еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Цены на бензин взлетят?

Госдума приняла во втором чтении законопроект о так называемом «налоговом манёвре» в нефтяной отрасли и повышении акцизов на топливо. Одним из последствий нового закона станет значительное повышение в России розничных цен на бензин.

В правительстве признают, что предложенная властями реформа нефтяной отрасли приведёт к увеличению цен на топливо в 2015 году приблизительно на 10%.

По другим оценкам, скачок может достичь 15-20%, и это не учитывая различные макроэкономические факторы, влияющие на цены на бензин.

«Если все эти меры будут приняты, вы только на акцизах получите 15-процентный рост цен на бензин в следующем году – это минимум. Это без девальвации, без инфляции, без всего», – считает глава «Фонда национальной энергобезопасности» Константин Симонов.

Первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева допускает, что цены сразу поднимутся на 20%, а к концу 2015 года литр бензина в среднем может стоить 50 рублей.

 

Манёвр изменился

Суть налогового манёвра – перераспределение доходов государства от нефтяной отрасли с экспортных пошлин на налоги на добычу нефтепродуктов внутри страны. По мысли авторов законопроекта, это снизит зависимость бюджета от экспорта.

Однако поставленная ещё в 2011 году Владимиром Путиным задача за три года претерпела значительные изменения, и принятый только что во втором чтении законопроект одновременно с «налоговым манёвром» вводит существенное повышение акцизов на топливо.

«Основной смысл манёвра – синхронизация удельных экспортных сборов на нефть между Россией и Казахстаном в преддверии вступления с 2015 года в действие соглашения о Евразийском экономическом союзе», – объясняет решение правительства Денис Борисов, директор московского нефтегазового центра EY.

По мнению эксперта, вторая цель авторов «манёвра» – сокращение налогового субсидирования переработки за счёт добычи. До сих пор эти субсидии служат стимулом для работы целого ряда неэффективных НПЗ, специализирующихся на мазуте. То есть на таком товаре, который стоит дешевле исходного сырья.

 

«Плох со всех сторон»

Представители отрасли и ряд экспертов полагают, что на самом деле государство лишь изымает у нефтяных компаний дополнительные – причём весьма значительные – средства для пополнения бюджета.

Константин Симонов вообще предлагает не рассматривать повышение цен на бензин как худшее последствие этого законопроекта.

«Налоговый манёвр на самом деле плох не только этим. Он плох со всех сторон. Этот налоговый манёвр подаётся как применение лучших мировых налоговых практик, при том что никаких «лучших налоговых практик» там совершенно нет. Там есть прямое изъятие денег у отрасли, которая и так находится в тяжёлом состоянии», – констатирует Симонов.

Эксперт аналитического агентства «Инвесткафе» Георгий Бирг согласен с тем, что постоянные изменения «правил игры» оказывают негативное влияние на отрасль.

«Позитив должен заключаться в том, что налогообложение отрасли будет предсказуемым. А сейчас, получается, идёт постоянное изменение параметров налогового манёвра, довольно радикальных. И сам по себе факт того, что нет определённости, предсказуемости и стабильности в налогообложении отрасли – вот это негативно», – считает аналитик.

 

«Пятёрка» дорожает

Законопроект, новую редакцию которого цитирует РИА Новости, предлагает в рамках налогового манёвра за три года поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть в 1,7 раза, а на нефтепродукты – в 1,7-5 раз с одновременным увеличением ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат – в 6,5 раза.

Одновременно «выравниваются», как говорится в законе (а фактически повышаются), акцизы на топливо четвёртого и пятого классов.

«Правительство решило ещё и повысить акцизы на качественные бензины, на стандарт Евро-5 – что вообще чистое безумие. Отрасли всё время говорили, что “мы вас стимулируем вкладывать деньги в производство высококачественного топлива”. Те компании, которые поверили, вложили деньги, построили заводы, их теперь бьют по голове и говорят: «Ребят, мы тут подумали, денег не хватает – мы решили на Евро-5 тоже поднять акцизы». Ну ёлки-палки!» – восклицает Константин Симонов.

Денис Борисов согласен с этим: по его словам, компании, которые инвестируют в более качественную переработку, по сути окажутся в менее выгодном положении.

«Переходить на «пятёрку» становится невыгодно. Грязное топливо получит конкурентное преимущество над чистым», – констатирует президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в своей статье, опубликованной газетой «Ведомости».

 

«Роснефть» опоздала

В целом дополнительное бремя, накладываемое государством на нефтяную отрасль, составит в следующем году около 200 млрд рублей, считает Константин Симонов и удивляется, почему сами нефтяники нерешительно высказывали своё несогласие с этим законопроектом.

По данным газеты «КоммерсантЪ», расчёты министерства финансов несколько иные: в 2015 году манёвр дохода бюджету не принесёт, но уже в 2016 году он составит 247 млрд рублей, а в 2017 году – ещё 250 млрд.

Во вторник «КоммерсантЪ» со ссылкой на анонимные источники сообщил о том, что Игорь Сечин, глава компании «Роснефть», всё-таки обратился к президенту Путину с предложением отказаться от проведения налогового манёвра в нефтяной отрасли.

«Все эти фокусы были известны заранее, и я не очень понимаю, почему та же компания «Роснефть», о которой сегодня пишут, чего она ждала второго чтения? Все эти вопросы согласовывались, нефтяники это прекрасно знали. Но видимо, посчитали, что ситуация настолько тяжёлая в отрасли, что можно переходить и в наступление. Но я не исключаю, что они чуток, по-моему, опоздали», – рассуждает Симонов.

Третье чтение не предполагает внесения значимых изменений в текст законопроекта, однако когда оно состоится, пока неизвестно.

Виктор Нехезин. Би-би-си, Москва

Комментарии ()