еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

В Минздраве сраму не имут, или Слово о полку Игоревны

С января 2014 года в нашей стране проводится масштабная оптимизация системы здравоохранения. Определённые результаты такой оптимизации уже заметны. В 2014 году было ликвидировано 26 медицинских организаций. Ещё 41 учреждение предстоит ликвидировать в текущем году. А всего за четыре года реформы системы здравоохранения число больниц должно сократиться на 11%, поликлиник – на 7%.

В начале апреля 2015 года Счётная палата, возглавляемая бывшим министром здравоохранения РФ Татьяной Голиковой, обнародовала неутешительные итоги преобразований в министерстве. Более 17 тысяч населённых пунктов остались даже без фельдшера, и жители этих сёл и деревень теперь вынуждены по бездорожью преодолевать десятки километров до ближайшей поликлиники. Сроки ожидания оказания медпомощи в некоторых регионах повысились в два и более раза. Единственный показатель, демонстрирующий устойчивую положительную динамику – рост объёма платных медуслуг. По сравнению с 2013 годом они увеличились почти на 25%. На все претензии госаудиторов в Минздраве отвечают лаконично: «Всё вовсе не так плохо». Правда, при этом не уточняют, где находится то место, где «всё не так плохо».

16 апреля 2015 года Президенту Российской Федерации Путину на «открытую линию» поступило около 3 млн вопросов. Значительное количество касалось резкого удорожания лекарств, невозможности их получения в аптеках по бесплатным рецептам. А буквально накануне министр здравоохранения России Вероника Скворцова убеждала Президента в том, что и лекарства в полном объёме имеются в наличии, и необходимые денежные средства зарезервированы «на всякий случай». Так что оснований для беспокойства не должно быть. Тем не менее бодрые заверения министра Скворцовой народ почему-то не успокоили. В очередной раз ситуация напомнила призвание новгородцами Рюрика на княжение: «И ресурсы у нас есть, и деньги у нас есть. Порядка только нет». И пока в Минздраве не будет наведён элементарный порядок, не будет налажена системная работа, народ всё так же критически будет оценивать «успехи» министерства.

По закону сохранения материи и энергии можно было бы ожидать, что, ослабив свои позиции на направлении обеспечения населения лекарственными препаратами и оказания медицинских услуг, Минздрав всецело сконцентрировал свои усилия на иных, более значимых для него вещах, скажем, на развитии санаторно-курортного лечения. Тем более, что, по подсчётам специалистов, каждый рубль, вложенный в курортную отрасль, приносит экономике страны до шести рублей прибыли. И в наших непростых экономических условиях можно было бы ежегодно эффективно оздоравливать миллионы россиян с помощью природных лечебных ресурсов.

Но такие простые решения оказались малопривлекательными для федерального министерства здравоохранения. Вместо этого Минздрав (опять-таки, в рамках оптимизации) инициировал процедуру передачи подведомственных санаториев дотационным субъектам. Над санаториями Минздрава России нависла реальная угроза превращения в недалёком будущем из флагманов отрасли в заштатные медицинские учреждения. Оправданность такого подхода сомнительна. Тем не менее в ведомстве Вероники Игоревны Скворцовой не отказались от попытки довести начатое до логического завершения.

События последнего времени показали, насколько небезразлична всем оказалась судьба единственного в Российской Федерации курортного региона Кавказские Минеральные Воды. Будущее четырёх курортов федерального значения – Ессентуков, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска – волновало экологов, курортологов, общественность, политиков. И вновь единственной федеральной структурой, которая в этом процессе осталась сторонним наблюдателем, оказался Минздрав России. Несмотря на то, что министерство в соответствии с распределением полномочий отвечает за развитие курортного дела в России, оно предпочло наблюдать, как непрофильное министерство (Минкавказ) методом проб и ошибок пытается разработать проект закона о курортном регионе КМВ. Однако в силу отсутствия понимания сути проблемы Минкавказ никак не может справиться с поставленной задачей. Это и неудивительно. Разве можно от министерства, «заточенного» на решение вопросов экономического характера, требовать выработки оптимального варианта решения природоохранных и здравоохраненческих задач? Получилось, как в известном анекдоте о конверсии танкового завода. Сколько ни пытались изменить технологию, заменить специалистов и т. д., с конвейера по-прежнему вместо комбайнов и сеялок сходили исключительно «Т-34».

