еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

РазМагнитились

С количеством скандалов, перманентно вспыхивающих вокруг магазинов «Магнит», может потягаться разве что количество сенсаций из жизни эпатажных деятелей шоу-бизнеса.

Дискриминация «не приближённых к телу» производителей продовольственных товаров, перманентные случаи массового отравления продукцией магазина, торговля «левыми» товарами – список можно продолжать и продолжать. Ну и, конечно, произведший эффект разорвавшейся бомбы случай со смертью заподозренной в краже трёх пачек масла 82-летней блокадницы Раузы Галимовой в Санкт-Петербурге.

Первое впечатление в то время, как только сеть появилась на рынке, было положительным: высокая культура обслуживания, низкие цены, возможность купить всё в одном месте, начиная от продуктов питания и заканчивая пакетами для мусора. Но прошло энное количество времени, и сеть стала терять престиж. И не столько потому, что появились новые магазины с таким же ассортиментом, а, по большей части, из-за того, отношение «Магнитов» к покупателю стало совсем другим – не как к клиенту, за которого нужно бороться, а как к нежелательному гостю. С которого, впрочем, не грех и слупить денег побольше. Отсюда сетования и на просроченный товар, и на обсчёт-обвес, и на несоответствие цифр на ценнике ценам «на кассе», и на антисанитарию в торговых залах, грубость и некомпетентность обслуживающего персонала.

 

Про молоко, конфеты и андронный коллайдер

Да что далеко ходить, только вчера, зайдя в ближайший к своему дому «Магнит» за хлебом-молоком и конфетами к чаю, получила порцию негативных впечатлений. Начнём с того, что пакеты молока плавали в поддонах в молочных лужах, вытекших из разорвавшихся «собратьев». На просьбу убрать это безобразие и дать мне возможность взять нормальную упаковку, которая не закапает всю одежду, сотрудница магазина молча кивнула, ушла в подсобку и… с концами. Ладно, проживу сегодня без молока. Взяв хлеб, направляюсь к конфетному ряду. Не без труда протискиваюсь к коробкам со сладостями, потому как пространство между рядами надёжно «закупорили» контейнеры с товаром. А это, между прочим, является нарушением п. 33 «Правил продажи отдельных видов товаров», утверждённых Постановлением Правительства РФ и гласящих, что перемещение и нахождение подобных «телег с товаром» в торговых залах запрещено.

Идём дальше. На кассе мне бойко взвешивают конфеты и пробивают чек, однако электронное табло, на котором «высвечивается» вес и стоимость товара, надёжно спрятано от глаз покупателя: во-первых, повёрнуто в сторону продавца, а, во-вторых, загорожено стойкой с жвачками, презервативами, лейкопластырями и прочей мелочёвкой. Говорю, что мне не видно показания табло. В ответ – а вы кассу обойдите, оттуда видно. Не хочу я ничего обходить, выбирая «точку обзора», и требую контрольные весы. (Которые, согласно всё тем же «Правилам», должны быть в каждом магазине, торгующем развесной продукцией. Ибо каждый покупатель вправе убедиться, что расфасованный вручную сотрудниками магазина тот же кусочек сыра весит ровно столько, сколько указано на этикетке-стикере, а не на пятьдесят граммов меньше). Честное слово, таких удивлённых глаз мне не доводилось видеть никогда. Как будто сотрудников магазина попросили продемонстрировать андронный коллайдер, а не простейший измерительный прибор.

Складывая покупки в сумку, бросаю взгляд на «Уголок потребителя». И здесь – не без сюрпризов. Важнейший документ (вернее, его ксерокопия) под названием «Санитарно-эпидемиологическое заключение», дающее право магазину заниматься определённым видом деятельности и удостоверяющее, что с гигиеной и санитарией здесь всё в порядке, просрочен. Ровно на семь лет. Посвежей документ имеется? В ответ – всё тот же «андроноколлайдерный» взгляд служащих.

И такие или похожие нарушения – в каждой торговой точке этой сети, позиционирующей себя как «магазины у дома». Достаточно «заглянуть» в Интернет и набрать в поисковой строке словосочетание «Магазины «Магнит» отзывы». Негативных в сотни раз больше, чем позитивных.

