еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Моллюск для вашего стола

Креветки - один из самых популярных морепродуктов. В магазинах их чаще всего продают варёно-морожеными, то есть уже готовыми. Покупая креветки, каждый из нас рассчитывает, что в пакете вкусный сочный продукт, а не ледышки с обломанными хвостами и головами.

В рамках веерного исследования Роскачества были изучены варёно-мороженые очищенные и неразделанные креветки 25 популярных торговых марок. Оценка проводилась по 35 показателям. На экспертизу были отправлены как фасованные креветки, так и те, что продаются на развес. Большая часть продукции - российских производителей, но также есть креветки из Китая. В настоящее время из 300 видов добываемых в мире креветок на российский рынок поступают три вида:

- Северная креветка, или креветка глубоководная, дикая. Обитает в Атлантическом океане и в холодной части Тихого океана, а также в Северном и Баренцевом морях. Размер северной креветки меньше, чем тепловодной и выращенной аквакультурным методом  в искусственных водоёмах. При этом у северной креветки более насыщенный вкус.

- Креветка ваннамей - тихоокеанская белая, или белоногая, креветка. В России её называют «королевской» за большой размер - за него её и ценит потребитель. Креветка ваннамей водится в восточной части Тихого океана и потребляется рынком стран-добытчиков. На внешний рынок её не продают. Таким образом, всё, что мы видим на прилавках в России, относится к аквакультуре.

- Тигровая креветка - самая большая. У нас продают зелёные тигровые креветки, расфасованные в коробки. Эти креветки дороже традиционных.

Российским потребителям более доступны северная креветка и ваннамей, именно эти два вида исследовали эксперты Роскачества.

Ледяная корочка

Важный показатель для креветок - масса глазури. Она помогает сохранить товарный вид и свежесть креветок в процессе транспортировки и хранения; следовательно, если глазури в креветках недостаточно, то они не только могут потерять товарный вид при транспортировке и хранении, но и быть сухими на вкус. В то же время чем больше глазури, тем меньше полезного пищевого продукта по объёму получает потребитель. Кроме этого, иногда производители с помощью глазури увеличивают размер креветок или указывают вес нетто, включая вес ледяной корки.

У очищенных креветок она не должна превышать семь процентов, а у неразделанных - четырнадцать от общего веса. Такой стандарт, который заработает в полную силу только в сентябре будущего года, был установлен недавно. Ряд производителей уже следуют нормативам по глазури. В исследовании Роскачества требованиям по количеству глазури соответствовала продукция 13 торговых марок: «Ашана» (креветки на развес), «Бухта изобилия»,   «Мореслав», «Новый океан», «Первым делом», «Agama», «Aro», «Delight», «Fine life», «Fish House», «Globster», «Kaluri». Эксперты измерили и вес креветок без глазури, чтобы проверить достоверность размещённой на упаковке информации. Выяснилось, что на упаковках  всего девяти торговых марок указана реальная масса нетто. Это торговые марки: «Магуро» (северная дикая), «Мореслав» (королевские), «Новый океан», «Первым делом», «Fine   life» (королевские),  « Fish house» (средние),  «Kaluri»,  «Vici» (королевские неразделанные), «Delight». В то же время у десяти товаров помимо превышения норм по глазури выявлено и отклонение по заявленной массе нетто, которая оказалась меньше заявленной, а именно: «Лента» (очищенные), «Billa» (очищенные), «Магуро» (креветка ваннамей), «Polar» (северные неразделанные), «Emborg» (очищенные), «Polar» (ваннамей неразделанные), «Бухта изобилия» (очищенные), «Vici» (очищенные), «Океан вкуса» (неочищенные), «Каждый день» (неразделанные). Таким образом, потребитель получал не только больше льда, но и меньший вес продукта.

Доля влаги

Глазированная креветка содержит влагу, наличие которой определяется после снятия глазури. Если влаги недостаточно, она будет суховатой. Переизбыток влаги приводит к тому, что креветки набухают и становятся мягкими и водянистыми.

По мнению экспертов, завышенный показатель массовой доли влаги может быть признаком вымачивания креветок, то есть намеренного увеличения их массы. Согласно техническому регламенту, массовая доля влаги в креветках должна составлять не более 80 процентов от общего веса. Из 25 торговых марок самые водянистые креветки эксперты обнаружили в продукции брендов «Billa» (86,7 процента), «Бухта изобилия» - очищенные (86,3 процента) и «Новый океан» (82,2 процента). Четыре торговые марки  отвечают повышенным требованиям Роскачества по массовой доли влаги: «Лента», «Agama», «Vici» (неочищенные) и «Vici» (очищенные).

