еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Ремонтный капитал

В конце марта Дума Ставропольского края организовала круглый стол по вопросам, связанным с проведением капитального ремонта многоквартирных домов. Впечатление сложилось удручающее. Субъективные ощущения подкреплялись объективным мнением многих депутатов и приглашённых участников этого планового мероприятия.

В очередной раз пришлось убедиться в безнадёжности методов реализации многих вполне разумных инициатив и предложений. Особенно заметно это становится в нашем крае в тех случаях, когда органы власти вместо реального содействия гражданам или их объединениям начинают внедрять нежизнеспособные конструкции жёсткого администрирования. Причём в вопросах, к которым они, по сути, должны иметь лишь «вспомогательное» отношение.

 

Дорога в никуда

В создаваемой цепочке помещение – собственник – деньги – «котёл» – здание отсутствует логическая взаимосвязь. Деньги связаны не с помещением, а с собственником, который в любой момент может поменяться. В свою очередь помещение не связано с домом. Многоквартирный дом существует лишь как объект капитального строительства, а вот как объект права – нет. Накопления на капитальный ремонт дома должны быть корректно привязаны к стоимости помещений с конкретными кадастровыми номерами. Соответственно, пока этого нет, накопления не будут надлежащим образом учитываться и отражаться в документах при осуществлении сделок с недвижимостью.

В этом отношении «общий котёл» сильно смахивает на финансовую пирамиду общегосударственного масштаба, созданную по недомыслию должностных лиц в законодательной и исполнительной власти. Время общих котлов прошло. Фонды капитального ремонта действительно могли бы стать инструментом содействия собственникам в части проведения единой страховой и накопительной политики с элементами взаимного кредитования. Только тогда нужно было использовать другие принципы работы. Что мешало воспользоваться опытом подзабытых касс взаимопомощи или немецких строительных касс и внедрить конструкцию новых коллективных взаимоотношений, близкую к их системе деятельности.

В настоящее время видим другое. Несмотря на подобие законодательного регулирования правовые основания формирования ремонтных капиталов вызывают, по меньшей мере, недоумение. На сегодня вообще отсутствуют юридически корректные договоры. «Опытные» варианты уже было начали рассылать собственникам, но грамотный человек предлагаемые тексты подписывать не станет. В подобные документы заложено бесправие собственников помещений и «броневая» защита регионального оператора от ответственности по любым позициям. Все стрелки переводятся на органы местного самоуправления и собственников помещений.

Обосновать сбор денег на ремонт общего имущества многоквартирных домов проблематично. О каком общем имуществе можно говорить, если в правовом поле нет ни одного закона, ни одного постановления правительства, ни одного ведомственного нормативного акта, который бы устанавливал порядок его определения? Отсутствует чёткое регламентирование всех технических и правовых процедур, обязательных для исполнения как собственниками помещений, так и органами власти на местах. При рассмотрении различных проблем муниципалитеты не желают проливать свет на подробности движения имущества, которое изначально имело статус общего. Стало быть, кроме как в судебном порядке рассматривать подобные проблемы совершенно невозможно.

Градостроительное и жилищное законодательство, конечно, содержит некоторый набор норм и определений. Хотя они и являются официальными, но не отличаются чёткостью, а нередко противоположны и по смыслу, и по возможному правовому применению. Это порождает немалую путаницу. Далее эта путаница создаёт настоящий правовой хаос по причине своеобразного исполнения множества подзаконных нормативных актов.

Неприглядная картина складывается. Общее имущество юридически не определено, а деньги на его ремонт собирают повсеместно. Позвольте, в каком ещё государстве, кроме нашего, такое возможно?

 

Через … ЖКХ

Существует немало проблем повседневной жизни, которые невозможно регулировать без участия государства или местного самоуправления. Беда в том, что большинство этих проблем изначально и созданы теми, кто теперь должен всё это как-то регулировать.

Сначала госорганы десятилетиями собирали деньги на капитальный ремонт жилья в составе оплаты и по большому счёту ничего не делали. Затем весь жилищный фонд спихнули на жителей, опять-таки, не выполнив своих социально-бюджетных обязательств по приведению его в порядок. Теперь властные посредники снова занялись администрированием очередных поборов с населения. Причём даже с этой первоначальной задачей справляются безобразно плохо. За первые месяцы собрано 33%. По школьным критериям это на два с плюсом.

Чего дальше ждать от безответственного администрирования, когда дойдёт дело до проведения самого ремонта?

Уже сегодня на горячую линию только самого фонда поступают 800 обращений в день. Возмущение населения возрастает. Причём не столько тем, что приходится платить больше, а тем, что осуществлять платежи вообще технически невозможно.

