еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Как сливали Кавминводы

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы строить перспективные планы и управлять каким-либо процессом, необходимо опираться на «трёх китов» – иметь полную и достоверную информацию об интересующем объекте, быть уверенным в стабильности правил, по которым предстоит жить в ближайшей перспективе и иметь источник финансирования намечаемых преобразований.

Применительно к развернувшейся в последнее время дискуссии о дальнейшем развитии Кавказских Минеральных Вод этих «трёх китов» можно представить следующим образом. Информацию о состоянии и потенциале основного богатства курортного региона – подземных минеральных водах – можно получить только на основании проведения полноценного мониторинга. «Правила игры» должны быть оформлены соответствующими законодательными актами, направленными прежде всего на сохранение и рациональное использование гидроминеральных ресурсов. Что же касается неизбежно присутствующего в любом деле «меркантильного вопроса», то и здесь всё предельно ясно и понятно – если курорты являются национальным достоянием и выполняют важнейшую государственную задачу – оздоровление нации, – то и развитие их должно осуществляться за счёт средств государственной казны.

В теории всё это выглядит логично и не вызывает никаких вопросов. Вместе с тем, как показывает жизнь, на практике возможны варианты.

 

«Где деньги, Зин?»

Ключевым вопросом, конечно же, является финансирование. В феврале 1995 года, когда принимался основной курортный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», депутаты сформулировали эту задачу предельно конкретно: «Финансирование курортов федерального значения, включая развитие транспорта, систем канализации, водоснабжения, теле-, радиовещания и связи, энергообеспечение, природоохранные мероприятия, осуществляется в соответствии с федеральными программами за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счёт иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Но здесь случился маленький казус, сыгравший в дальнейшем злую шутку с благими намерениями депутатов. Статья, согласно которой, государство взяло на себя обязательство финансировать свои курорты, получила «несчастливый» номер 13. Поэтому когда спустя девять лет депутаты принимали пресловутый закон «о монетизации льгот» № 122-ФЗ, они то ли случайно, то ли целенаправленно решили «монетизировать» и курорты. Это выглядело довольно оригинально. Ту формулировку статьи, в которой детально было прописано, за что отвечает государство и куда направляет свои финансы, заменили на ничего не значащий набор слов: «Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации». Хотя, по большому счёту, с тех пор федеральные курорты стали получать из федерального центра преимущественно моральную поддержку.

 

Как нельзя мониторить

Во исполнение поручения Правительства РФ от 20 августа 2003 года № МК-П9-10067, Министерство природных ресурсов России пообещало выполнить работы по переоценке ресурсной базы минеральных лечебных вод региона КМВ, направив на эти цели 38 млн рублей. Более того, первый заместитель министра Н.В. Тарасов заверил также, что в курортном регионе на базе ФГУП «Кавказгидрогеология» будет создана система государственного экологического мониторинга.

После неоднократных напоминаний о необходимости финансирования мониторинга из федерального бюджета за три года (2005-2007 гг.) было выделено 7,2 млн рублей. Это позволило «Кавказгидрогеологии» контролировать состояние подземных вод по 19 наблюдательным скважинам.

В ходе проверки, проведённой в 2005 году аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, был сделан неутешительный вывод: «С 2000 года объём финансирования государственного мониторинга сократился более чем в три раза. За этот период был утрачен контроль за охраной подземных вод от истощения и загрязнения, предельно сокращены работы по ведению государственного учёта вод…».

В 2006 году Счётная палата Российской Федерации проверила эффективность использования природных лечебных ресурсов в эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды. Вывод аудиторов был удручающим – отмечалась неудовлетворительная ситуация по государственному мониторингу недр по причине крайне недостаточного финансирования.

В марте 2008 года руководитель Федерального агентства по недропользованию А.А. Ледовских проинформировал, что нашёл универсальный способ решения поставленных задач по государственному мониторингу состояния недр на КМВ.

В последующие три года (2008-2010 гг.) финансирование работ по проведению государственного мониторинга состояния недр Кавминвод сократилось в два раза, составив 1,25 млн рублей.

