еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Город, которого нет, или Подстава для губернатора

Объединение города Минеральные Воды с Минераловодским районом – продуманная реформа или полукриминальная авантюра? Пока что понятно одно: отдельные чиновники набьют карманы, при этом для простого населения наступят чёрные времена – объединение нещадно ударит по их кошельку.

 

Реформа или передел?

На Ставрополье запущена беспрецедентная реформа по объединению города Минводы и Минераловодского района в единый городской округ. В итоге сам район должен прекратить своё существование как административно-территориальная единица. На внеочередном заседании Минераловодского совета депутаты пятнадцати поселений района, по сути, объявили о самоликвидации – органы местного самоуправления на селе теперь упразднят. Так же заявлено о ликвидации сразу всех четырёх ветвей власти города и района – двух администраций (городской и районной) и, соответственно, двух парламентов.

Последствия этой реорганизации видятся пока лишь в очень общих чертах – вопросов гораздо больше, чем ответов. Какой теперь будет административно-управленческая структура? Каковы размеры и возможности консолидированного бюджета? Каково экономическое обоснование данной реформы? Никакой конкретики на этот счёт нет. Не известно штатное расписание, количество чиновников, количество имущественных объектов. Нет никаких вменяемых цифр и экономических аргументов, по которым будет идти управленческая перестройка.

Кому же понадобилось проводить столь спешное объединение? Для кого или «под кого» запущена данная реформа, и на каком месте в ней стоят интересы простых граждан? Например, эксперты и политологи уже высказались о том, что вся эта глобальная кампания организована с одной целью – привести к власти конкретных людей. С последующим переделом государственной и частной собственности.

 

Бюджеты и налоги

Правы они или нет – реформа покажет. Но уже сейчас экономист любого уровня может твёрдо сказать, что территория категорически не готова к объединению, не просчитана финансовая сторона – самая главная составляющая реформы. Ощущение авантюризма придаёт и революционная быстрота, с которой её хотят провести. Локомотив и главный лоббист объединения – краевой депутат Айдын Ширинов – не раз говорил об огромной пользе консолидированного бюджета города и района. Однако он ни разу не пояснил, по какому принципу данный бюджет будут сращивать.

Известно, что новый бюджет должен быть сформирован сразу после сентябрьских выборов, которые пройдут, естественно, с учётом новой структуры управления. При этом до конца года останется три месяца, то есть целый квартал неисполненных бюджетов всех поселений района. Бюджетный год надо будет закрывать, но как? Объединить все эти 16 бюджетных «хвостов» во что-то единое? Такого ещё не делали ни Копперфильд, ни его друг Кашпировский! Короче, кто и как будет «доисполнять» бюджеты поселений – первая головоломка для краевого минфина от Айдына Ширинова.

Новый депутатский состав, который выберут в сентябре, тоже должен совершить невозможное – до нового года утвердить структуру администрации, написать Устав городского округа, передать-принять имущество района и разобраться с местными налогами. Налоговый период начинается с 1 января, значит, 1 декабря все налоги должны быть утверждены и опубликованы. А это и налог на землю, и налог на имущество физических лиц, это все «перекочевавшие» в город районные (поселенческие) налоги – всё должно быть приведено в соответствие за полтора месяца. Это вторая головоломка от известного агрария, но уже для будущих депутатов и финуправления городского округа.

 

Имущество

Отдельная тема – загнать под единое управление имущество шестнадцати муниципальных образований, в каждом из которых есть своя казна. Простая ли это задача?

Помнится, в ноябре 2011 года город Минводы решил передать в Минераловодский район свой библиотечный фонд. А в 2014 г. случайно выяснили, что городской библиотечный фонд по сей день так и «завис» в недрах минимущества края! По какой причине не завершили процедуру передачи, неизвестно, но три года ушло всего лишь на книги! Сегодня же речь идёт не о книгах, а о передаче имущества целого района! Это здания, сооружения, коммуникации, транспорт, земли, МУПЫ, клубы и прочее-прочее… И всё это нужно сдать-принять за каких-то три месяца. На фоне истории с библиотечным фондом накатывают большие сомнения, в каком режиме и с каким качеством всё это будет происходить…

