еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Пять шагов к спасению Кавминвод

Мероприятие, которое проходило в здании администрации города-курорта Пятигорска 18 марта 2016 года, без преувеличения, по прошествии некоторого времени сможет быть признано поворотным моментом в многострадальной истории по спасению курортного региона.

Депутатская группа краевого парламента «Кавказские Минеральные Воды» собрала за одним столом не только чиновников различного уровня, наделённых полномочиями в сфере экологии и природопользования. В совещании активное участие принимали также представители общественных организаций, научных центров, профессионалы, не одно десятилетие своей жизни посвятившие защите уникальных природных ресурсов КМВ.

Рассматривался один вопрос: «О подготовке предложений по сохранению и рациональному использованию природного потенциала особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды». Делалось это во исполнение поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина, данного им 1 марта текущего года.

 

Только две, только две зимы, только две, только две весны

При обсуждении этого вопроса один из краевых парламентариев, известный также как специалист по выращиванию тепличных огурцов, предложил просто подождать, когда федеральный центр обратит внимание на проблемы нашего региона. Аргументация была железобетонной – мол, обещал президент два года назад, что после грандиозных преобразований Сочи следующими будут Кавминводы. Стало быть, не надо суетиться, необходимо просто запастись терпением и ждать. Верить и ждать. И ничего страшного, что теперь мы не вторые в очереди, а третьи после Крыма. В конце концов, и до нас дойдёт очередь.

Такая точка зрения, конечно же, имеет право на существование. Но что-то подсказывало, что это не самый оптимальный вариант. Во-первых, Россия – огромная страна. И на её просторах постоянно происходят различные события. Сейчас динамично развивается туризм на Алтае, сталкиваясь при этом с определёнными трудностями. Масса нерешённых вопросов по озеру Байкал. И везде нужна поддержка государства. Считать, что проблемы единственного в России курортного региона КМВ не столь значимые и их можно отодвинуть на дальний план – значит не понимать сути происходящего, рискуя в конечном итоге потерять «всероссийскую здравницу», «кузницу здоровья» и «жемчужину России». Причём одновременно.

Справедливости ради следует сказать, что все остальные участники совещания с такой инициативой депутата не согласились. Они выразили уверенность в том, что люди смогут подождать, им не привыкать. Теперь уважаемому депутату осталось только договориться с природными минеральными водами, попросить их не загрязняться, не истощаться и не деградировать, и тогда вопрос спасения Кавминвод можно будет считать решённым.

 

Постой, паровоз, не стучите колёса

Обсуждение было непростым и длилось без малого три часа. Но время потрачено не напрасно. В конечном итоге присутствующие в зале пришли к пониманию, как двигаться дальше.

Первое, что необходимо сделать незамедлительно, – местные власти должны прекратить предоставлять земельные участки и выдавать разрешения на строительство объектов, которые могут погубить курорты. За примерами далеко ходить не нужно. В Ессентуках выдали разрешение на строительство АЗС на водопроводе, снабжающем водой всю курортную зону. Там же без зазрения совести выдали разрешение на строительство автосервиса в зелёной зоне у входа в детский сад по улице Карла Маркса. Не отстаёт и администрация Предгорного района, разрешившая построить торговые объекты на магистральном канализационном коллекторе в районе рынка «Людмила». Вторым своим решением она узаконила строительство крупного тепличного комплекса в водоохранной зоне реки Подкумок, при этом нарушив требования Водного кодекса, Земельного кодекса и статьи 261 УК РФ, запрещающей рубку деревьев во второй зоне охраны курорта. Но больше всего вопросов к неправомерным действиям администрации Пятигорска, свидетельством чему являются многочисленные протесты прокуратуры и непрекращающиеся судебные разбирательства. Всего один пример. Несколько лет назад администрация столицы СКФО выдала разрешение на строительство девятиэтажной гостиницы по ул. Н. Попцовой. Местные чиновники так сформировали участок, что в него попали часть асфальтированной дороги и места общего пользования. В конечном итоге суд признал разрешение на строительство незаконным. Но городская администрация, игнорируя решение суда, решила провести 8 апреля 2016 года новый аукцион на право аренды этого скандального участка.

Такие примеры можно приводить до бесконечности. Ясно одно: если не остановить зарвавшихся местных чиновников, через некоторое время говорить о спасении федеральных курортов будет уже поздно. Каким способом это сделать – не столь важно. Высказывалось предложение, чтобы губернатор потребовал от муниципальных властей объявить мораторий на новое строительство. Можно оформить в виде соответствующего постановления. Здесь важна не форма, а результат – беспределу местных чиновников, хозяйничающих на федеральных курортах, как у себя на даче, должен быть положен конец.

 

Лучше знать, куда идёшь, чем блуждать не известно где

Также незамедлительно необходимо получить объективную оценку состояния природных курортных ресурсов, без знания которой любое масштабное строительство в курортном регионе превращается в безответственный эксперимент. Причём результат такого эксперимента заранее прогнозируем – антропогенная нагрузка на природный комплекс возрастёт, процесс деградации подземных минеральных вод усилится. Собственно говоря, ничего нового в этом предложении нет. Эту же мысль озвучил летом прошлого года замминистра природных ресурсов России Ринат Гизатулин: «Роснедра и региональные власти до конца 2016 г.