Размер имеет значение

Согласно ГОСТу, креветки подразделяются на четыре размерные группы: крупные, средние, мелкие и особо мелкие. Этот калибр рассчитывается от количества креветок в одном килограмме, то есть чем больше креветка, тем меньше штук приходится на килограмм.
Например, если креветки крупные, то в одном килограмме должно быть 50 штук и менее, средние - от 50 до 80, мелкие - от 80 до 260, особо мелкие - свыше 260 штук на килограмм. Это пример показателей для неразделанных креветок. Количество разделанных креветок в килограмме будет больше.

Из 25 торговых марок 12 указали на маркировке размер, соответствующий фактическому: «Ашан», «Бухта изобилия» (королевская очищенная), «Бухта изобилия» (неразделанная), «Магуро» (креветка дикая), «Мореслав», «Океан вкуса» (неочищенные), «Первым делом» (северная), «Aro», «Emborg» (очищенные), «Polar» (неразделанные), «Fish House», «Vici» (очищенные). В шести случаях за счёт увеличения массовой доли глазури производители увеличивали размер креветки. Это товары «Лента», «Billa», «Магуро» (ваннамей), «Polar» (неразделанные), «Vici» (королевские неразделанные), «Каждый день» (неразделанные).

Проверка на безопасность

Дикие креветки - донные обитатели морей и океанов, поэтому в их организме возможно присутствие мышьяка, полихлорированных бифенилов - опасных для здоровья микроорганизмов и тяжёлых металлов (свинец, ртуть, кадмий). Креветка способна накапливать в себе тяжёлые металлы, поэтому очень важно знать, где именно её выловили.

Креветки, выращенные в условиях аквакультуры, тоже могут быть опасными, потому что производители используют антибиотики. Спешим успокоить, что эксперты Роскачества ни в одном из исследованных продуктов не нашли антибиотиков. По данным специалистов отрасли, на российском рынке соотношение креветок, выращенных в условиях аквакультуры, и дикой креветки примерно 50 на 50.

К сожалению, экспертами были выявлены нарушители по безопасности. Так, в развесных креветках из «Ашана» обнаружен мышьяк, превышающий нормы, установленные техническим регламентом Таможенного союза. И сразу после получения результатов исследования Роскачества торговая сеть «Ашан» изъяла продукцию из продажи и направила претензию поставщику.

В число аутсайдеров по безопасности попала и продукция четырёх торговых марок: «Лента», «Мореслав», «Billa», «Delight». Эксперты обнаружили в ней превышение допустимых норм по количеству микроорганизмов - это указывает на начальную микробиологическую порчу продукта. Однако однозначно утверждать, что проблема в креветках, нельзя. Велика вероятность нарушений в условиях транспортировки и хранения продукции. У креветок торговой марки «Billa» производителя ООО «Европак» эксперты Роскачества выявили шесть несоответствий стандартам. В частности, в них больше, чем нужно, микроорганизмов, влаги и льда, в упаковке оказалось много повреждённых креветок с загрязнённой поверхностью мяса. Вряд ли покупатели будут рады деликатесу с такими характеристиками. Роспотребнадзор начал проверку деятельности ООО «Европак», но обнаружил, что это предприятие прекратило свою деятельность 31 мая 2018 года.

По результатам испытаний, общее количество микроорганизмов в морепродуктах торговой марки «Лента» (закуплены в ТЦ «Лента») превышало допустимые нормы, в связи с чем они были признаны опасными. Были и другие нарушения: много льда, содержание белка не соответствовало заявленному и другие. В «Ленте» было принято решение снять с реализации забракованную партию креветок, о чём Роскачеству сообщила директор магазина Елена Рысина.

Вкус, цвет, запах

Дегустацию креветок эксперты Роскачества проводили традиционно вслепую, то есть без оглашения названий торговых марок. По внешнему виду креветки должны быть целые, однородные по размеру, изогнутые. Цвет - белый с розоватым или розовато-оранжевым покровом.

К внешнему виду креветок замечаний практически не было за исключением разнокалиберности креветок торговой марки «Первым делом» и разломанных креветок в упаковках «Billa» и «Kaluri».

Консистенция исследованных креветок не вызвала нареканий у экспертов. У большинства торговых марок продукт соответствовал требованиям - мясо плотное, сочное (допускается лёгкая суховатость). Однако вкус и запах продукции некоторых торговых марок оставляли желать лучшего. Так, у «Globster» и «Vici» (неочищенные) креветки оказались неприятными на вкус и запах.

Проверили эксперты продукцию и на свежесть. Так, самая свежая продукция, принявшая участие в исследовании, креветки торговых марок: «Бухта изобилия» (королевские очищенные варёно-мороженые креветки), «Billa», «Emborg», «Vici» (очищенные отборные 150/250 варёно-мороженые креветки «Любо есть»). Эти товары получили 5 баллов за свежесть. 4,5 балла за свежесть получили креветки «Каждый день», «Магуро» (северная дикая креветка, 120+), «Первым делом», Globster и Vici (королевские креветки «Приорити» 50/70 в панцире с головой; с пряностями). 4 балла - «Новый океан», «Delight» и «Fish House» (неразделанные).

Комментарии ()