еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Отнятая целина

24 декабря прошлого года в посёлке Новый Янкуль Андроповского района было жарко. В местном ДК было не протолкнуться и можно оглохнуть от шума. Повод собраться среди рабочего дня был веский.

Местные жители из извещений из районной регпалаты узнали, что их имущество – земельные паи сельхозугодий, полученные в собственность при распаде СССР – заложены в банк. Причём заложены арендатором угодий ООО «Агрофирма Янкульская» без их ведома и согласия. Что под их паи фирмой взят ипотечный кредит в 225 миллионов рублей. Как так получилось, что их земля без их ведома оказалась заложенной в банк, спрашивать людям было не у кого. Никто из приглашённых на встречу руководителей компании-арендатора в зале так и не появился.

Земельные несчастья жителей Нового Янкуля длятся не первый год. Началось всё с банкротства некогда успешнейшего ЗАО «Приоритет». В 2013 году на земли и урожай хозяйства печально известным экс-руководителем Ставропольского межрайонного следственного отдела СУ СКР по СК М. Параскевичем был наложен арест – дескать, через колхоз отмывались средства, полученные некими братьями Хановыми от подпольных казино в Ставрополе. Это парализовало работу огромного колхоза, от такого удара так и не оправившегося. Когда «Приоритет» был на грани банкротства, исполнительным директором хозяйства стал некий Г. Ахмедов. Который, когда ЗАО окончательно «умерло», привёл нового арендатора – ООО «Агроинвестсоюз» из Ростова-на-Дону. Это ООО, имеющее за душой всего по 10 тысяч рублей уставного капитала, быстренько передало земли в субаренду некоему такому же «нищему» ростовскому ООО «Соломенское», а оно, в свою очередь, – аналогичному по размеру уставного капитала и также ростовскому по происхождению ООО «Агрофирма Янкульская». И вот эта-то агрофирма и взяла в ростовском отделении Сбербанка ипотечный кредит на 225 млн рублей, заложив при этом чужую землю. И не только заключила договор ипотеки, но и успела зарегистрировать его в районной регпалате. А пайщики узнали о сделке только тогда, когда начали получать уведомления из регпалаты, что их участки являются залогом под банковский кредит.

 

Дочки агрохолдинга

– Весь фокус в том, что все эти ростовские фирмы и фирмочки, выступающие друг у друга учредителями, передающие друг другу права субаренды, являются дочерними предприятиями печально известной ростовской компании «Валары», задолжавшей ряду коммерческих структур десятки миллиардов рублей, – говорит представитель пайщиков Светлана Пшеничная. – Проще говоря, агрохолдинг брал и не возвращал кредиты. Чем это грозит пайщикам, рассказывать, думаю, не нужно. Кроме того, не совсем понятно, чем «Янкульская» собралась отдавать 225-миллионный кредит. Взятый всего на 11 месяцев. Как Сбербанк дал такой крупный кредит мелкой фирме, не имеющей ничего за душой? Тем более являющейся «дочкой» «Валары», задолжавшего Сбербанку 8,5 млрд рублей? Кто ставил вместо собственников подписи на договорах ипотеки? Без таких подписей ведь сделку совершить невозможно. Вопросы пока без ответов.

По самым смелым прогнозам урожай будущего года в «Агрофирме Янкульская» «потянет» на выручку в сто миллионов рублей. Откуда у ООО с уставным капиталом в 10 тысяч возьмутся ещё 150 млн? Ответа нет. Не хочу никого пугать, но расклад, судя по всему, невесёлый. Для пайщиков, конечно. Если «Янкульская» не сможет отдать кредит, то расплатится с банком землями пайщиков. С самой-то фирмы что взять? Уставного капитала у неё всего 10 тысяч, имущества и техники на балансе нет.

Так что людям надо немедленно оспаривать договор ипотеки, заключённый без их ведома, в суде. Немедленно, потому что исковой срок с момента получения уведомления о регистрации сделки – всего три месяца. А получать эти уведомления из регпалаты люди начали ещё в ноябре.

 

Убрать с дороги

А куда, спросите вы, смотрел в своё время глава администрации Нового Янкуля Николай Кравченко? Когда начинался весь этот шахер-махер с «инвестором» из Ростова? А вот он-то как раз с самого начала заподозрил неладное. За что и поплатился.

– Ещё в 2013 году, когда ко мне пришёл Г. Ахмедов с известием, что нашёл инвестора на пустующую землю «Приоритета» – ростовский ООО «Агроинвестсоюз», я был против, – рассказывает Кравченко. – Потому как, пробив эту фирму, увидел, что создана она буквально на днях, уставного капитала у неё всего 10 тысяч рублей, а штат состоит из двух человек – директора и юриста. Ни техники, ни других активов для работы на земле нет. Очень подозрительная контора.