проведут геолого-гидрологические работы для установления причин изменения минерального и газового составов подземных вод. Это позволит разработать единую технологическую схему освоения месторождений минеральных вод, рекомендации по оптимизации их освоения, проведение мероприятий по предупреждению деградации и истощения данных месторождений».

Хотелось бы верить, что это не дежурная фраза уважаемого заместителя министра, а конкретный план действий, результат которого мы увидим в течение ближайших месяцев.

 

Ошибки нужно исправлять

Для того чтобы ситуацию в курортном регионе изменить к лучшему, следует на законодательном уровне устранить противоречия между законодательством о курортах и о местном самоуправлении. Фактически ответственность за тот негатив, который мы наблюдаем в курортном регионе, в полной степени должны разделить также и депутаты Государственной Думы России. Это же они принимали поправки к законам, в результате чего федеральные курорты перестали быть особо охраняемыми природными территориями, генеральные планы развития федеральных курортов перестали утверждаться постановлением Правительства РФ, был ослаб-лен контроль федеральных структур за состоянием дел на курортах, стала необязательной экологическая экспертиза проектов строящихся объектов и т.д. В результате те особые условия застройки курортных территорий, которые детально прописаны в Постановлении Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14, местные власти стали систематически игнорировать, ссылаясь на то, что в 131-м федеральном законе об этом нет ни слова.

Очевидно, что эту несправедливость следует устранить, внеся соответствующие поправки в действующие законодательные акты, и прежде всего в Земельный и Градостроительный кодексы. Заслуживают Кавминводы и отдельного закона, который бы позволил защитить природные курортные ресурсы, создать условия для развития региона. При этом абсолютное большинство присутствующих негативно оценили тот вариант законопроекта, который Минкавказа направил в Правительство РФ 31 декабря 2015 года. Более всего это возмутило общественников, посчитавших себя обманутыми – с ними обсуждался один вариант проекта закона, а в Москву ушёл совершенно иной.

 

Каждый должен заниматься своим делом

Не осталась вне поля зрения участников совещания и схема управления курортным регионом Кавказские Минеральные Воды. За всю более чем двухсотлетнюю историю Кавминвод положительно себя зарекомендовали только две структуры – дирекция Вод и администрация Кавказских Минеральных Вод. Непродолжительный период управления курортами коммерческими структурами, что имело место в позапрошлом веке, не рассматривался в качестве примера для подражания. По прошествии нескольких лет государству пришлось отказаться от такого эксперимента, признав его неудачным, и в срочном порядке исправлять ошибки частников, направив казённые деньги на благоустройство курортных территорий и развитие его инфраструктуры. Поэтому схема управления Кавминводами, предлагаемая Минкавказом и предусматривающая ключевую роль в этом процессе двух коммерческих структур, – «Кавминкурортресурсы» и «Корпорации развития Северного Кавказа». Большинством присутствующих была признана очередной попыткой наступить на те же грабли.

 

Деньги любят счёт

При рассмотрении любого серьёзного проекта неизбежно возникает вопрос: «А кто заплатит за всё это?» На этот вопрос существует простой ответ, оформленный в виде части 1 статьи 13 Федерального закона № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»: «Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации».

Понятно, что экономическая ситуация сейчас и в стране, и в мире не самая лучшая. Понятно, что проблем существует много, а денег на них не просто не хватает, а катастрофически не хватает. Именно поэтому очень важно, чтобы те средства, которые государство выделяет на Кавминводы, были использованы с максимальной эффективностью.

Но на деле не всегда так получается. У депутатов возникло сомнение по поводу целесообразности строительства за бюджетные средства выставочного комплекса в районе Минераловодского аэропорта. Один из депутатов предположил, что на это строительство ушло не менее 1 млрд рублей. Каково же было его удивление, когда он узнал, что строительство (ещё незавершённое) уже обошлось казне в 4,5 млрд рублей. Для сравнения: новый перинатальный центр в Ставрополе стоит 2,6 млрд рублей, из которых 900 млн рублей – оборудование. Стало быть, вместо одного выставочного центра, который уже два года не действует и не достраивается, можно было бы построить три перинатальных центра. Возможно также и другое сравнение. Денег, потраченных «Корпорацией развития Северного Кавказа» на «Минводы ЭКСПО», хватило бы на спасение озера Тамбукан, ликвидацию всех аварийных скважин, организацию полноценного мониторинга минеральных вод. При этом деньги остались ещё и на завершение четвёртой нитки Кубанского водовода и второй нитки канализационного коллектора «Кисловодск – Пятигорск». Получается, что проблема не в наличии или отсутствии средств, а в правильном их расходовании.

Впрочем, своё мнение участники совещания высказали. Их предложения выглядят вполне обоснованными. Насколько они окажутся востребованными, мы увидим в ближайшее время.

Комментарии ()