еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Страдания о курортных зонах

1 марта 2016 года Владимир Путин подписал поручение по итогам межрегионального форума ОНФ, который проходил в Ставрополе 24-25 января. В соответствии с данным поручением до 1 июня 2016 года Правительству РФ надлежало «совместно с губернатором Ставропольского края подготовить предложения по сохранению и рациональному использованию природного потенциала, уникальных лечебных и оздоровительных свойств особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, включая определение границ этого региона и установление в отношении его особого статуса».

Таким образом, мы вернулись к тому, с чего и начинали, а именно, к вопросу об охранных курортных зонах, их легитимности, законности установления, а также статусе курортного региона.

 

Минздрав России уже стучался в открытую дверь

В сентябре 2011 года замминистра Минздравсоцразвития, отвечающая за развитие курортов федерального значения, Вероника Скворцова направила правительству Ставропольского края письмо, в котором попросила региональные власти «разработать проекты округов горно-санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск и особо охраняемого эколого-курортного региона – Кавказские Минеральные Воды». Это письмо слегка озадачило адресата, так как на момент его написания границы округов горно-санитарной охраны курортов существовали уже более четверти века, границы курортного региона готовились отмечать свой двадцатилетний юбилей, а выполнять любые работы на 42 % территории региона КМВ, находящейся в границах КБР и КЧР, правительство Ставропольского края вообще не имело права, не знать о чём замминистра Скворцова не могла.

Более всего эта затея понравилась руководству столицы СКФО. Начиная с 2012 года и по август 2014 года пятигорская администрация, известная своим специфическим отношением к курортным, да и вообще к любым заповедным территориям, отчаянно пыталась воплотить в жизнь идеи Вероники Скворцовой. Если бы вся энергия, затраченная муниципальными чиновниками на данное сомнительное мероприятие, была направлена в нужное русло, её хватило бы на круглогодичное освещение здания городской мэрии. Но экономическая целесообразность в данном конкретном случае не рассматривалась местным градоначальником в качестве приоритета, поэтому сделано было то, что было сделано. К большому разочарованию энтузиастов антикурортного дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 5 августа 2014 года не оставил надёжны администрации Пятигорска в её бесконечных попытках объявить действующее правительственное постановление «морально устаревшим» и на этом основании поставить под сомнение законность установления охранных зон федеральных курортов. Суд чётко и однозначно сформулировал свои выводы: зоны горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод установлены законно, научная обоснованность и правильность их установления не вызывает сомнений, режимные ограничения хозяйственной деятельности, действующие в охранных зонах, призваны защитить природные курортные ресурсы от истощения и загрязнения, а поэтому необходимо неукоснительно соблюдать требования закона и не заниматься всякого рода сомнительным творчеством.

 

Вынос объектов-загрязнителей не состоялся

В тот момент, когда ещё в разгаре были судебные баталии, инициированные пятигорской администрацией, а именно 25 апреля 2013 года на совещании у зампредседателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ в СКФО, рассматривался вопрос «О границах и соблюдении режимов зон санитарной (горно-санитарной) охраны в городах-курортах КМВ». В соответствии с поручением № АХ-П16-9пр, данным по итогам совещания соответствующим федеральным министерствам и правительству Ставропольского края, надлежало не позднее 1 июля 2013 года представить в Правительство России перечень объектов, деятельность которых не соответствует режимным ограничениям зон охраны курорта и на основании этого подлежащим выводу за их пределы. Кроме того, предусматривалось также разработать план мероприятий по актуализации границ округа горно-санитарной охраны на территории КМВ с вынесением указанных границ на местность. К сожалению, весь процесс спасения курорта в очередной раз свёлся к нескольким дежурным совещаниям и написанию некой ничего не значащей справки.

 

И сказал тогда Катон Старший: «Карфаген должен быть разрушен!»

А днём ранее другой зампред Правительства РФ Д.Н. Козак своим поручением № ДК-П9-95пр обязал Минздрав, Минприроды, Минрегион, Роспотребнадзор и Минюст «внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении в Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» изменений, предусматривающих исключение установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов». По сути дела, вице-премьер федерального правительства поручал федеральным органам исполнительной власти разработать и законодательно закрепить механизм уничтожения федеральных курортов.