Такое отношение федерального центра к единственному в стране особо охраняемому эколого-курортному региону было тем более удивительным, учитывая, что в целом по ЮФО выделение финансовых средств увеличилось с 96 млн рублей в 2005-2007 гг. до 159,3 млн рублей в 2008-2010 гг. На мониторинг месторождений минеральных вод, расположенных на площади 5,5 тыс. кв км, выделялось около 1,5% от суммы, предусмотренной для ЮФО. Государство как бы давало понять, что решение проблем Кавказских Минеральных Вод у него не в приоритете. У него есть дела и поважнее. Правда, какие это дела, никто не уточнял.

 

Мы не знаем, что происходит на наших месторождениях

За период 1987-2005 гг. государственная опорная наблюдательная сеть на минеральные воды претерпевала изменения и в разные годы состояла от 14 до 34 скважин. В настоящее время она состоит из 19 скважин. В большинстве своём наблюдательные скважины находились в аварийном состоянии и требовали проведения ремонтных работ, в связи с чем с 2011 года работа с наблюдательными скважинами была приостановлена. Впервые за весь период наблюдения оценка состояния минеральных подземных вод стала выполняться по материалам недропользователей, к объективности которых у специалистов всегда были обоснованные претензии.

После многочисленных обращений в Минприроды России и Роснедра ситуация с мониторингом на КМВ немного улучшилась. В 2012-2013 гг. ФГУГП «Гидроспецгеология» выполнило работы по ремонту устьевого оборудования на 17 скважинах с установкой надкаптажных сооружений типа «Термос». Устьевые обвязки скважин были оборудованы запорной арматурой, проходными кранами, приборами наблюдений, антивандальными сооружениями. На скважинах установили комплексы «Кедр-ДМ», которые позволяли в автоматическом режиме наблюдать изменения по пяти показателям и передавать результаты измерений в федеральный центр госмониторинга.

Тем не менее проблема с мониторингом подземных минеральных вод в регионе КМВ остаётся острой. Этому способствовал необоснованный перевод ряда скважин на Кисловодском, Бештаугорском, Ессентукском и других месторождениях из категории «наблюдательных» в «эксплуатационные». Было сделано это в угоду частному бизнесу, осуществляющему промышленный розлив минеральных вод.

По мнению гидрогеологов, чтобы получить достоверную информацию о процессах, которые происходят глубоко под землёй на двух десятках месторождений, где имеются четыре основных продуктивных водоносных горизонта, где до конца не изучена взаимосвязь и взаимное влияние между отдельными месторождениями (в частности, между Железноводским и Нагутским месторождениями нет ни одной наблюдательной скважины!) количество наблюдательных скважин в курортном регионе необходимо увеличить как минимум в два раза. Но пока это при том отношении, которое демонстрирует федеральный центр, остаётся несбыточной мечтой.

 

Спички детям – не игрушка!

В экспертном сообществе всегда бытовало мнение, что вопросы развития и застройки курортов федерального значения нельзя отдавать на откуп муниципальным властям. Именно поэтому в первой редакции Федерального закона № 26-ФЗ проведение государственной экспертизы генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов было отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

После демократических преобразований 90-х годов прошлого века законодательство о курортах потребовалось привести в соответствие с новыми реалиями. Так появилось Постановление Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14, в соответствии с которым курортам Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск был придан статус курортов федерального значения. Этим же постановлением были утверждены «Положения» о названных курортах. Что характерно, разработанные местными властями генеральные планы, схемы территориального планирования и проекты планировки территории курортов КМВ по-прежнему необходимо было согласовывать с уполномоченными федеральными органами.

Но уже в декабре 2006 года правительство страны передумало проводить госэкспертизу генеральных планов развития курортов, что было закреплено Федеральным законом № 232-ФЗ. Интересна судьба этого закона. В первом чтении Госдума приняла его в сентябре 2006 года. При подготовке ко второму чтению в законопроект поступило 222 поправки, предусматривающие внесение изменений в 43 федеральных закона. При обсуждении поправок депутаты о курортах даже не вспомнили, проголосовали пакетом. Утверждая этот законопроект, разработанный Правительством РФ, законодательная и исполнительная власть страны давала чёткий посыл муниципальным чиновникам: «Делайте с федеральными курортами что хотите. Нам это не интересно».

Так стоит ли удивляться тому, что местные власти наворотили за эти годы на федеральных курортах?

Комментарии ()