детально, и наоборот. Так, среди тех, кто заявляет о высоком уровне собственных знаний, 92% поддерживают расширение программы по экологии в школе. Доля сторонников этой инициативы среди россиян с низким уровнем экологических знаний почти в 2 раза ниже – 47%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] РБК.Тренды. Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает https://trends.rbc.ru/trends/green/600983cf9a79470d90f05d26  

 

[2] Всероссийский опрос проведён Аналитическим центром НАФИ в марте 2023 г. Опрошены 1600 человек. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населённого пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

Комментарии ()