еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кабала тарифов. За что же всё-таки платят жители Ставрополья?

Проблема роста тарифов на услуги ЖКХ стала настоящей головной болью для жителей края. Многие с содроганием сердца ждут очередную квитанцию для оплаты коммунальных платежей, а наиболее активные пишут обращения в адрес президента. Но кто даст гарантию, что хозяева Кремля, равнодушные до сих пор к жалобам регионов, прислушаются в этот раз?

В номере от 1 марта в материале «Коммунальная чехарда федерального масштаба» http://www.stav-reporter.ru/tema-nomera/7364-kommunalnaja-cheharda-federalnogo-masshtaba.html среди прочих злободневных вопросов нами была затронута проблема колоссальной разницы в тарифах на коммунальные ресурсы, существующей в субъектах федерации, входящих в СКФО. Эта разница уже давно действует на ставропольцев, как красная тряпка на быка, вызывая вполне оправданную бурю эмоций. Почему ставропольский потребитель воды или газа должен платить больше, чем его сосед из Дагестана или Чечни?

Для разъяснения ситуации редакция «Репортёра» обратилась с запросом в Региональную тарифную комиссию (РТК). И вот на минувшей неделе нами был получен ответ за подписью заместителя председателя комиссии Сергея Губского. Если резюмировать кратко, то суть его сводится примерно к следующему: тарифы на коммунальные ресурсы для Ставрополья действительно установлены выше, чем для республик Северного Кавказа. При этом ставропольские потребители ни в коем случае не оплачивают издержки соседей, а край ни для кого не является своеобразным донором. Но с чем же тогда может быть связано подобное «коммунальное неравноправие»?

 

Правительство, оторванное от реальности

Итак, первым делом нам сообщают: Региональная тарифная комиссия является всего лишь исполнительным органом, в то время как основы ценовой политики в области тарифообразования определяются федеральным законодательством. Иными словами, всю полноту ответственности за существующую в данной области, мягко сказать, чехардой несёт Правительство РФ. При формировании тарифов в обязательном порядке анализируются итоги хозяйственной деятельности предыдущего периода. Учитывая, что о понижении платежей мы можем только мечтать, любое подведение итогов для наших министров превращается в отчёт об очередных победах, совершённых на коммунальном фронте. И на почве головокружения от успехов происходит полный отрыв от реальности: иначе чем ещё объяснить неуклонный рост тарифов на услуги ЖКХ? «Народ ещё платит? Значит, деньги есть. Поднимайте планку!»

Как тут не вспомнить ставшую крылатой фразу из известного фильма эпохи перестройки: «Правительство на другой планете живёт, родной!». Наше живёт вроде бы ещё на Земле, но от проблем простых россиян оно далеко как никогда. Потому и не волнует министров тот факт, что пока цены на свет и воду неуклонно растут, платёжеспособность большей части потребителей неуклонно падает – зарплаты-то не увеличиваются, для кризисного времени рост благосостояния населения как-то не характерен...

Одно радует: согласно разъяснению ставропольской РТК, на местах делается всё возможное, чтобы не допустить непрофильных и необоснованных затрат. Как следует из озвученных данных, при формировании тарифов на 2016 год краевыми экспертами были признаны необоснованными и потому не включены в тарифы, расходы ресурсоснабжающих организаций: 2,3 млрд руб. – в сфере теплоснабжения, 2,8 млрд – водоснабжения, 3,8 млрд – электроснабжения. Слава богу, хоть кто-то ещё на другую планету не переселился! Но ставропольским пенсионерам и бюджетникам легче от этого не становится.

 

Республики на особом положении

Отдельное внимание обращает на себя разъяснение, что в вопросах того же электроснабжения «республики СКФО составляют особую категорию», а цены на электроэнергию на оптовом рынке для кавказских соседей определены ниже, чем для нашего региона. Чем провинилось Ставрополье – не ясно. Понятно только, что раз оптовая цена снижена, значит, и конечный тариф для потребителя выйдет дешевле. В общем, одним – льготы, другим – расчёт по полной! И здесь Ставрополье не является исключением: тарифы на электроэнергию у наших соседей из Южного Федерального округа в ряде случаев выше, чем у нас (например, в Астраханской области, Краснодарском крае и Калмыкии).

«Однако это никак не влияет на тарифы для ставропольских потребителей» – заверяют нас в РТК. Верим! Но вот разницу в политике в отношении регионов упорно не понимаем и не принимаем. Тем более, как будет показано ниже, политика эта оправдывает себя далеко не всегда.