Программа капремонта начала работать позднее запланированного срока. Так что мешало заранее «обкатать» первую общекраевую систему платежей? Направляя собственникам помещений квитанции с начислением одного рубля символической оплаты в течение пары месяцев, вполне можно было провести практическое тестирование персонифицированных платежей. Попутно выявляя массу нестыковок ещё и по другим вопросам.

На сегодняшний день в крае нет единой системы работы с платежами капитального ремонта. Фонд капремонта самостоятельно выставляет только семь процентов платежей от необходимого количества. Декларируемая «агентурная сеть» весьма разномастная. Шесть организаций работают по агентским договорам и принимают платежи, охватывая 56% собственников помещений. Они начислят взносы, формируют и представляют для оплаты платёжные документы, принимают оплату и будут вести претензионную и исковую работу.

Остальных собственников будет обслуживать ФГУП «Почта России», но не не полному циклу. Начисление делает региональный оператор. «Почта России» через информационные системы самостоятельно изготовит платёжный документ и доставит его собственнику.

Работа почты восхищения не вызывает, да и доставлять часто некому. Особенно в случаях с нежилыми помещениями в многоквартирных домах. Непонятно, как доводить оплату до частников. Кто они, где находятся? Вообще по нежилым помещениям огромные проблемы...

Цинизм в работе сборщиков капиталов для ремонта поражает. Только подрядчиков выберут сами! Их дело – деньги! Поскольку сами собрать не в состоянии, значит, поручат другим. Контролировать не могут, стало быть, опять будут выбирать и передавать контроль работ сторонним организациям. Остальные проблемы тоже к ним не относятся, пусть их разруливают собственники и органы местного самоуправления.

Очень обеспокоили и другие высказывания работников фонда. Звучали реплики руководства о том, что в их обязанности входит лишь предоставление сведений о начислениях, и вообще они не должны доставлять платёжные документы. А сумму собственник помещения может самостоятельно узнать в кассе по месту оплаты.

Платить придётся за всё. В том числе и за сам факт «оплаты»: взнос на сам ремонт, чтобы сделали начисление, чтобы доставили платёжку, чтобы деньги приняли, затем чтобы проверили, потом долги взыскали и т.п. Интересно, это они всерьёз полагают, что «Почта России» за два процента будет долги взыскивать?

А уж заявления о доначислении плюсом к этим не понятно на что идущим поборам ещё и «штрафов» за долги выглядит откровенным издевательством. Да, с первого апреля уже можно брать деньги за трёхмесячную просрочку платежей. Только за что? За ошибки, системные сбои и неспособность регионального оператора создать работоспособную систему сбора платежей?

Сейчас теоретически оплатить можно бесплатно только через Россельхозбанк или с оплатой одного процента через Сбербанк. Кстати, почта за доставку и прочие услуги получит два процента от сбора платежей, правда, не от собственника напрямую, а от регоператора.

На практике всё куда печальнее. Некоторые районы края вообще пока не охвачены системой платежей.

 

Повтор с вариациями

Кризис сбора оплаты дополняется развалом платёжных систем. Это относится ко всем уровням – и местным, и региональным. От некогда единого пространства взаимодействия остались одни лохмотья, которые при существующих подходах к управлению уже никак не соединишь воедино. Устроители этого апокалипсиса прекрасно понимают, что «фарш нельзя прокрутить обратно». Один делает, второй платит, а с деньгами забавляются многие. Чужих, хотя уже и работающих на рынке платежей, пускать не торопятся. Да что там чужих, «прокатили» даже специально созданное для этого государственное унитарное предприятие.

Обязанность людей участвовать в накоплениях при сверхнестабильной финансовой политике государства вообще не имеет экономического смысла. Подобная ситуация уже имеет место быть с обесцениванием пенсионных накоплений.

Сложившаяся практика объединять, укрупнять и передавать всё на откуп частным или вообще не пойми каким структурам порочна и обречена. Поэтому рано или поздно придётся искать иные способы финансирования капитального ремонта и работы региональных операторов. В любом случае эти операторы не должны становиться режиссёрами и тем более продюсерами или финансовыми директорами за чужой счёт.

Нестыковки платёжных систем, счетов и отчётности не самая большая проблема.

Систему платежей со временем, без сомнения, наладят, но будет ли налажено эффективное взаимодействие с собственниками в процессе осуществления самого капремонта? Судя по тому, что в 8000 из 9500 многоквартирных домов у собственников помещений так и не появился инструмент эффективного представительства, ответ на этот вопрос скорее всего будет отрицательным.

Комментарии (0)