еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Правый поворот

Мы постоянно пишем о дорожных проблемах краевого центра. Неоднократно сотрудники редакции озвучивали предложения снижения размеров заторов и их количества на основных городских магистралях. В ответ обычно приходили пространные ответы, суть которых можно озвучить примерно так: «Спасибо за предложение, мы учтём ваши пожелания». Но, к сожалению, с реальным воплощением в жизнь абсолютно очевидных для пользы дела инициатив длительное время отцы города не торопились.

Я всегда удивлялся, почему при ежегодном ремонте городских дорог не происходило расширения проезжих частей ни на один сантиметр. А ведь этот ремонт всегда сопровождался дорогущими и не всегда рациональными работами по замене бордюров, благоустройством придорожной территории, установкой ограждений и прочими недешёвыми мероприятиями.

Кроме того, всегда вызывало недоумение, почему при планировании ремонта дорог почти никогда не предусматривалось обустройство дополнительных полос перед перекрёстками для свободного движения автомобилей с поворотом направо. Причём даже там, где это можно делать вообще без каких-либо особо затратных мероприятий.

 

Поворотные полосы

Отрадно отметить, что в настоящее время городские службы стали системно заниматься реализацией нужных решений в области организации автомобильного движения. Административный корабль пусть пока медленно, но всё-таки уверенно стал разворачиваться в правильном направлении. Сразу хочу обратить внимание на выполнение в этом году давно ожидаемых работ, получающих только одобрительные отклики водителей, пассажиров общественного транспорта и пешеходов.

Первым в этом списке следует назвать перекрёсток улицы Ленина и проспекта Кулакова. Здесь уже созданы дополнительные полосы для поворота направо на двух участках. Сейчас ведутся работы на третьем, рядом с Ботаническим садом. На этом, пожалуй, самом большом перекрёстке города работают пятнадцать полос, скоро появится шестнадцатая. Все работы идут в комплексе: в частности, перемещены рекламные конструкции, ведётся монтаж новых опор контактной сети для троллейбусов, начался вывоз лишнего грунта.

Следующим по важности событием стали долгожданные работы по расширению проезжей части нижней части улицы Лермонтова. Наконец-то лёд в этом направлении тронулся – ведь на участке от улицы Добролюбова при проведении ремонтных работ в начале лета этого года всё делалось по старинке, без намёка на расширение дороги. К счастью, сейчас на отрезке улицы Лермонтова от улицы Р. Люксембург до переулка Зелёного началось обустройство полноценной третьей полосы для движения транспорта.

 

Болевая точка

Не так давно администрация Ставрополя озвучила намерение построить новую дорогу, которая свяжет 204-й квартал города с Восточным объездом. Что и говорить, это очень востребованное направление. Но есть одно «но» – с появлением новой трассы на подъездах к мостовым переходам через долину реки Мутнянки будут непроходимые пробки, не сравнимые с нынешними. Особенно на перекрёстках улиц Маяковского и Р. Люксембург с улицами Мира и Лермонтова. Район моста на улице Кирина, и особенно подъезды к нему севернее долины реки, – давняя транспортная проблема.

Последний раз финансирование на строительство участка дороги от переулка Зелёного до мостового перехода было заложено в бюджеты края и города в 1992 году. К сожалению, планы строительства шести полос основной городской магистрали, предусмотренной генеральным планом города, были заброшены из-за распада в стране системы централизованного управления и ценообразования. Как следствие, полностью прекратилось финансирование инфраструктурного строительства в регионах и городах. В начале двухтысячных годов остававшаяся возможность дотянуть шесть полос до моста была окончательно похоронена бездарной градостроительной политикой новейшего периода.

Каких-то сто метров, чтобы хоть как-то в промежуточном варианте логически завершить эту грандиозную дорожную эпопею. Но нет! Самый рациональный вариант перечёркнут. Трасса центральной магистральной дороги оказалась застроенной наглухо зданиями. Предписания нескольких генеральных планов и транспортных схем, последняя из которых утверждена Ставропольской городской Думой ещё в 1998 году, проигнорированы. Расширения до трёх полос

существующей узкой проезжей части улицы Лермонтова и строительства ещё трёх по краю речной долины выше территории предприятия «Горзеленстрой» не состоялось. Ниже на снесённых кварталах улицы Кирина построили АЗС, а позднее и ныне пустующую коробку торгового центра. Шесть полос магистрали упёрлись в пятиэтажку, выросшую на участке, где раньше стоял небольшой частный дом.