Кроме того, определённая часть этих объектов является убыточными и нерентабельными. Вся эта финансовая ноша теперь ляжет на городской округ, а это тоже подлежит просчёту и прогнозу. Например, когда в 2005 году были разделены город и район, Минводы приняли от района (МТМО) кучу предприятий, находящихся в стадии банкротства (МУП ПТЖХ, МУП «Сэдил», МУП СУДР, управление ЖКХ – всего до десяти объектов-банкротов). Городу пришлось завершать процедуры банкротства, сопровождающиеся уголовными делами, которые идут и по сей день. Сегодня при формировании бюджета нового образования – городского округа, надо будет просчитать затраты на каждый такой убыточный объект. Шутка ли сказать, одних домов культуры – 16 штук! А сколько техники, сооружений, арендуемых объектов…. Всю эту информацию сельсоветы должны представить финуправлению городского округа, а финуправление – минфину края.

Но на сегодняшний день никто ничего не считал – видимо, за разговорами о благах объединения забыли дать волшебного пенделя на глобальный пересчёт… Это уже третий привет от «аграрного Бога» Ширинова – и поверьте, их будет ещё очень много!

 

Как считать будем?

По городу ходит притча. Когда в Минеральные Воды накануне приезжала глава министерства финансов Ставропольского края Калиниченко, её в первую очередь спросили о том, как это всё считать? Ответ последовал вполне в духе всей идеи объединения – а кто ж его знает… Правда, в реальности слово было другое.

Как уже было сказано, количество чиновников городского округа – не известно. Их зарплаты и многочисленные надбавки, опять-таки, никто не считал. Но если нет никаких цифр, тогда откуда сторонники объединения узнали, что консолидация бюджета сократит расходы на содержание аппарата? Может, от минфина, который даже карандаша не заточил? Говорят, что из того же ведомства просочились и другие данные, что никакой экономии не будет, а новую власть, наоборот, ждёт нехватка бюджета – примерно 100 миллионов. И эту версию местные экономисты рассматривают гораздо серьёзней.

Единственное, что действительно понятно минфину – на территорию городского округа Минеральные Воды (после реформы) надо будет отправлять меньше средств из краевого бюджета. Дело в том, что количество муниципалитетов, которым будут предоставляться дотации, субсидии и субвенции (ДСС) из краевого бюджета, уменьшится в 16 раз! И это понятно, ведь 16 муниципалитетов (15 поселений и район) будут сведены в один. Но точную сумму местных потерь в рублях опять-таки никто не знает. Очевидно лишь, что краевой бюджет от этого объединения только выиграет.

 

Что станет с чиновниками района?

При объединении города и района будут ликвидированы аппараты двух парламентов и две администрации, всего до 150 человек. Сокращение здесь пройдёт приличное, по сути, вдвое. Что касается села, то там прекратят свои полномочия 169 депутатов всех уровней – от поселковых до районных. Так же будут ликвидированы поселковые администрации в 16 сельсоветах, а это ещё порядка 150 душ.

И тут мы подобрались к одной из самых главных загадок реформы – к феномену самоликвидации.

КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО СЕЛЬСКИЕ ДЕПУТАТЫ И ЧИНОВНИКИ В УМЕ И ПРИ ПАМЯТИ ДОБРОВОЛЬНО ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ВЛАСТИ И МОГУЩЕСТВА?

Например, глава Ленинского поселения Андрей Дорофеев является, почитай, главой среднего города с твёрдым бюджетом, огромнейшей территорией и большими возможностями по части продажи земли. Окрестности этого сельсовета прилегают к Пятигорску, берут в кольцо город Минводы и являются очень привлекательными для коммерческих застройщиков. Под Дорофеевым сотни га сельхоз угодий, заповедные и лесные зоны, которые видятся особо лакомым куском для бизнеса и очень легко переводятся из лесных в нелесные… Так что же тогда происходит? Надоело, что ли, Дорофееву быть уважаемым человеком? Неужели в одно прекрасное утро он встал, ощутил полное просветление и решил навек расстаться с властью и деньгами в пользу муниципальной реформы?

Как бы не так – любой из этих ребят скорее руку себе отрубит!

