еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Если б было море пива…

Нет напитка более «футбольного», чем пиво, - это вам скажут даже в тех странах, где пивные традиции не слишком сильны. Россия - не исключение, футбол и пиво примерно то же самое, что лето и мороженое, такими ассоциациями оперируют болельщики-завсегдатаи футбольных стадионов. А уж во время мундиаля, который стартовал в нашей стране на прошлой неделе, поболеть за своих не на «сухую», как говорится, сам бог велел. И тут возникает парадокс, который, впрочем, уже нашел своё разрешение. С одной стороны, в России продажа пива и его реклама во время любых спортивных мероприятий законом запрещена. А с другой - продажа пива на стадионах является непременным условием Международной федерации футбола (FIFA) при проведении чемпионатов мира по футболу.

 

 

 

 

 

 

 

Злоупотребление алкогольными напитками чревато для вашего здоровья. 

 Также информируем, что данный материал не является рекламным и не рекомендован для ознакомления лицам младше 18 лет.

 

И у страны, которая отказывается соблюдать сие правило, просто нет шансов заполучить главное футбольное событие на свою территорию. Поэтому нашим властям хочешь-не хочешь, а пришлось идти на пивные уступки, придя с правлением FIFA к компромиссу:  пить и продавать на стадионах можно, а проносить  с собой — нет. Да и то, на стадионах можно торговать только марками-партнёрами Федерации. Впрочем, есть ещё и спортбары,  да и дома посмотреть «битву титанов» по телевизору никто не запрещает. И уж в этих-то случаях ограничений – какое пиво пить – никто выдвинуть не может.

  Есть ли в пиве химия?

   По поручению Правительства РФ  в преддверии Чемпионата мира по футболу Роскачество провело мониторинг качества светлого фильтрованного пива: в исследование вошли 40 крупнейших брендов, включая «Heineken», «Stella Artois», «Bud», «Efes», «Lowenbrau», «Очаково», «Клинское», «Krusovice Imperial», «Amstel», «Carlsberg», «Жигули» и другие.

     Исследование проходило по нескольким направлениям, включая обязательные требования действующего законодательства, расширенную дегустационную программу, а также повышенные требования к качеству сырья.

  На первом этапе эксперты проверили пиво на соответствие его идентификационным признакам, изучив косвенные показатели количества и качества сырья – соложеных и несоложеных продуктов, которые используются при производстве светлого пива.

Среди потребителей ходят мифы, что пиво, особенно дешёвое, это некий искусственно газированный суррогат из порошка, спирта, воды и различных добавок (например, красителей, усилителей вкуса), который делается буквально за сутки.

Уже на первом этапе исследование позволило развенчать этот потребительский миф, рассказывает заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева: «В ходе мониторинга качества пива всех самых популярных на российском рынке торговых марок не выявлено ни одного «синтетического» продукта, который был бы сделан, как иногда думают потребители, экспресс-методом купажирования разных добавок и добавления спирта».

    Потребителям, подозревающим, что пенистый напиток – сплошная химия, стоит учесть: производителю готовить пиво из неких порошков и вытяжек попросту дорого, нецелесообразно. Но вот дорогое сырьё солод действительно в установленных пропорциях может разбавляться несоложеными продуктами, что допускается законодательством. Так, для приготовления пива должно использоваться не менее 80 процентов солода (пророщенные и смолотые зёрна ячменя, пшеницы или ржи) и до 20 процентов может составлять несоложеное сырьё - непророщенные зёрна ячменя или других злаков. Они добавляются, чтобы создать купаж. Но если непророщенного ячменя или пшеницы больше 20 процентов, это говорит о том, что производитель допустил нарушение законодательства и пытался сэкономить. Такой напиток не может считаться классическим пивом.

   Указывать на нарушение данных пропорций косвенно может такой показатель, как массовая концентрация общего азота. Если его концентрация менее 600 мг/дм3, то производитель мог сэкономить на ферментированном солоде. Также подобное отклонение может быть связано с качеством солода и низким содержанием белка. Отметим, что содержание белка в зерне нестабильно. Оно меняется в зависимости от урожая, года, солнца. Однако был установлен диапазон, при котором в пиве содержится не менее 600 мг на дм3 общего азота: этот показатель выполняется и если производитель использовал для сусла 80 процентов самого плохого ячменя (с низким содержанием белка) и при использовании 70 процентов самого отборного ячменя. Данный показатель включён в повышенные требования стандарта Роскачества для претендентов на государственный Знак качества.