Из той же оперы и предоставленное руководству республик право устанавливать тарифы ниже их экономически обоснованного уровня при компенсации межтарифной разницы за счёт региональных бюджетов. В частности, в Карачаево-Черкесии компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций за счёт бюджета республики закреплена законодательно. В некоторых населённых пунктах (например, Урупском сельском поселении) из бюджетных средств дотируется свыше 90% стоимости теплоснабжения. А вот для Ставрополья подобное положение вещей не предусмотрено, ни о каких льготных тарифах для жителей края речь не идёт.

Интересная ситуация сложилась в сфере газоснабжения. Оптовая стоимость газа для всех субъектов СКФО едина и составляет 3,47 руб. за куб. Конечная цена для потребителей регулируется ресурсоснабжающими организациями с учётом стоимости транспортировки и сбыта. Но некоторые республиканские руководители неустанно заботятся о земляках. В Чеченской Республике, например, розничная цена для потребителя должна составлять не менее 4,75 рублей за куб, на практике же – 3,26 руб., что закреплено специальным постановлением правительства Чечни. Не трудно догадаться, что существующая разница оплачивалась из республиканского бюджета.

Как сообщает РТК, на сегодняшний день это постановление признано утратившим силу. Но возникает вопрос: как вообще возможна такая околесица? Или Рамзан Кадыров действительно верит в то, что деньги Чечне «Аллах даёт»? В таком случае любому россиянину известно точное место работы не только самого «Аллаха», но и его министров, допускающих столь вольное обращение с отпускаемыми в бюджет Чечни средствами.

 

Край, которому не повезло

Остаётся затронуть самый острый для нашего региона вопрос водоснабжения. Грустная шутка о том, что вода на Ставрополье стоит на вес золота, уже давно перестала вызывать улыбку на лицах жителей края. Как следует из ответа РТК, на образование тарифа влияют территориальное расположение региона, протяжённость сетей водопровода, их изношенность, уровень энергоёмкости установленного оборудования и т.д.

Но главная проблема заключается в том, что наш край «является одним из наименее обеспеченных водными ресурсами регионов страны», а его нужды обеспечиваются Эшкаконским и Кубанским водохранилищами. «По уровню обеспеченности водными ресурсами Ставропольский край находится на последнем месте среди субъектов СКФО, однако при этом удельный вес общей площади, оборудованной централизованным водопроводом, является довольно высоким, – говорится в пояснении. – Протяжённость водопроводных сетей в крае составляет 18,6 тыс. км, что является самым высоким показателем в федеральном округе». Плюс сложный рельеф местности, по которой осуществляется транспортировка воды, накладывает дополнительные затраты. В качестве сравнения приводится Республика Калмыкия с низким уровнем площадей, оборудованных централизованным водопроводом.

Спорить не станем. Вот только неужели рельеф местности в Дагестане или Ингушетии менее сложен? Если сравнивать с регионами ЮФО, у нас нет крупных рек, вроде Дона, Кубани или Волги. Делать нечего: находящийся в Кремле «всевышний» воду Ставрополью не даёт, «особых условий» для нашего региона не устанавливает. Вот и остаётся платить по тарифу, самому высокому не только в СКФО, но и в ЮФО. Одним словом, краю не повезло с географическим положением…

 

Ниже цена – больше долгов?

Логичным было бы думать, что при существующих в республиках Северного Кавказа сказочных тарифах сбор абонентской платы с населения здесь должен быть просто сказочным. Но нет. Так на заседании правительственной комиссии, состоявшейся 11 марта, первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер рассказал о том, что задолженность за коммунальные услуги у ряда регионов СКФО неуклонно растёт. Сбору денег не помогают даже «особые условия», введённые, например, в области электроснабжения.

По словам замминистра, главным должником продолжает оставаться Дагестан, где задолженность за покупку электроэнергии на оптовом рынке по итогам 2015 года составила 2,9 млрд рублей. Растут и долги населения. И это при наличии самого низкого тарифа среди всех субъектов Юга России! Так чем же обосновано включение северокавказских республик в «особую категорию» и насколько оно экономически оправдано?

На заседании было отмечено: тарифы на услуги ЖКХ в некоторых республиках Северного Кавказа искусственно занижены и не покрывают расходов ресурсоснабжающих организаций. «Считаю необходимым дать поручение Федеральной антимонопольной службе провести проверку утверждённых тарифно-балансовых решений и в случае необходимости принять меры по установлению экономически обоснованных тарифов. Необходима также модернизация систем ЖКХ, и особенно водоснабжения, и повышение в целом энергоэффективности жилищно-коммунальной сферы», – констатировал Текслер.

Как видим, осознание того, что в коммунальном хозяйстве страны творится хаос, постепенно доходит до некоторых чиновников федерального уровня. С одной стороны, это не может не радовать. Вот только большой вопрос: осуществится ли заявленное на практике? Слишком сложно будет навести порядок в регионах, вольготно чувствующих себя в особых экономических условиях.

Комментарии ()