Но, после того как Кравченко сказал своё «нет», на него – вот совпадение – тут же было заведено уголовное дело. А также на его сына и ряд сотрудников администрации. Якобы глава администрации посёлка мошенническим путём, создав целую ОПГ, присвоил «невостребованные земли сельскохозяйственного назначения» и передал их своему сыну Сергею, имеющему КФХ. Чем обокрал государство в лице минимущества края на сотню миллионов рублей. Отец и сын Кравченко были взяты под стражу (а спустя долгое время выпущены под подписку о невыезде). Задержание и обыски проходили, как в боевике: со спецподразделениями и прочими маски-шоу.

– Никакого преступления Кравченко не совершали, – уверена их адвокат Оксана Бородина. – Паи Сергей Кравченко действительно покупал, но покупал он их в 2008 году у физических лиц, собственников паёв, о чём имеются соответствующие документы. Всё, в чём можно Кравченко обвинить – несоблюдение некоторых процедур оформления документов при заключении сделок купли-продажи паёв. И то, не столько Кравченко, сколько нанятого ими юриста А. Ермакова, который пошёл по более короткому пути узаконивания сделки, миновав некоторые процедуры.

В своё время Сергей Кравченко отсылал жалобу Уполномоченному по правам предпринимателей в СК Николаю Сасину. И этим делом занималась целая рабочая группа при бизнес-омбудсмене. Которая пришла к выводу, что состава уголовного преступления в действиях С. Кравченко нет. Во-первых, минимущество СК никогда не было собственником этих спорных участков (да оно и понятно, собственниками-то были физические лица, продавшие свою землю), поэтому совершенно не понятно, почему следствие «назначило» его потерпевшей стороной. Во-вторых, подобные уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются ТОЛЬКО по заявлению потерпевшего. Были такие заявления? Нет. Более того, все люди, продавшие Кравченко свои паи, подтвердили, что сделка купли-продажи была, деньги им выплачены. Так где тут уголовщина с мошенничеством? А то, что формальности не совсем соблюдены, так это решается в порядке гражданского судопроизводства. Или я что-то путаю?

Да нет, наверное, не путаю. Ведь точно по такой же схеме в это же время землю у других пайщиков покупали и уже знакомый нам Г. Ахметов, и некие А. Газбулаев и А. Меджидов. Да и услугами того же А. Ермакова при оформлении сделок эти трое пользовались. Однако в их действиях правоохранители состава преступления не нашли.

Своё заключение о признаках незаконности возбуждения уголовного дела в отношении Кравченко рабочая группа направила в органы следствия и в крайпрокуратуру. Но воз и ныне там. Уголовное дело уже разрослось до 110 томов, только вот «потерпевшим» теперь назначен муниципалитет, а не министерство имущественных отношений. Отчего, почему – тайна, покрытая мраком, как и всё остальное в многострадальных новоянкулевских земельных делах. Расписывать весь этот клубок нагромождений, нестыковок и откровенных подтасовок не хватит никакой газетной площади.

Коротко скажу, что, пока строптивый Николай Кравченко «кувыркался» с уголовным делом, в посёлке быстренько было проведено собрание пайщиков (с нарушением, кстати), быстренько утверждено «назначение» арендатором ООО Агроинвестсоюз».

 

Ничего не вижу, ничего не слышу

Но вернёмся к встрече собственников. Был там и замглавы райадминистрации Василий Банделет. Озвучивший, как я полагаю, официальную позицию районной власти. А она странная. Помните фильм «Обыкновенное чудо»? И сцену, когда король рассказывает о своих родственниках, в частности, о дедушке с материнской стороны: «Он был неженка. При малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, надеялся на лучшее. Когда при нём душили его родную жену любимую, он стоял возле и уговаривал: «Потерпи, может, обойдётся». Вот и Василий Банделет уговаривал новоянкульцев потерпеть, не волноваться, авось всё само собой рассосётся. В общем-то, увещевал он. Особо страшного ничего не произошло. Ну, подумаешь, помимо воли собственников их паи оказались в залоге у банка. Пустяки, дело житейское. Землю-то пока никто не отобрал? Ну, авось, и не отберёт. Авось, кредит, взятый под залог их паёв, будет выплачен.

Ау, господа хорошие, чиновники вы наши драгоценные. Вы хоть соображаете, что глаголете? Да вы, узнав о таком ЧП в своём районе, должны наперегонки бежать по инстанциям с требованием разобраться. Вы что, дети малые, не понимаете, чем может такая «музыка» обернуться? А обернуться она может тем, что целый посёлок останется без средств к существованию. Ведь земля в случае невозврата кредита отойдёт банку. Или у вас есть бубновый интерес притвориться слепо-глухо-немым и немножечко умственно неполноценным капитаном дальнего плавания? Который в толк не возьмёт, ну что тут такого, если мошенники путём подделки документов заложили чужую собственность?

Молчат, как в рот воды набрали, и правоохранительные органы, куда новоянкулевцы направили коллективное заявление ещё в начале декабря прошлого года. Почему не торопитесь защитить рядовых крестьян? Очень хотелось бы знать.

Так что просьба считать эту публикацию официальным запросом а ГУ МВД РФ по СК, СУ СКР по СК и краевую прокуратуру. Иначе, сами понимаете, ответы журналистам придётся искать у господ Чайки, Колокольцева и Бастрыкина.

Комментарии ()