еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Реформа номер пять

Отчаянные попытки спасения пенсионной системы не дают ожидаемых результатов. В новом году трёх рабочих дней не прошло, как правительственные глашатаи вновь заговорили о повышении пенсионного возраста. Очередная пенсионная реформа стала «трещать по швам», толком ещё даже не начавшись.

Забывая о своих социальных обязательствах, правительство с каждым разом реализует всё более жёсткие варианты пенсионного обеспечения.

Отсутствие намерений предпринимать какие-либо действия для пересмотра либеральной модели экономической политики стало абсолютно очевидным фактом. С каждым годом растут объёмы перераспределения национального достояния в карманы окружения правящих элит. Много лет подряд сокращается финансирование социальных расходов. Бремя своей ответственности государство последовательно перекладывает на население. Ноша обязательных отчислений стала непосильной для подавляющего большинства граждан и организаций.

За возможность легально работать государство требует до неприличия высокую плату.

 

Как усидеть между стульями

Судя по всему, перед тем как в очередной раз свернуть налево по златой цепи нашего лукоморья и «завести песнь» о повышении пенсионного возраста, общественности в качестве угрожающей альтернативы предъявили очередную страшилку.

Впервые за всю историю пенсионного реформирования высокие государственные чиновники стали высказываться о целесообразности свёртывания государственной пенсионной системы.

Напугали, называется. Предупредить – значит вооружить. По-моему, это даже более гуманно, чем очередное подсовывание под нос морковки. Лучше честно сказать о начале конца пенсионного обеспечения и начинать думать о вариантах выхода из сложившейся тупиковой ситуации.

На сегодняшний день реалии таковы, что треть населения, большей частью молодёжь, по тем или иным причинам вынуждена находиться в тени. Логика молодёжи непробиваема. Если они не видят положительных изменений в ближайшей перспективе, то греть себя надеждами, что будет лучше через 30 лет, по меньшей мере, наивно. Слишком часто обманывали. К тому же, всё равно распорядиться своими накоплениями невозможно, как и повлиять на то, где эти деньги будут гулять долгие годы, пока совсем не обесценятся.

Большая часть вступающих в трудовую жизнь людей резонно полагает, что заботиться о себе, а также разбираться со своими активами лучше без дорогостоящего посредничества государства, и не хотят доверяться государству.

В то же время руководство страны не желает признавать порочность выбранных экономических стратегий. Нельзя одновременно двигаться в противоположных направлениях. Для населения неприемлема политика повышения выплат государству в сочетании с его отказом от социальных гарантий.

Замазывая реальные намерения густым гримом популизма, государство, пытаясь сесть сразу на два стула, оказывается в состоянии пролёта между ними.

Итог. По заявлению вице-премьера Ольги Голодец, на сегодняшний день правительство не имеет сведений о занятости 37 миллионов человек. Огромная армия людей не понятно чем занимается. Да здравствует самозанятость?

Пятнадцать лет миновало с момента старта предыдущего пенсионного реформирования и многолетней эпопеи по конвертации пенсионных прав. В январе 2015 года всё повторяется заново.

Можно уже со счёта сбиться, сколько же этих реформ прошло за полвека. На памяти одного поколения это уже пятая пенсионная реформа. Ближайшие десять лет опять все будут реформировать, и будущее не предвещают ничего хорошего. Ещё лет десять, и реформировать будет нечего. Придётся формировать всё заново.

В лучшем случае единая государственная страховая пенсионная система рассыплется на ведомственные, которые будут принадлежать госкорпорациям и крупным сырьевым частным объединениям. Что уже и сегодня имеет место.

 

Сочетание несовместимых полумер

Понять идеологию реформы затруднительно. Да её и нет, если не считать идеологией сырую концепцию примитивного понуждения народа с детства думать о сохранении на старость того, что ещё не успели отнять в предыдущие годы.

