еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Боливар не выдержит двоих

«Если хочешь быть богатым – строй дорогу», – говорит древняя китайская мудрость. Подразумевая, что развитие дорожной инфраструктуры неминуемо влечёт за собой подъём экономики, создание новых рабочих мест и оптимизацию логистики.

Эту мудрость взяли на вооружение и российские чиновники, отвечающие за развитие улично-дорожных сетей в стране. Но вот только логику этого постулата они понимают в прямом смысле, воспринимая строительство дорог как способ личного обогащения.

 

Криминальная арифметика

Видимо, поэтому Россия не первый год возглавляет рейтинг стран, где стоимость строительства дорог самая высокая. Некоторые эксперты посчитали, что средняя цена километра дорожного полотна в нашей стране вплотную приблизилась к значению, если бы дороги мостили чёрной икрой. Например, стоимость 48-километровой олимпийской дороги, которая связывает Адлер с Красной Поляной, составила около 227 миллиардов рублей. Такие заоблачные суммы могут поразить даже самое искушённое воображение.

И причём эти астрономические суммы – правило, а не исключение. Сами дорожники называют одной из основных причин дороговизны транспортных артерий крайне запутанные бюрократические правила. И сетуют, что, мол, в других странах порядок строительства дорог простой: строители получают земельный участок и начинают класть асфальт. А у нас строительным компаниям приходится преодолевать десятки бюрократических препон, не только строить дорогу, но и восстанавливать инфраструктуру, то есть переносить на новое место трубопроводы, магистрали. А это стоит немалых денег.

Но при этом, господа «зодчие трасс» тактично «забывают» упомянуть и такие факты, как собственные ошибки в проектах, которые составляются без учёта климата и местности, издержки технологии, низкую квалификацию персонала. А уж о том, что при строительстве транспортных артерий частенько происходит тотальное воровство, реализация коррупционных схем с откатами и подмазками, и вовсе никогда не признаются.

Дорожная отрасль, по мнению многих российских экономистов и аналитиков, требует самой жёсткой реорганизации. В частности, коренных изменений в сфере госзаказа, выбора подрядчика и контролирующих организаций. Также назрела крайняя необходимость в наведении порядка в процессе назначения на руководящие должности министерств, ведомств и непосредственно предприятий дорожного строительства по-настоящему эффективных управленцев-профессионалов.

 

Левые схемы

К сожалению, Ставропольский край этим похвастаться не может. Редкий месяц обходится без скандалов в сфере дорожного строительства. К примеру, жители краевого центра до сих пор с кривой ухмылкой вспоминают помпезный проект «17 дорог «Единой России», так широко распиаренный на старте и так бесславно завершившийся. Дороги, на которые давалась пятилетняя гарантия, стали рассыпаться, не прожив и года.

А недавний скандал, разразившийся вокруг реконструкции проезжей части на улице Космонавтов в Ставрополе? В отношении руководителя фирмы-подрядчика ООО «ДМД» Масиса Давтяна было возбуждено уголовное дело. Ему вменяют в вину присвоение почти 200 млн рублей, выделенных по контракту на строительство этой транспортной артерии. Как оказалось, почти все материалы, которые были задействованы при строительстве – «левые». Они не покупались фирмой (хотя по документам проходили как приобретённые у тех или иных компаний), а брались по принципу «плохо лежит». Гравий – из «диких» карьеров, щебень и прочие инертные материалы – оттуда же. Ну и, соответственно, ни о каких стандартах, соответствиях маркам прочности и прочим требованиям такие стройматериалы соответствовать не могут. Так что, сколько продержится в потребном виде дорожное покрытие на Космонавтов, остаётся только гадать. Но, судя по предыдущему объекту – проспекту Кулакова краевого центра, который «ДМД» «лечит» каждый год, – Космонавтов ждут многочисленные латки.

Кроме того, против руководителя ООО «ДМД» было возбуждено ещё одно уголовное дело по факту хищений по аналогичной схеме при проведении дорожных работ в Кочубеевском и Шпаковском районах по заказу краевого министерства дорожного хозяйства. Следствие считает, что должностные лица миндора были введены в заблуждение подрядчиком и перечислили на расчётный счёт ООО «ДМД» свыше 340 миллионов рублей.

 

Кто крышует дорожных воров?