Удаление с поля

В пяти случаях из 40 благодаря глубоким лабораторным анализам выявлено отклонение по азоту, что косвенно говорит о применении пониженного количества сырья, то есть солода, или о его низком качестве. С точки зрения потребителя, такое пиво должно называться скорее пивным напитком. Замечания по азоту – к пиву «Арсенальное», «Окское», «Горьковское», «Свердловское» и «Самара». Данные торговые марки оказались внизу рейтинга и получили жёлтую карточку.

В десятку товаров с большим количеством солода по сравнению с другими брендами вошли «Охота», «Очаково», «Сибирская корона», «Lowenbrau» и «Krusovice Imperia»l, «Жигули Барное», «Хамовники», «Bud», «Amstel», «Carlsberg».

Проверка корреляции между количеством солода и вкусом проводилась Роскачеством с привлечением дегустационной комиссии, куда вошли ведущие отраслевые эксперты международных ассоциаций и аттестованные органолепты. Члены комиссии ставили обезличенным образцам баллы за вкус, цвет, аромат, пеностойкость. Последний показатель, согласно обязательному ГОСТу, проверяется путём замера высоты пены и времени её оседания. В частности, в специальный стакан диаметром 70-75 мм и высотой 105-110 мм наливают пиво так, чтобы напиток попадал в центр емкости. Пена, согласно национальному стандарту, при таком «гостированном» наливе должна быть не менее 3 см высотой, а до ее растворения должно пройти не менее 3 минут.

Заметим, что три товара были сняты комиссией с органолептических исследований, то есть с дегустации, после того как при наливе выяснилось, что пена в них исчезает практически моментально. Это «Сибирская корона», «Самара» и «Арсенальное». Остальные 37 образцов были допущены до следующего этапа дегустации и получили оценки за вкус, цвет и аромат.

По результатам испытаний вкуса, самая высокая отметка комиссии Роскачества из всех товаров у пива Amstel (5,167 балла). Следом за ним по убыванию расположились «Халзан», Bud, Heineken, Stella Artois, «Три медведя», Krusovice Imperial (чешского производства), Efes, Bavaria, Krušovice (российского производства), Faxe.

Антипятёрку, получившую самые низкие баллы комиссии по итогам слепой дегустации (кроме не допущенных к основной дегустации «Арсенального», «Сибирской короны» и «Самары») составили: «Жигулёвское» (производство филиала АО «Пивоварня Москва-Эфес», Казань), «Горьковское», «Окское», «Балтика №3», «Свердловское».

Пивной рейтинг

После завершения всех лабораторных испытаний Роскачество представит в правительство страны детальный отчёт о полученных результатах исследований, а также сформирует предложения по повышению качества алкогольной продукции, в том числе по изменению действующего ГОСТа.

Солод, хмель и вода – основные компоненты сусла. Что такое сусло, знают практически все. Эксперты же ещё оперируют таким понятием, как экстрактивность начального сусла – содержание сухих экстрактивных веществ в пиве. То, что формирует цвет, аромат, консистенцию, пенообразование, насыщенный вкус, стойкую пену. Если пиво явно разбавленное, то у такого пива экстрактивность будет ниже, чем надо. С этим показателем у всех исследованных образцов – полный порядок.

Все отправленные на исследование образцы также проверены на содержание ДНК различных злаков, чтобы определить, какого происхождения несоложеное сырье. Для создания определенного купажа производитель может использовать не только пшеницу, но и другие злаки. По результатам исследований ни в одном из образцов ДНК кукурузы, риса, сои, овса не выявлено.

Рейтинг по вкусу:

1 место. «Amstel».

2 место. «Халзан».

3 место. «Bud».

4 место. «Heineken».

5 место. «Stella Artois».

6 место. «Три медведя».

7 место. «Efes».

8 место. «Krusovice Imperial».

9 место. «Krušovice».

10 место. «Faxe».

11 место. «Bavaria».

12 место. «Zlaty Bazant».

13 место. «Lowenbrau».

 

Рейтинг по содержанию солода:

1 место. «Охота».

2 место. «Сибирская корона» (снят с дегустации на вкус за низкую пенистость).

3 место. «Очаково».

4 место. «Lowenbrau».

5 место. «Krusovice Imperial».

6 место. «Жигули Барное».

7 место. «Хамовники».

8 место. «Bud».

9 место. «Amstel».

10 место.  «Carlsberg».

11 место «Клинское».

12 место. «Gösser».

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)