А вот разобраться с исходными экономическими принципами оказалось достаточно просто. Многое понятно, кроме уже слишком откровенных манипуляций с множеством переменных для определения индивидуального годового пенсионного коэффициента. Дьявол, как всегда, в деталях. Но об этом позже.

Убрав косметику в виде мудрёной системы математических формул, вызывающих ужас только у кандидатов на сдачу ЕГЭ, очевидно, что без тени стыда в пенсионную систему официально заложили десятикратное неравенство.

И это без учёта особых условий назначения пенсий. Значит, реальна и большая разница. Напомню, всего лишь четырёхкратное расхождение в доходах бедных и богатых в цивилизованных странах признаётся опасным фактором неустойчивости государства.

В прошлом году впервые уменьшился размер вновь назначенных пенсий по сравнению с предыдущим. По данным Росстата, реальный размер начисляемых в 2014 году пенсий сократился на полпроцента.

Что хочется сказать по этому поводу – в таких условиях дети помогать родителям пенсионерам не смогут, скорее, можно будет наблюдать обратную тенденцию.

Неудачные пытки компромиссного сочетания несовместимых полумер не работают.

Классический пример для отложенного оформления пенсии. Расчёты показывают, что при равных исходных условиях потери при пятилетнем отказе от получения пенсии продолжающего работать пенсионера по сравнению с работающим пенсионером, получающим пенсию, компенсируются только через четырнадцать лет – к семидесяти четырём годам. И только после этого срока начнётся небольшое увеличение, если, конечно, повезёт дожить до этого счастья.

Рабочему люду с грошовыми заработками надеяться не на что. В лучшем случае можно мечтать о социальной пенсии. Тем более что уже в этом году размер социальной пенсии вообще может превысить половину максимально возможной суммы страховой пенсии.

 

Повышение со слезами на глазах

При получении январских пенсий многих озадачила загадочная прибавка в размере 24,66 рублей. Большинство пенсионеров с недоумением отнеслись к столь «весомому» повышению. Некоторые посчитали подобное повышение оскорбительным и даже как-то пытались выразить своё возмущение.

Собственно, к повышению пенсий эта технологическая прибавка прямого отношения не имеет. Дело в том, что фиксированный базовый размер пенсии в сумме 3910 рублей 34 копеек с 1 января 2015 года заменён фиксированной выплатой в размере 3935 рублей. Разница между этими суммами и была выплачена. Далее, фиксированная выплата ежегодно в феврале будет индексироваться. По предварительным данным, в этом году фиксированная выплата увеличится на 11,4%, и её размер возрастёт до 4383 рублей 59 копеек. То есть прибавка к пенсии за счёт индексации этого компонента составит не менее 448,59 рублей.

Все заработанные до 2015 года пенсионные права будут рассчитаны по старым законам и правилам, действовавшим в те периоды времени, а затем конвертироваться в баллы. По опыту Германии и Франции учёт пенсионных накоплений и индексация страховых пенсий с 2015 года будут осуществляться только через индексацию стоимости годового пенсионного коэффициента, который для простоты и называют баллом.

Годовая стоимость одного пенсионного балла для подсчёта пенсии на 1 января 2015 года составляет 64,1 рубля.

В бюджете Пенсионного фонда России заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2015 года на 7,5%, то есть до 68,91 рубля. Однако стоимость балла будет проиндексирована на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год. Уже подготовлен проект постановления о повышении на 11,5%. В этом случае стоимость балла составит 71,47 рубля. Пока и это не окончательный вариант.

По субъективным оценкам потребительские цены выросли более весомо из-за обесценивания рубля в конце прошлого года. Пока официально утверждённых цифр нет. Сотрудники пенсионных фондов обратились к СМИ с просьбой не указывать конкретные суммы повышения пенсий, пока не появятся окончательные решения и не будет объявлена годовая стоимость пенсионного балла на 2015 год.

Уверенно можно сказать, что по итогам февральской индексации среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2015 году ожидается в размере более 12844 рублей.