В ситуации с Минкавказом уместна и другая аналогия, прекрасно проиллюстрированная Крыловым в басне «Квартет». Достаточно прочесть мораль басни «А вы, друзья, как ни садитесь, – все в музыканты не годитесь», чтобы понять, что виртуозно сыграть «курортную рапсодию» Минкавказу вряд ли удастся. Тем более что и ноты, и инструменты находятся в руках Минздрава.

Но это только в случае разработки законопроектов, направленных на развитие курортного региона Кавказские Минеральные Воды Минздрав России проявляет такие застенчивость и нерешительность. Когда нужно разработать проект закона, способного нанести непоправимый ущерб курортной отрасли страны, Минздрав оказывается тут как тут. Это его проект, одобренный депутатами Госдумы в первом чтении 26 сентября 2014 года, за его вредоносность не ругает только ленивый. Да и как по-иному относиться к законопроекту, разрешающему застраивать первую зону охраны курорта, позволяющему перепрофилировать санатории, фактически снимающую остатки системы защиты с курортных территорий?

Но главную опасность представляет даже не это. С лёгкой руки Минздрава России предлагается законодательно закрепить возможность работы санаторно-курортных учреждений с 1 января 2018 года только при условии включения их в особый реестр, министерством же и составленный. Поручение разработать такой реестр было дано Министерству здравоохранения России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 101 ещё в 1996 году. В августе 2007 г. в министерстве был даже издан соответствующий приказ № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации». За 18 лет Минздрав не смог разработать данный реестр. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы предположить, что министерство сможет выполнить данную работу за 2,5 года. Но тогда в соответствии с законопроектом № 555658-6, авторство которого принадлежит Минздраву России, многие здравницы вынуждены будут прекратить свою деятельность со всеми вытекающими из этого «прелестями» в виде дополнительной безработицы, выпадающих налогов, роста социальной напряжённости. Неужели это является основной целью, которую преследует профильное министерство?

В том законопроекте, который разрабатывает Минкавказ и который старательно не замечает Минздрав, также имеется множество скрытых угроз. Чего стоит только попытка законодательно закрепить возможность использования курортников в качестве подопытных кроликов, на которых будут испытывать действие новых иностранных лекарственных препаратов! С точки зрения нормального человека это чушь собачья, но реакции на такую новацию федерального министерства, возглавляемого «доктором в четвёртом поколении», почему-то не наблюдается.

Интересен и ещё один момент. Всем известно, что свою популярность курорты Кавказских Минеральных Вод приобрели благодаря наличию разнообразных по составу и свойствам природных лечебных минеральных вод. На протяжении столетий эти воды считались эффективным лечебно-профилактическим средством. Но теперь данная ситуация может кардинально измениться. Ряд иностранных компаний разрабатывает для Таможенного Союза новый технический регламент, в соответствии с которым лечебные минеральные воды «превратятся» в пищевой продукт. В Минздраве об этом знают, но упорно делают вид, что ничего не замечают. Возможно, не хотят огорчать своей принципиальностью какой-нибудь «вимм-билль-данн» или «пепси-колу».

Воображение рисует прямо-таки жуткую картину. В соответствии с новыми нормативами Минздрава курортникам настойчиво рекомендуют опробовать на себе чудодейственную силу до конца не изученных лекарств. По новым методикам, разработанным министерскими диетологами, всем отдыхающим в санаториях предлагают новый «пищевой продукт» – лечебную минеральную воду,– который необходимо употреблять до еды, после еды и вместо еды.

Не хотелось бы думать о грустном, но данный сценарий развития событий вовсе не кажется чем-то невероятным. Неужели и тогда мы услышим сакраментальное минздравовское: «Всё вовсе не так плохо»?

Исполняющий обязанности руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод М.С. Бондаренко

Комментарии (0)