И вот что интересно – в обоих уголовных делах, возбуждённых в отношении Давтяна, фигурируют некие «неустановленные лица», помогавшие ему прикарманивать казённые денежки. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не догадаться, что столь масштабное мошенничество при дорожных работах невозможно без участия чиновников регионального миндора. А тот факт, что победа в тендерах на дорожное строительство, особенно если речь идёт о десятках миллионов рублей, никогда не обходится без протекции в высших эшелонах министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта, не скрывают и сами дорожники. Впрочем, пугливо добавляя, что эта информация – не для печати. Ведь, как «по секрету» рассказывают руководители таких фирм, откат за тендер иногда доходит до 25 процентов от суммы контракта. Вот и приходится потом ловчить, заниматься приписками и использованием некондиционного строительного материала, чтобы «покрыть» эти расходы.

И также ни для кого не секрет, что нынешний руководитель министерства Игорь Васильев не раз становился ньюсмейкером в связи со скандалами дорожной отрасли. Как сообщил «Ставропольскому репортёру» источник в правоохранительных органах, за всё время его «строительно-дорожной» деятельности на различных должностях он более полутора десятков раз становился фигурантом уголовных дел коррупционного толка. Ещё в начале нулевых, будучи руководителем ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог», он распоряжался казёнными деньгами, как собственными и, разумеется, в свою пользу. В частности, заключал от имени предприятия договоры страхования с ОАО «Регионгарант», директором которого являлась его жена, причём стоимость услуг этой страховой компании обошлась ГУПу куда дороже, чем у аналогичных страховых компаний. Кроме того, Васильев перечислял деньги ГУПа некоему благотворительному фонду «Интеркультура» за заграничное обучение своей дочери. И таких дел и делишек, тянущихся со времён оных до наших дней – вагон и маленькая тележка. Но, что интересно, ни одно из них не было доведено правоохранителями до конца. Причина? Поговаривают, что есть у Васильева «мохнатая лапа», заботливо прикрывающая его от всех бед. А телефонное право несмотря на все заверения людей в погонах, в России так никто и не отменил…

 

Не по Сеньке шапка?

И вот такому человеку, так «рачительно» распоряжающемуся дорожным хозяйством края, которое шло ни шатко ни валко, поручили ещё и быть ответственным за строительное направление в регионе, слив в один флакон два министерства – дорожно-транспортное и строительное. И что на выходе? Опять скандал за скандалом. Черепашьи темпы строительства детских садов, замешенные на коррупционных схемах. Проваленная «от» и «до» программа по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь, по данным министерства образования и молодёжной политики СК, в 2015 году квартирами должны быть обеспечены 1093 человека. Из регионального и федерального бюджетов на эти цели выделены полмиллиарда рублей, уже приобретены около 100 квартир. Но жильё с начала года получили всего… два (!) человека – в Ставрополе и Грачёвском районе. Не менее аховая ситуация с программой переселения граждан из ветхого жилья. Из-за «ударных» темпов её выполнения министерством, возглавляемым И. Васильевым, край уже попал в чёрный список из девяти регионов, которым выставлен штраф за срыв программы. И при этом, отметим, Васильев на голубом глазу докладывает на всех уровнях, что «всё хорошо, прекрасная маркиза». Так, в прошлом месяце он отчитывался на селекторном совещании Минстроя РФ, что Ставрополье семимильными шагами приближается к выполнению всех пунктов программы. А две недели назад рапортовал уже губернатору края, что дома-долгострои для переселенцев из ветхого жилья в посёлках Подкумок Предгорного района и Анджиевский Минераловодского сданы в эксплуатацию. Ведь два новых социальных дома в посёлках должны были ещё 15 июля 2015 года принять 198 переселенцев. Таким образом, должен был завершиться первый этап программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах». Но вот незадача – дома так и не доделаны. В частности, внутренняя отделка не завершена, в некоторых квартирах отсутствуют обои, межкомнатные двери, не проложена электропроводка и т.д. Со слов строителей, на окончание работ необходимо ещё не менее месяца. А «счастливые новосёлы», как выяснилось, ещё в глаза не видели ни уведомлений о получении ключей от квартир, ни свидетельств о регистрации. Так что, как говаривал не безызвестный Коровьев из «Мастера и Маргариты»: «Поздравляю, гражданин соврамши». В общем, к чему это я? Да к тому, что руководству региона пора бы присмотреться к результатам деятельности министра Васильева и сделать вывод. Какой? Ну, например, вспомнить крылатую фразу О. Генри: «Боливар не выдержит двоих». Кстати, рассказ, в котором эта фраза фигурирует, называется «Дороги, которые мы выбираем». Символично, не так ли?

Комментарии ()