С первого апреля опять многое будет меняться.

На фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера будут проиндексированы социальные пенсии. Предварительно обсуждаемый индекс повышения может составить не менее 12,3%. Это значит, что с 1 апреля 2015 года среднегодовой размер социальной пенсии составит не менее 8496 рублей.

Кроме того, после подведения итогов предыдущего года может стать реальностью ещё одно повышение страховой части пенсии.

В апреле также повысится размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) для некоторых категорий пенсионеров. По явно устаревшим планам прошлого года размеры ЕДВ предполагалось проиндексировать на 5,5%.

В августе повысят пенсии работающим пенсионерам. Повышение ограничено законом и составит три балла. Пока эта сумма составляет 192 рубля 30 копеек, но ко времени перерасчёта работающему пенсионеру станет немного больше.

Всё это окончательно станет известно лишь в конце месяца. После того как наши чиновники, в конце концов определятся с индексом роста потребительских цен.

Накопительная часть пенсии на этот год заморожена. В 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов. Обсуждается возможность продления режима «заморозки» накопительной части пенсии до 2018 года.

Поскольку пенсионные накопления уходят мимо счетов пенсионеров, то и говорить о них пока не будем. Да и что сейчас обсуждать институт накопления, если отсутствует институт сохранения…

 

О чём говорят официально

Чтобы стать участником системы обязательного пенсионного страхования, по новым правилам с 2015 года необходимо соответствовать следующим критериям:

1. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Годовая стоимость индивидуального пенсионного коэффициента, или иначе пенсионного балла для подсчёта пенсии по состоянию на 1 января 2015 года (до февральской индексации), составляет 64,1 рубля.

Отталкиваясь от этой оценки, можно рассчитать «зарплатный» эквивалент одного годового пенсионного балла в январе 2015 года. Пока один пенсионный бал соответствует 7978 рублям среднемесячной зарплаты. Эта сумма является пороговой для вхождения в страховую систему и удивительным образом совпадает с величиной прожиточного минимума в Ставропольском крае, как и в прочих дотационных регионах.

Минимальное количество пенсионных баллов за год можно заработать с отчислений от месячного заработка, равного одному минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). В 2015 году это 5965 рублей в месяц, или 0,74 балла в год. Если ежегодно зарабатывать только минимальное количество баллов, то после 2025 года их суммы не хватит для получения права на страховую пенсию даже при тридцатилетнем стаже.

Максимальное количество пенсионных баллов, заработанных в течение одного года, не может превышать десяти. Но это только с 2021 года. Годовая вилка баллов на переходный 2015 год составляет от 0,74 до 7,39 баллов. Число 7,39 соответствует накопленным баллам при максимальной зарплате 59350 рублей в месяц, или 711000 рублей в год. На сегодняшний день это предельный размер заработка, при котором начисляются взносы в ПФР по ставке 22%.

При оформлении пенсии заработанные в течение каждого года пенсионные баллы суммируются. Минимальная итоговая сумма всех накопленных за период трудовой деятельности пенсионных баллов для начисления пенсии не может быть менее установленного значения. В переходном 2015 году достаточно для начисления пенсии иметь 6,6 балла. По мере приближения к 2025 году эта цифра плавно будет подниматься до 30 баллов. Происходить это будет одновременно с ежегодным поэтапным повышением минимального страхового стажа, необходимого для получения права на пенсию, с прошлогодних пяти до пятнадцати лет, предусмотренных новым законом.

С 2025 года пятнадцать лет будет единым минимальным сроком деятельности, после которого возможно пенсионное обеспечение. Этот срок совпадает с минимальным, дающим право на пенсию сроком государственной службы, которая назначается совсем по другим правилам.

Ещё один момент. Период получения пособия по безработице будет учитываться в эти минимальные пятнадцать лет. Но ни одного балла для расчёта суммы пенсии это время не даст.