На этот счёт есть очень живая версия о том, что депутаты и чиновники слили район просто в обмен на должности в новой окружной структуре. Как известно, с ключевыми фигурами всегда торгуются. Так же достоверно известно, что накануне решения райсовета об объединении зам. губернатора по кадрам и внутренней политике Прудникова собирала всех сельских глав. После с ними встречался временно исполняющий обязанности главы администрации Минеральных Вод Перцев. Активную агитацию провёл и краевой депутат Айдын Ширинов. Был это торг или что ещё – мы, конечно же, не знаем. Но, по непроверенным данным, главе того же Ленинского поселения, а заодно депутату райсовета Андрею Дорофееву взамен его нынешнего положения обещана должность спикера в новом окружном парламенте. Депутату Шиянову – портфель замглавы района. Депутат Гамаюнов уже получил хлебную должность в ГУП СК Ставрополькоммунэлектро. Нынешнему главе района Сергею Авраменко (теряющему это кресло с приходом Сергея Перцева) можно, например, предложить пост заместителя главы по сельскому хозяйству. Людмиле Айвазовой (это дочь управделами райсовета Гуловой) – должность председателя комитета имущественных отношений. И этот список можно продолжать долго – всего в Минераловодском районе 169 депутатов и три сотни чиновников.

 

А как же народ?

По всем признакам для народа на селе настают чёрные времена. В самих поселениях взамен ликвидированных органов власти будут сформированы структурные подразделения городского округа по работе с населением. Однако у этих новых чиновников (с хорошими городскими зарплатами) уже не будет ни бюджета, ни полномочий по вопросам местного значения. Это говорит лишь об одном – решать проблемы населения на местах они не смогут. Если бабушка захочет поставить курятник в собственном огороде, то к сельским чиновникам оформить строение она уже не пойдёт – придётся ехать в город. Теперь вообще за каждой бумажкой крестьянам из далёких сел надо будет ехать в Минеральные Воды.

Вот раньше, чтобы зарегистрировать брак, рождение или смерть, селяне шли в родную управу – эти полномочия были в каждом сельсовете. Но поскольку органы местного самоуправления теперь будут ликвидированы, готовься, деревня, к плотным поездкам. При этом Минераловодский район – это не Кисловодск, где сельсоветы расположены компактно. Нагутское, Греческое, Розовка, Перевальный – удалены от города Минводы на 30-50 километров. И это ещё один привет от локомотива объединения Ширинова Айдына. Кстати, улучшения местного транспортного сообщения депутат не обещал.

Сельские льготы – тоже больной вопрос. Например, все мы знаем, что жители села меньше платят за электроэнергию. Но ведь после реформы все 70 тысяч сельских жителей Минераловодского района станут жителями города! Потому что, напоминаем, здесь будет городской округ и никаких сельсоветов. Простая логика электросетей: зачем снижать цену селянам, которые массово стали горожанами? Формальных оснований на это нет. В Минводах есть одна улица, называется Тихая – половина улицы относится к городу, а половина к посёлку Первомайский. При этом вся улица платит за свет по городским тарифам. Это к вопросу, в чью пользу энергетики «тихо» пишут свои счета. Как теперь будут платить за свет остальные 70 тысяч селян Минераловодского района – не трудно угадать.

И вот ещё, в Минераловодском райсовете раньше заседали 60 % депутатов от города и 40 % от села. Каждое поселение имело там двух делегированных представителей. Теперь даже не все поселения будут иметь в среднем хотя бы одного «окружного» депутата. А теперь, селяне, угадайте, если большая часть депутатов от города, то куда будут распределяться деньги?

 

«Реформа для мафии»?

Попытки объединить город и район предпринимались и ранее. Например, в сентябре 2012 года главы района и города Чукавин и Гамаюнов объявили о решении Думы Минвод по передаче полномочий администрации города в администрацию района. Это называли оптимизацией управления, хотя никакой оптимизации не было – передали только часть полномочий и понесли убытки. Однако этот шаг был своеобразным прологом к объединению. С того времени законодательная база по данному вопросу не менялась. Так что провести преобразование запросто можно было ещё в 2012 году, причём без спешки, без суеты и кучи прочих глупостей. Но не дали. Говорят, что не было политической воли сверху.

