еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Всем до вентиля

Что такое ЖКХ, каждый сегодня прекрасно знает и понимает. Главное для человека, чтобы дома было тепло и светло, а из крана бежала чистая вода – как холодная, так и горячая. Однако число людей, не довольных качеством оказываемых жилищно-коммунальных услуг, год от года только растёт. Потому как тарифы на ЖКУ повышаются регулярно, а их уровень не дотягивает до мало-мальски приемлемых стандартов.

 

Резкое похолодание

Например, малоприятная история случилась не так давно с моей знакомой, проживающей в одной из многоэтажек краевого центра.

– Это было на 8 Марта, – рассказывает она. – Утром в праздничный день проснулась оттого, что в квартире жуткий холод. Попробовала батареи – они, как говорится, еле живые. Что делать в таком случае, не знала, поэтому обратилась с жалобой напрямую в «Теплосеть». Приехала бригада, начали искать старшую по дому, еле дозвонились ей. И наткнулись на грубость, что ей сейчас не до чего, дома её нет и бригаду «Теплосети» никто в подвал пускать не будет. Что надо было вызывать аварийку, с которой у нашего дома заключён договор. Пришлось звонить в управляющую компанию, приехали специалисты, зашли в подвал и обнаружили, что просто-напросто прикручен тепловой вентиль. Кто и зачем это сделал, так выяснить и не удалось. В общем, вентиль открутили, и минут через 15 в квартирах стало тепло.

Наверняка не только жильцы вышеуказанной многоэтажки сталкивались с такой проблемой. Во всех домах, где стоит общедомовой прибор учёта тепла, возникают такие проблемы. Как пояснили в ОАО «Теплосеть», таким образом УК и старшие по дому порой наводят «экономию».

 

Как надо

Своеобразное разъяснение «Теплосеть» в своё время давала управляющим организациям, обращая их внимание на необходимость выполнения своих обязательств, предусмотренных договорами теплоснабжения в части осуществления местного регулирования расхода тепловой энергии на отопление. Вот этот документ:

«Регулировать температуру воздуха в квартирах жителей нужно не посредством открывания форточек и окон, а посредством оборудования, установленного внутри дома на системе отопления.

Сегодня в городе основная часть многоквартирных домов оборудована общедомовыми приборами учёта, по которым ведутся расчёты. Однако многие дома не оборудованы приборами регулирования, которые автоматически в зависимости от температуры наружного воздуха регулируют объём тепловой энергии, подаваемой на отопление – от максимального объёма до полного отключения.

АО «Теплосеть» как теплоснабжающая организация при повышенных дневных температурах наружного воздуха снижает параметры подаваемого на многоквартирный дом теплоносителя только до определённых пределов, позволяющих обеспечить качество приготавливаемой на общедомовом имуществе горячей воды. При дополнительном снижении параметров теплоносителя горячей воды просто не будет.

Чтобы не допускать так называемых «перетопов» в дни, когда температура наружного воздуха достигает 10–17 градусов, управляющим организациям, руководству ТСЖ, ЖСК, ТСН, в ведении которых находятся многоквартирные дома, необходимо принять все меры по рациональному использованию тепловой энергии на нужды отопления и подогрев воды. От правильно проводимой работы по осуществлению местного регулирования зависят платежи населения.

На домах, оборудованных общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, но на которых отсутствуют приборы автоматического регулирования подачи теплоэнергии на отопление и подогрев воды, в тёплые дни отопительного сезона необходимо выполнять следующие действия:

– в тепловом пункте периодически уменьшать (увеличивать) объём теплоносителя, подаваемого на отопление путём закрытия (открытия) запорной арматуры на подающем трубопроводе системы отопления, а при необходимости полностью отключать систему отопления в дневное время;

– в квартирах для создания комфортных условий необходимо периодически перекрывать регулировочные устройства на радиаторах. Это позволит рационально перераспределить объём тепловой энергии на отопление внутри дома.

АО «Теплосеть» на протяжении последних семи лет постоянно рекомендует собственникам в межотопительный период установить такие недорогие устройства на радиаторах, которые дадут реальную экономию теплопотребления по отоплению. Такая работа должна проводиться регулярно в течение всего отопительного периода.