После бурного обсуждения в стенах Совета Федерации, которое состоялось 18 июня 2014 года и было посвящено выработке мер, направленных на развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации –

Кавказских Минеральных Вод, появилось постановление Совфеда от 9 июля 2014 года № 388-СФ, требующее от органов власти субъектов Российской Федерации, территории которых находятся в пределах КМВ, «принять меры по вынесению на местность установленных границ округа зон санитарной или горно-санитарной охраны Кавказских Минеральных Вод и курортов федерального значения».

Но 26 июня, т.е. через неделю после обсуждения в Совфеде дальнейшей судьбы Кавказских Минеральных Вод, Правительство России внесло в Госдуму законопроект, получивший № 555658-6, разработанный во исполнение поручения Дмитрия Козака. Разработчиком данного проекта закона выступил Мин-

здрав России, в очередной раз расписавшийся в своей нелюбви к отечественным курортам вообще и к Кавминводам в частности. В соответствии с данным законопроектом в оперативном порядке, принятом депутатами в первом чтении в сентябре 2014 года, курорты федерального значения, равно как и курортный регион, упразднялись, государство снимало с себя всякую ответственность за их дальнейшую судьбу и фактически разрешало строить в любой зоне любой объект. Как и следовало ожидать, поднялась волна возмущения. С тех пор законопроект № 555658-6 находится в спящем состоянии, готовый в любой момент проснуться и удивить россиян, как это было с Федеральным законом № 406, ставшим своеобразным предновогодним сюрпризом в уходящем 2013 году.

 

Что важнее: целебные источники или коммерческие объекты?

Курорты Кавказских Минеральных Вод переживают сейчас далеко не самые лучшие времена. Сложившаяся в регионе запредельная антропогенная нагрузка губительно отражается на качестве и свойствах природных минеральных вод. Природа, конечно же, мудрее человека и может до поры до времени сглаживать шалости «дитя малого», возомнившего себя царём природы. Но так бесконечно продолжаться не может. Подтверждение тому – десятки утраченных целебных источников, дефицит самой востребованной «минералки» – «Ессентуки № 17», бурные страсти вокруг кисловодского «Нарзана», 1000 кубометров в сутки минеральной воды на Пятигорском месторождении, не соответствующей санитарным нормам и по этой причине сбрасываемой в канализацию. При желании этот безрадостный список можно продолжить.

Мы подошли к той опасной черте, перешагнув которую, о курортах Кавминвод можно будет говорить только в прошедшем времени. Чтобы этого не произошло, необходимо просто остановиться и прекратить любые действия, способные нанести вред курорту. Задача очень простая – неукоснительно выполнять требования существующих законодательных актов и соблюдать режимные ограничения хозяйственной деятельности, установленные в зонах санитарной (горно-санитарной) охраны курортов. Только в этом случае появится шанс на спасение курортов КМВ.

Любые разговоры о пересмотре границ курортных зон, об их сокращении или даже упразднении – смертельный приговор курортам федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск. Ибо в этом случае удар будет нанесён по фундаменту, на котором прочно держатся курорты.

Собственно говоря, ничего нового в этом нет. На таком принципе, начиная с издания в 1803 году Высочайшего указа императора Александра I о признании Кавказских Минеральных Вод лечебной местностью общегосударственного значения, базировалась система охраны курортного региона.

Возможно, для кого-то это будет откровением, но ещё в 1905 году в требованиях «Об охранении источников минеральных вод» в статье 349 содержалось положение, которое не утратило свою актуальность и в наши дни: «Если для ограждения источников и правильного устройства состоящих при них лечебных заведений скажется необходимым закрыть колодцы, снабжающие населённые места водою, снести существующие здания, прекратить действия фабрик или заводов, признанных безусловно вредными, подчинить ограничениям рубку леса или принять иные меры, сопряжённые для частных лиц с существенным стеснением и ущербом, то о приведении означенных мер в исполнение министр торговли и промышленности испрашивает каждый раз Высочайшее разрешение установленным в ст. 342 порядком с указанием при этом порядка и способов вознаграждения собственников».

Странные вещи получаются. «тёмный царизм» заботился о курортах, полагал, что если что-то представляет опасность для минеральных источников, то следует эту опасность убрать подальше от них. Нам же предлагают не трогать объекты-загрязнители, а просто «сдвинуть» охранную зону, и пусть минеральный источник свыкнется с этой новой реальностью. Проблема только в том, что подземные минеральные воды живут по своим, природным, законам, и человеческие законы им не указ.

Комментарии (0)