А вот за некоторые другие социально значимые периоды будут начисляться ежегодные 1,8 пенсионных балла. Это период военной службы по призыву, период ухода за ребёнком-инвалидом первой группы или за гражданином, достигшим возраста 80 лет, и период отпуска по уходу одного из родителей за первым ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

За второго ребёнка начислят 3,8 балла, за третьего и четвёртого 5,4 в год. При этом общая продолжительность социально значимых периодов для начисления пенсионных баллов не может превышать шесть лет. Государство и пенсионный фонд «не рекомендуют» иметь более четырёх детей. Время ухода за пятым и последующими детьми пенсионных баллов не принесёт.

Кстати, 1,8 балла в год ощутимо пополняют копилку баллов и соответствуют отчислениям в пенсионный фонд при заработной плате, равной 14392 рубля в месяц.

 

Код нищеты, или Считая между строк

Полвека пенсионное реформирование отталкивалось от стажа и средней заработной платы в стране. Затем в постсоветский период реформаторы переориентировались на прожиточный минимум, прикрываемый коэффициентами индекса цен. Сейчас размер пенсии привязан к деньгам и зависит от максимальной суммы денег, которая поступает на счёт конкретного работника в пенсионном фонде.

Попробую рассказать подробнее, о чём умалчивают или не договаривают.

Элементарный математический анализ доступных на сайте пенсионного фонда цифр оптимизма не внушает. До 2021 года инфляция прогнозировалась в размере 44%, или более 7% в год. Этот сценарий заготовлен задолго до кризиса, и цифры говорят сами за себя.

Для упрощения понимания «экономической кухни» новой реформы следует сделать некоторые допущения. Предположим, что к 2015 году предлагаемая пенсионная система действует уже тридцать лет в сочетании с советской стабильностью рубля. Тогда в цифрах начала января можно проиллюстрировать, насколько замечательные преобразования нам подготовили.

Итак, максимально возможную страховую пенсию можно получить, если выработать самый большой срок для начисления максимального количества баллов – тридцать лет с максимальным показателем в десять балов за каждый год. В этом случае в общем итоге зарабатывается предельно допустимая сумма в количестве трёхсот балов. При январской стоимости балла 64,1 рубля выходит максимальная сумма ежемесячной пенсии 19230 рублей. К этой сумме добавят «полбалла» на бедность в виде фиксированной выплаты в размере 3935 рублей (0,488 балла по январскому курсу пенсионного фонда).

Прямо скажем, по нашей жизни не густо, и это если тридцать лет подряд ежегодно зарабатывать 710000 рублей в год (то есть не менее 59350 рублей в месяц).

А где вы видели такие доходы? В Москве, на сырьевых вотчинах, да у высоких государственных начальников! Словом, там, где в довесок к государственным пенсиям давно развернули ведомственное пенсионное обеспечение или региональные выплаты.

Восемьдесят процентов населения страны и о третьей части таких доходов даже мечтать не может!

Пока не совсем понятно, как будут учитываться в новой системе периоды работы, позволяющие получить пенсионное обеспечение до наступления установленного срока выхода на пенсию.

Выводы очевидны. Взят курс на сворачивание страховых выплат. За все годы реформ власть так и не научилась жить по средствам.

В таком виде реформа не устраивает никого. Для тех, кто зарабатывает более семисот десяти тысяч рублей в год, это сигнал не платить. Зачем, если минимальная пенсия в Москве и так 14400 рублей в месяц?!

Для тех, у кого доходы ближе к противоположной крайности, стимулы также отсутствуют. Размер будущей страховой пенсии заведомо получается ниже минимальной пенсии и ниже прожиточного минимума. Социальная пенсия становится более предпочтительной альтернативой. И зачем зарабатывать пенсию, если в этом нет смысла?

Поскольку страховая составляющая кроме усмешки никаких других эмоций не вызывает, возникает устойчивая убеждённость, что всё равно опять обманут.

Комментарии (0)