Кроме этого, обращаем внимание управляющих организаций, старших домов и ответственных за снятие и передачу показаний приборов учёта на следующее:

– показания должны передаваться в один и тот же день месяца. От этого зависит размер платежа потребителей. Например, у потребителя возникает вопрос: почему платёж по отоплению в феврале больше, чем в январе, хотя было теплее. А причина в том, что ответственный за передачу показаний прибора учёта снял показания в январе 17 числа, а в феврале 21 числа. То есть в платёжку за январь вошло 29 дней отопительного сезона (с 20 декабря по 17 января), а в платёжку за февраль вошло 35 дней (с 18 января по 21 февраля). Нерадивое отношение к своим обязанностям приводит к многочисленным жалобам жителей;

– в городе часть домов оборудованы приборами учёта, с которых теплоснабжающая организация может дистанционно следить за его работой и снимать показания. Однако данное обстоятельство не освобождает управляющую организацию от ответственности за ведение журнала учёта потреблённого тепла, снятие показаний, передачу данных и оформление бухгалтерских документов. Кроме этого, управляющая организация должна оперативно реагировать на внештатные ситуации, выявленные в работе прибора учёта, и своевременно принимать меры;

– на тех приборах учёта, где нет возможности архивирования данных (в городе это около 30% приборов), управляющая организация несёт ответственность за ведение журналов учёта ежесуточного снятия показаний. Это позволит проследить за работой прибора учёта, выявить внештатные ситуации в его работе и избежать споров при начислениях за теплопотребление.

Прибор учёта – дорогостоящее общедомовое имущество собственников дома, которое требует обязательного постоянного технического обслуживания специализированной организацией. Это требование Федерального закона «Об энергосбережении…». Те управляющие организации, которые не выполняют это требование, как правило, не следят за работой прибора учёта, не принимают своевременно меры по его ремонту и поверке, что сказывается на платежах населения.

В течение отопительного сезона управляющим организациям необходимо проверять наличие пломб теплоснабжающей организации на дроссельных устройствах. Практика показывает, что часто дроссельное устройство либо вообще отсутствует, либо его параметры самостоятельно изменены. Это приводит к повышенному бесконтрольному расходу тепловой энергии.

Необходимо отметить, что за последние два года после установки общедомовых приборов учёта и проведения мероприятий по энергосбережению на самих системах теплопотребления на многих домах достигнута реальная экономия по отоплению до 30%, а по горячей воде до 50%. Но это происходит только у тех потребителей, кто занимается рациональным потреблением тепловой энергии, следит за работой системы отопления и горячего водоснабжения и работой прибора учёта.

Вывод один: чтобы меньше платить, нужно меньше потреблять, а значит, рационально использовать тепловую энергию, заниматься местным регулированием тепловой энергии и её перераспределением внутри дома».

 

И как не надо

Однако все ли УК и старшие по дому придерживаются этих рекомендаций? Судя по рассказам многих людей, отнюдь нет. Ну какая нужда была наводить «тепловую экономию» 8 марта, когда на улице, согласно данным Гидрометцентра, ночью было минус пять градусов по Цельсию, а днём – всего +1? Не кажется ли вам странной такая «забота» о кошельках жильцов? Мне кажется. Потому как давно не верю в чистый альтруизм всяких должностных и околодолжностных лиц. Ведь, по большому счёту, не всё равно ли тем же УК или старшим по дому, заплатят жильцы в этом месяце на сто рублей за тепло больше или меньше? И не может ли быть такого, что в подобной экономии кроется корыстный умысел? Ну, той же «Теплосети» УК оплатит один счёт, составленный с учётом сэкономленного, а с жильцов возьмёт по полной? А разницу – в карман? Тем более в нынешних платёжках чёрт ногу сломит, без специального образования и не поймёшь, кто за что и сколько платит.

С одной стороны, сделать это сложно. Но чисто теоретически. Практически, да имея определённые навыки, наверняка нет ничего невозможного. Ведь умудрились же каким-то образом коммунальщики «обобрать» жителей края на круглую сумму в прошлом году, занимаясь приписками и якобы ошибками в расчётах. Так, в управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, в частности, сообщили, что за 2015 год в регионе выявлено 988 нарушений порядка расчёта размера платы за жилищно-коммунальные услуги, выдано 341 предписание об устранении нарушений. «В числе самых распространённых – нарушения расчёта платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. В нормативных документах применяются очень сложные формулы расчётов», – сообщил начальник стройжилнадзора Ставрополья Валерий Савченко.

По результатам проверок ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями жителям края возвращено более 13 миллионов рублей.

Комментарии ()