 

Достаньте весы из тени

Получше обстоит дело в «Магнитах» иного формата, имеющих приставку «гипер» или «Семейный». Здесь, как правило, относительно чисто, товар расставлен по ранжиру, товарное соседство не нарушается, просрочки практически не встретишь на прилавке. В торговых залах присутствуют электронные весы для самостоятельного взвешивания «рассыпного» товара. Есть и сканеры, считывающие стоимость продукта по штрих-коду. Есть даже такая «экзотика», как контрольные весы. Но они, как правило, тщательно спрятаны от глаз клиентуры. По крайней мере, так просто их не обнаружить. Возьмём свежеоткрывшийся «гипер» на улице Ленина в Ставрополе. На мой вопрос «А где у вас контрольные весы?» четыре из шести продавцов-кассиров ответили, что их нет. Дескать, а зачем? На кассе весы есть, в торговом зале есть, зачем ещё и контрольные понадобились? Есть они у вас, девушки, есть. Аккурат у стеночки в закутке между стойкой «Службы сервиса» магазина и ячейками для ручной клади. Правда, заметить их мудрено, а подобраться и вовсе нереально – перед столиком стоит металлический стеллаж с горой пластиковых корзин, надёжно скрывающий измерительный прибор от посторонних глаз. И только после моего пространного объяснения с администратором весы переставили так, что их теперь, по крайней мере, видно. Хотя подобраться всё так же сложно.

Ещё одна «болезнь» – отсутствие разменной монеты. Недодать 10, 20, 50 копеек под предлогом «нет мелочи» – это как с добрым утром. На первый взгляд, чепуха, но если представить, сколько людей «проходит» за день через гипермаркет, сумма получается внушительная.

 

Гремучая смесь для наживы

Так почему же именно «Магнит», как никакая другая сеть, так часто не оказываются в эпицентре скандалов? Списать это на происки конкурентов не получится. Это типичная болезнь роста, помноженная на жадность. Такая гремучая смесь. Не сулящая ничего хорошего. Вот один из пунктов документа под названием «Стратегия развития», размещённого на сайте magnit-info: «Ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населённых пунктах с численностью от 5000 человек и около 50 гипермаркетов в населённых пунктах с численностью от 50 000 человек».

Но одно дело открыть магазин, другое – подобрать профессиональный, ответственный коллектив, тщательно соблюдающий санитарные условия. Так, может быть, владельцу сети есть смысл изменить стратегию развития, поставив во главу угла не количество («Магнитов», кстати, по стране уже около 10 000), а качество? Закупить необходимое оборудование, нанимать на работу профессионалов в торговой отрасли, а не необразованных продавцов, выполняющих функции «прислуги за всё»: от помывки полов и разгрузки товара до работы с кассой. Скажете, денег на это нет? Есть. Только в январе этого года в стране открыты 77 новых магазинов, а выручка ритейлера составила почти 70 млрд руб., «переплюнув» показатели января прошлого года более чем на 35 процентов.

 

Голосовать ногами

Наверное, единственное, что остаётся недовольным покупателям – последовать призыву петербургских коммунистов, объявивших бойкот магазинам «Магнит» после смерти пенсионерки. Потому как иные меры, как показывает практика, недейственны. Многочисленные жалобы потребителей заканчиваются смехотворными для крупнейшего в стране ритейлера штрафами. Ну оштрафовали магазин в Минводах, по чьей милости более 200 человек в прошлом году отравились салатами, на 15 тысяч рублей. Ну наложила УФАС по СК в прошлом ноябре на сеть штраф в два млн рублей за дискриминационные по отношению к производителям условия. Это – слону дробина при уже упоминавшихся выше доходах ритейлера.

Даже возбуждение уголовных дел не заставляет хозяина сети пойти на какие-то улучшения. А зачем? Если расследование этих самых дел идёт ни шатко ни валко. Например, уголовное дело по факту массового отравления в Минводах и Георгиевске, о возбуждении которого в апреле прошлого года так громко отрапортовали компетентные органы, до сих пор «блуждает» где-то по кабинетам. Бесконечно продлевается срок расследования, о предварительных итогах которого правоохранители не спешат уведомить общественность. А там, глядишь, и срок давности истечёт… По факту смерти бабушки-блокадницы тоже возбуждено уголовное дело в отношении директора магазина, где случился инцидент. Сразу по двум статьям УК РФ: «Самоуправство» и «Причинение смерти по неосторожности». Чем закончится это расследование и не уйдёт ли весь пар в свисток, покажет время.

Комментарии (0)