еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Небо – ваш родимый дом! (№ 23 (130) от 12 июня 2012 г.)

Продолжаем рассказ об улицах нашего города по книге В.Г. Филимонова «Имена улиц города – страницы истории Отечества».  Итак, улица Авиационная.
Названа в честь советской авиации. Авиация (от латинского – птица) – это теория и практика полётов над землёй на аппаратах тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты, дирижабли, планёры). Различают авиацию военную, Военно-Морского флота, гражданскую (санитарная, сельскохозяйственная, лесная, спортивная – по предназначению); гидросамолёт, авиетка, одноместный самолёт и т.д.
Авиация – это и ряд научных дисциплин: аэродинамика, теория двигателей, самолётовождение, тактика военно-воздушных сил и др. Практически авиация начала развиваться в начале XX века.
В 30-е годы в самолётостроении стали использовать дюралюминий, произошёл окончательный переход от дельтаплана (два крыла) к моноплану (одно крыло), а в конце 30-х годов в самолётах появились жидкостные реактивные двигатели.
Крупнейшей отраслью авиапромышленность стала в годы Первой и Второй мировых войн. Большой подъём она достигла в годы Великой Отечественной войны. В 1941 г. произведено 7,9 тыс., в 1944 г. – 40 тыс. самолётов. Советские боевые самолёты в годы войны не уступали хвалёным немецким самолётам («мессерам» и «юнкерсам»). В 1942 г. в СССР совершён первый полёт самолёта с реактивным двигателем. В начале 50-х годов реактивные самолёты стали использоваться и в гражданской авиации, в ВВС появились сверхзвуковые самолёты, достигшие скорости 3000-3500 км/час, потолка свыше 30 км и дальности полётов без посадки – 10 тыс.  км.
Выдающимися авиаконструкторами были: А.Н. Туполев – трижды Герой Социалистического труда, под его руководством создано свыше 100 типов самолётов, на его самолётах установлено свыше 78 мировых рекордов; дважды Герои Социалистического труда, многократные Лауреаты Государственных премий А.С. Яковлев, П.О. Сухой, С.А. Лавочкин (создавал истребители). В.М. Петляков – участник разработок первых тяжёлых пикирующих бомбардировщиков, лауреат Государственной премии.
В послевоенные годы были созданы реактивные типы самолётов. Всё это было в годы СССР. А ныне? Сегодня авиапромышленность в упадке, самолёты дорабатывают свои полётные ресурсы, разваливаются в воздухе, катастрофы следуют одна за другой.
Из истории. Первый успешный полёт самолёта с двигателем внутреннего сгорания совершён 17.12.1903 г. американскими механиками братьями Райт. В это же время возникла авиапромышленность в России. Первые авиазаводы появились в 1910-1912 гг. В 1909-1914 гг. появились конструкции самолётов Я.М. Гаккеля, Л.П. Григоровича, П.И. Сикорского, создавшего четырехмоторный самолёт «Русский витязь» – прообраз самолёта «Илья Муромец».
Подготовила Алиса ВАРТАЗАРЯН

Комментарии ()