еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Корпорация реформирует Кавминводы

В 2010 году с целью развития инвестиционной среды СКФО за счёт привлечения инвесторов и участия в реализации производственных и инфраструктурных проектов на территории округа было создано ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» (ОАО «КРСК»).

 

Награда нашла героя

На состоявшемся в июле 2014 года в Грозном совещании по развитию СКФО полпред президента Сергей Меликов и его зам Одес Байсултанов подвергли острой критике «КРСК». Они напомнили, что у корпорации дефицит порядка 1,2 млрд рублей. Чиновники заявили менеджерам, что те не работают, а деньги тратят «не понятно куда». Спустя полтора года, подводя итоги первой пятилетки «КРСК», председатель Совета директоров Корпорации Одес Байсултанов самокритично заметил, что «в целом итог её работы положительный».

С момента создания «КРСК» и на протяжении четырёх лет стоимость активов Корпорации всегда была ниже уставного капитала. В годовом отчёте «КРСК» за 2014 год отмечалось, что по результатам деятельности Корпорации получен убыток более 1 млрд руб.

Тем не менее работа АО «КРСК» получила высокую оценку независимых экспертов. Корпорация стала лауреатом международной премии «Инвестиционный ангел», которую учредила Всемирная организация развития (сокращённо – «ВОР»).

 

Как нам реорганизовать КМКР

Несмотря на критику и обвинения в неэффективности, в том же июле 2014 года управлять компанией ОАО «Кавминкурортресурсы» было доверено именно Корпорации развития Северного Кавказа, которая пообещала в течение нескольких месяцев разработать стратегию развития этого структурообразующего предприятия Кавминвод. При этом все позабыли, что в соответствии с поручением зампреда Правительства РФ Полномочного представителя Президента РФ в СКФО А.Г. Хлопонина от 18 ноября 2013 года № АХ-П13-29пр «Стратегия развития ОАО «Кавминкурортресурсы» должна была быть разработана и представлена в Правительство России не позднее 31 мая 2014 года.

В апреле 2015 года на выездном заседании в Кисловодске Росимущество рассмотрело вопрос консолидации федерального имущества, расположенного на территории СКФО, на базе ОАО «Кавминкурортресурсы». Речь шла не только о скважинах минеральной воды распределённого и нераспределённого фонда. Рассматривалось также федеральное имущество санаторно-курортных учреждений и акционерного общества «Кавказгидрогеология».

В декабре 2015 года было заявлено, что разработана и согласована на федеральном уровне Стратегия развития «КРСК» до 2020 года. Высказывалось предположение, что в первом полугодии 2016 года она будет утверждена Правительством РФ.

 

Три танкиста выпили по триста

12 января 2016 года Совет директоров «КРСК» утвердил Стратегию развития ОАО «Кавминкурортресурсы» до 2022 года. Данный документ, включающий в себя три направления, местные экономисты уже окрестили «Стратегией «Три по двести»». По первому направлению планируется в течение пяти лет отремонтировать 45 км минералопроводов, затратив на эти цели 200 млн рублей. Но откуда взять эти миллионы, «стратеги» не знают. В качестве одного из вариантов рассматривается возможность самому недропользователю, каковым является ОАО «КМКР», осуществлять промышленный розлив минеральной воды, потеснив на довольно устоявшемся специфическом рынке ставропольских товаропроизводителей. Предполагается, что таким образом доходы акционерного общества смогут возрасти на те же магические 200 млн рублей.

И, наконец, третье, самое удивительное направление предусматривает строительство в регионе нескольких бань (или на древнеримский манер – «терм»), каждая из которых стоит 200 млн рублей. Наверное, не лишним будет напомнить, что в Древнем Риме термы являлись не просто банями и бассейнами, но неким клубом, в котором знатные римляне проводили большую часть времени. Если «Стратегия «Три по двести»» предусматривает именно такие «термы», то хотелось бы знать, кто и когда будет составлять списки местных «знатных римлян».

С учётом появившейся оригинальной «Стратегии» 31 января 2016 г. на совещании в Росимуществе было принято решение разработать модель интеграции АО «КМКР» в АО «КРСК», предусмотрев возможность консолидации федерального имущества, расположенного на территории Кавказских Минеральных Вод на базе «Кавминкурортресурсов».

Обосновывая это решение, замминистра Минкавказа Одес Байсултанов заверил, что данная мера «позволит более эффективно регулировать использование минеральных источников и объектов сопутствующей инфраструктуры на территории Кавказских Минеральных Вод».

Одним из первых буквально на следующий день информацию о предстоящем поглощении «Кавминкурортресурсов» Корпорацией распространило ИА «Грозный-Информ».