Откуда же взялась эта воля сегодня? В Минводах упорно толкуют, что вся эта глобальная реорганизация идёт под знаком прихода в район нового человека – Сергея Перцева. Собственно, самому Перцеву никто такие вещи делать самостоятельно тоже бы не позволил. Захватить с топором здание администрации Лермонтова – это всегда пожалуйста, но взять целый район… Этого не позволено ни Перцеву, ни Чукавину, ни Гамаюнову. Просто сегодня за Перцевым (судя по его прежним «хозяевам») стоит группа серьёзных единомышленников с серьёзными амбициями. С его приходом в районе явно наметились новые князья со своими «дружинами», а чтобы не было конфликта интересов, надо скопом корчевать старую верхушку. Таким образом, можно предположить, что вся благая реформа запущена под большой передел полномочий, перераспределение влияния, бизнеса, собственности. Это всего лишь одна из версий, но она универсально объясняет и поспешность реформы, и отсутствие чёткого экономического плана, и полную прострацию самих «реформаторов» в понимании финансовой стороны дела.

Она объясняет непрофессионализм, но не оправдывает его.

Просто район берут новые люди, берут как могут. А полукриминальное прошлое варягов лишь добавляет их действиям решительности и бесцеремонности. Причём рядом с ними в одной упряжке – политики с истинно криминальным прошлым. Например, местные блогеры в статье «Реформа для мафии» уже попытались проанализировать запредельную активность депутата Ширинова. Так, блогер под ником «Perec Minvod» пишет: «Бывший зека, фальсификатор выборов и по совместительству депутат краевой думы Ширинов имеет свой интерес: после объединения сельсоветы утратят право распоряжаться землёй. Эта привилегия достанется городскому округу. А значит, уже не потребуется по отдельности договариваться с каждым сельсоветом, всем платить. Воровать землю (и зерно) можно будет централизованно – напрямую через чиновников городского округа! Цепочка укорачивается, всё становится легче и проще».

 

А знает ли губернатор?

Итак, первые общественные слушания для жителей Минвод по вопросу об объединении города и района назначены на 10 марта. Вторые – для жителей сельской местности на 23 марта. Вопросов у народа наверняка будет много. В связи с чем депутаты городской Думы просили край об одном – чтобы решения правительства о проведении выборов в новую структуру к ним попали до публичных слушаний. Людям же надо будет что-то отвечать по вопросам объединения. Докладчик по теме, адепт объединения депутат Гамаюнов, подсказал коллегам, как быть в такой ситуации. По вопросам формирования нового представительного органа, количества депутатов, избирательной системы, о полномочиях этого органа, переходном периоде от поселений к городскому округу – есть один универсальный ответ. И звучит он так: все эти вопросы будут отрегулированы законом Ставропольского края. Если перевести на русский, то ответов на самом деле пока не знает никто.

Но знает ли губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров об истинном положении дел? Как на самом деле проходит преобразование? Знает ли он, что с финансовой точки зрения реформа идёт практически вслепую? Что консолидировать бюджеты в этом году просто нереально? А также о том, что на будущий год ключевых расчётов и прогнозов тоже не сделано? Что в минфине и минимуществе края конь не валялся… И, наконец, знает ли глава региона, что край и муниципалитет попросту не смогут за три месяца сдать по описи такую махину, как целый район общей площадью в полторы тысячи квадратных километров…

И намерен ли он что-либо делать с криминальными и полукриминальными активистами нового движения, сплочёнными под общим девизом «главное отжать закрома, а потери страна пусть считает потом»?

От редакции:

В соответствии с федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» отдельные государственные полномочия по распоряжению земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, переходят к органам местного самоуправления (ОМС) с 01.03.2015. Но при наличии утверждённых правил застройки и землепользования в поселении (ПЗЗ), которых в городе Минеральные Воды нет. Есть правила застройки и природопользования, которые были разработаны в конце 90-х и утверждены Минераловодским Советом Минераловодского территориального муниципального образования в апреле 2005. Ими и пользуется муниципалитет до тех пор, пока кто-нибудь не оспорит в суде. К слову, ОМС города вступили в полномочия с 01.01.2006, так что ПЗЗ по большому счёту в глаза не видели. Если ПЗЗ в поселении нет, то земля остаётся в районе. В Минводах ситуация такова, что используя «дырявые» правила застройки и природопользования, поселения забрали право на землю.

Комментарии (0)