еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Лапша в стакане

Многие из нас подозревают и даже твёрдо знают, что лапша быстрого приготовления – вредный продукт, в котором в огромных количествах содержатся глутамат натрия, консерванты, красители и другие потенциально не безопасные для здоровья ингредиенты. Но несмотря на это лапшу быстрого приготовления покупают, причём довольно активно, ведь у неё есть два несомненных преимущества: она недорогая, её легко приготовить.

В Роскачестве исследовали качество и безопасность лапши быстрого приготовления. Результаты помогут разобраться, насколько обоснованны опасения потребителей.

Токсины, пестициды и ГМО

Сразу отметим, что, по результатам этого исследования, ни одна торговая марка не может претендовать на российский Знак качества, потому что во всей исследованной продукции были обнаружены несоответствия по тем или иным показателям. Эксперты выявили несоответствие Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в лапше торговой марки «Скоровар»: в ней обнаружено превышение допустимого уровня охратоксина А, вещества, которое представляет угрозу для здоровья и жизни человека из-за своей токсичности и потенциальной канцерогенности.

Эксперты исследовали лапшу на наличие в ней пестицидов и регулятора роста растений. Обнаружили следы бифентрина (пестицид) в лапше «Биг Ланч» и следовые количества регулятора роста растений в лапше «Биг Ланч», «Золотистая жатва», «Роллтон», «Моя цена». Пестициды и регулятор роста растений в следовых количествах могли попасть в лапшу только через основное сырьё – муку.

Зато в лапше быстрого приготовления не было обнаружено ГМО растительного происхождения. Содержание тяжёлых металлов не превышало предельно допустимого уровня. Эксперты не обнаружили патогенных микроорганизмов, дрожжей и плесени.

Обывательские ужастики

Кроме того, результаты исследования Роскачества  позволили подтвердить или опровергнуть потребительские страхи.

В числе самых распространённых опасений следующие:

-        В лапше быстрого приготовления много соли и усилителя вкуса (глутамат натрия).

-        Для производства лапши используют некачественную муку и несвежее растительное масло.

-        Производители используют при производстве сою, но не указывают её в составе.

-        При производстве используются синтетические красители, которые не указываются в маркировке.

-        В лапше нет мяса, о котором производители заявляют на упаковке.

Что подтвердилось

1. В лапше быстрого приготовления действительно много соли. В продукции 12 торговых марок её массовая доля (в готовом продукте) не соответствует опережающему стандарту Роскачества. Но есть и такая, которая соответствует: «Анаком», «Доширак», «Красная цена», «Лаззат», «Петра».

2. Отчасти подтвердились опасения потребителей относительно качества сырья. Производители используют муку высшего сорта, при этом в лапше некоторых торговых марок обнаружены следы пестицидов, регулятора роста растений и микотоксинов. Это говорит о том, что на производстве недостаточно тщательный входной контроль сырья. Или о неправильном хранении во время транспортировки или в магазине (когда возникают условия для грибкового поражения).

Что не подтвердилось

  1. На самом деле глутамата натрия в лапше не так много, как принято считать. При  исследовании больше всего глутамата натрия было обнаружено в продукте BigBon (3,48 г/кг), меньше всего – в лапше «Каждый день» (0,69 г/кг). И это при допустимых 10 г/кг, утверждённых «Требованиями безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
  1. Не подтвердились страхи о том, что производители используют сою, но не указывают её в составе. Все, кто добавил в продукт соевый белок, указали его в составе.
  1. Не в полной мере подтвердилось опасение, что производители используют некачественное растительное масло. В ходе исследования выяснилось, что в некоторых продуктах кислотное число жира не соответствует требованиям опережающего стандарта Роскачества. Однако при этом показатели перекисного числа жира в продукции всех торговых марок соответствуют требованиям данного стандарта.
  1. В лапше не были обнаружены синтетические красители.
  1. Не подтвердились опасения потребителей, что все производители лапши быстрого приготовления только заявляют о наличии в их продукте мяса, а на самом деле такового в нём нет. В нашем исследовании семь производителей заявили, что их продукт содержит либо мясо курицы, либо куриный фарш (в порошкообразном виде). В продукции шести торговых марок подтвердилось наличие курицы и куриного фарша: лапша «Анаком», «Биг Ланч», «Вермишель», «Доширак», «Роллтон», BigBon. Не оказалось заявленной в составе курицы только в лапше «Первая цена».

Нарушения в маркировке

Из производителей лапши 17 торговых марок лишь семь указали, что в их продукции содержатся куриное мясо и куриный фарш (в порошкообразном виде). В ходе исследования выяснилось, что в продукции шести торговых марок присутствуют куриное мясо или куриный фарш: лапша «Анаком», «Биг Ланч», «Вермишель», «Доширак», «Роллтон», BigBon. Не оказалось заявленной в составе курицы только в лапше «Первая цена».

Кроме того, эксперты проверили лапшу на соответствие заявленной в маркировке массе нетто и не обнаружили здесь никаких нарушений. Также выяснили, соответствует ли заявленная в составе массовая доля белков и углеводов фактической. Были обнаружены несоответствия по содержанию белков у пяти торговых марок, углеводов – тоже у пяти.

Проверили лапшу на наличие в ней соевых белков и синтетических красителей. В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза, если производитель использовал при производстве соевые белки и/или синтетические красители, он должен указать, что продукт содержит сою либо следы сои, и предупредить о наличии синтетических красителей.

В ходе исследования не было выявлено синтетических красителей. В лапше семи торговых марок были обнаружены соевые белки, но все производители указали это в маркировке продукции. Однако здесь производители идут на уловку: соя имитирует кусочки натурального мяса, тогда как в составе мясо содержится лишь в порошкообразном виде в концентрате бульона для лапши.

Время готовности

На упаковке каждой лапши обычно указано, сколько минут требуется на приготовление горячего обеда. Эксперты проверили, соответствует ли фактическое время заваривания рекомендациям, указанным на упаковке, и теряет ли лапша свою форму через пять минут после заваривания.

Почти вся лапша достигла готовности за рекомендованное производителем время (от 3 до 5 минут). Быстрее, чем советует производитель, приготовилась лапша «Вермишель» (4 минуты), а для заваривания лапши «Красная цена», «Моя цена» и «То, что надо!» понадобилось всего 3 минуты. При этом такая «скороспелая» лапша не раскисает и после положенных 5 и даже 15 минут.

Согласно ГОСТу, после приготовления лапша не должна слипаться. А по истечении 15 минут с момента заваривания горячей водой макаронное изделие должно сохранять форму гофрированной нити лапши (вермишели). Не прошла это испытание лапша «Скоровар» – она слиплась, но при этом через 15 минут изогнутость нити макаронного изделия сохранилась.

Что касается вкуса, то только у лапши одной торговой марки («Биг Ланч») он оказался избыточно солёным. Возможно, это связано с комплексным воздействием ингредиентов, усиливающих солёный вкус.

Как отметила доктор медицинских наук диетолог Марият Мухина, употреблять «быструю лапшу» не стоит: «Суп-лапша вполне может заменить углеводный приём пищи, дать организму быстрые углеводы, жиры и немного клетчатки. Безусловно, приём жидкой пищи в отличие от «сухпайка» положительно сказывается на слизистой ЖКТ и на организме в целом. Но всё-таки старайтесь так обедать не чаще раза в неделю».

Комментарии ()