9 февраля 2016 года «Кавполит» радостно сообщил о том, что Минкавказа разработало проект реформирования Кавказских Минеральных Вод, курировать реализацию которого поручено Одесу Байсултанову. Особую роль в преобразовании курортного региона «реформаторы» отводили новому федеральному закону «О Кавминводах», который, по их замыслу, позволит консолидировать всё федеральное имущество на территории Кавминвод в рамках управляющей компании, отвечающей также и за развитие медкластера. Выбранная модель изящна и незатейлива: понравившееся имущество будет передано компании «Кавминкурортресурсы» с последующим поглощением её «Корпорацией развития Северного Кавказа».

 

Раньше думай о Родине, а потом о «бабле»

А теперь попытаемся проанализировать и понять, что за «реформы» приготовили Кавказским Минеральным Водам заезжие специалисты и насколько полезными они смогут оказаться курортному региону.

В конце 60-х начале 70-х годов прошлого столетия, когда добыча подземных вод на каждом курорте велась самостоятельно, курорты периодически лихорадило из-за возникавших проблем со снабжением санаториев минеральной водой. Устранять эти проблемы было удовольствием дорогостоящим. Поэтому в 1972 году было создано управление «Кавминвод», позднее, в 1996 году, преобразованное в ОАО «Кавминкурортресурсы». Эта структура стала отвечать за эксплуатацию и разведку месторождений минеральных вод на территории КМВ, за уникальное Тамбуканское озеро, за техническое обслуживание более 200 эксплуатационных и наблюдательных скважин, за сложнейший бальнеотехнический комплекс, за мониторинг и ещё за многое другое. Такой отвечающий государственным интересам подход позволил гарантированно поставлять более 85% добываемой ОАО «КМКР» минеральной воды в здравницы Кавминвод. При этом отпускная цена минеральной воды для санаториев была на 20% ниже, чем для заводов промышленного розлива.

«Кавминкурортресурсы» всегда приносили прибыль, исчисляемую десятками миллионов рублей ежегодно. Два акционера ОАО «КМКР» – Российская Федерация и ФНПР (акции между которыми были распределены в соотношении 51% и 49% соответственно) исправно получали дивиденды, даже не задумываясь о «второй стороне медали»: собственник обязан также вкладывать средства в ветшающие основные фонды пока ещё прибыльно работающего предприятия. А когда они осознали это, нашли самый простой, как им показалось, выход – продать контрольный пакет акций частнику за 139 млн рублей. Несмотря на то, что такие попытки предпринимались неоднократно, реализовать этот опасный эксперимент пока не удалось.

 

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Складывающаяся теперь ситуация в среде экспертного сообщества рассматривается как модернизированный вариант неудавшейся прямой приватизации.

Передача контрольного пакета акций ОАО «Кавминкурортресурсы» в уставной капитал Корпорации развития Северного Кавказа отдаляет государство от своей собственности. Кроме того, в таком случае никто не станет гарантировать, что не будет реализована какая-нибудь хитрая схема «скрытой» приватизации. Из этого следует, что активы ОАО «КМКР» (одним пакетом или по частям) смогут оказаться в руках собственника, предсказать действия которого будет непросто. Вряд ли такой расклад можно назвать светлым будущим для четырёх курортов федерального значения.

Попытка наделить ОАО «Кавминкурортресурсы» не свойственными ему функциями, консолидировав на его базе гос-имущество, включая санатории, таит в себе скрытую угрозу иного характера. Во-первых, на первоначальном этапе это приведёт к увеличению доли государства в уставном капитале акционерного общества. Как следствие – доля ФНПР серьёзно сократится. В таком случае Корпорация, курирующая деятельность «Кавминкурортресурсов», сможет самолично принимать решения о судьбе своих «подопечных», даже не утруждая себя необходимостью посоветоваться с независимыми профсоюзами. Верится с трудом, что ФНПР догадывается, а уж тем более в восторге от такой перспективы.

Во-вторых, ОАО «КМКР» вынуждено будет кардинально пересмотреть схему управления увеличившимся в размерах (за счёт присоединения к нему санаториев и других курортных объектов) «хозяйством», что неизбежно негативно отразится на эффективности работы бальнеоресурсной составляющей. Ничего хорошего санаторно-курортному комплексу региона это также не сулит.

И, наконец, в третьих, в результате всей этой реформы появится новая коммерческая структура, претендующая на государственное управление курортным регионом, появятся новые бани и даже новые этикетки на бутылках с минеральной водой, но по-прежнему останутся прогнившие подземные коммуникации, не справляющиеся с автомобильным потоком городские магистрали, теряющие уникальные свойства 1 млн тонн лечебной Тамбуканской грязи, аварийные скважины, неэффективный мониторинг и прочие безрадостные вещи.

Ну, и кому нужны такие «реформы»?

Комментарии (0)