Похожая картина и ниже мостового перехода. Промышленная зона по краю речной долины выше улицы Добролюбова, некогда запланированная под строительство дороги, сегодня активно застраивается многоэтажными жилыми домами.

 

Стратегические направления

В городе их немного, а их количество ограничено природным рельефом и мостами. Все они находятся на пересечении многочисленных широких автомобильных дорог направлений «восток-запад» с очень ограниченным числом пригодных для движения транспорта дорог направлений «север-юг».

Последних всего четыре. На западе города это направление «проспект Кулакова – улица Доваторцев». О проспекте Кулакова мы уже говорили. Но есть ещё одно узкое место на участке по улице Доваторцев – между улицами Шпаковской и Тухачевского. Для разгрузки которого планируемой новой магистрали западнее микрорайона «Перспективный» будет недостаточно. Придётся подумать и об альтернативной возможности соединения дорог близ улицы Герцена в районе источника «Корыта» (по территории зарастающего лесом бывшего каменного карьера) с объездной дорогой по улице Космонавтов у охотхозяйства. Чтобы убедиться в жизнеспособности использования территории зарастающего лесом бывшего каменного карьера, достаточно взглянуть на снимок со спутника. К сожалению, этот вариант пока вообще не обсуждается.

На востоке сквозное движение возможно от переезда Чапаева через Туапсинку в 204-й квартал. Район только приближается к критической перегрузке, которая наступит уже через пару лет.

Ещё два направления с очень ограниченной пропускной способностью узких дорог находятся в центре города. Причём прямых магистралей со сквозным проездом для сброса потока транспорта нет вовсе. У этих двух самых проблемных направлений сбиваются транспортные потоки всей центральной части города. Хвосты растягиваются на много кварталов.

Первое с севера пересекает реку Ташлу в нижней части улице Кавалерийской в направлении Верхнего рынка и далее в долину реки Мамайки. Второе, самое перегруженное и критическое, определено мостами. От моста через Ташлу в направлении Нижнего рынка и моста через Желобовку в районе так называемой Нижней бани. Далее через мост по улице Кирина, по улице Баумана к небольшому мосту через реку Мамайку в районе улицы Южной. Более того, здесь ситуация усугубляется непродуманной организацией одностороннего движения по улицам Голенева с продолжением по Маяковского и по Люксембург. В результате поток транспорта пересекает основной поток при повороте налево дважды. Сначала поворачивая на улицу Люксембург, а затем снова пересекает поток при повороте на улицу Голенева. То же происходит и в обратном направлении. Удивительно, по улицам Пушкина и Артёма поток организован вполне логично, а на Маяковского и Люксембург всё сделано наоборот.

По этим двум направлениям и нужны в первую очередь дополнительные поворотные полосы и многополосные дороги с двусторонним движением. Здесь следует больше использовать возможности параллельных улиц для пропуска транспорта.

Направления в центре всегда будут проблемными. Ни она из центральных улиц и близко не подходит для массового магистрального движения с севера на юг. В то же время из-за непродуманной организации и закрытых для движения некоторых улиц в центре города нельзя миновать или как-то объехать заторные участки.

 

Где выход?

Даже при беглом анализе ситуации напрашиваются три группы мер.

Во-первых, это изменение организации движения по самым перегруженным перекрёсткам на стратегических направлениях с максимальным исключением двойного пересечения основных потоков на поворотах с примыкающих улиц.

Во-вторых, это расширение одностороннего движения до трёх полос, причём с выносом встречного общественного транспорта на соседнюю улицу с аналогичной транспортной схемой. Другого способа организовать три полосы для движения в каждую сторону в центре города попросту не существует.

В-третьих, это обязательное расширение дорог при их ремонте там, где возможно, с обязательным увеличением количества полос хотя бы для поворотов направо. Это следует сделать, даже если придётся отступить от существующих стандартов ширины полос проезжей части, как на некоторых улицах в Москве.

Кстати, прочие дороги не имеет смысла оставлять с односторонним движением. Движение вполне может стать двусторонним хотя бы на части этих улиц, как это и было раньше. Да и пробивка длинных кварталов новыми проездами, пусть даже с одной полосой, пока остаётся невостребованным резервом.

Последние вполне прагматичные действия городского руководства позволяют надеяться на то, что высказанные предложения будут приняты к реализации.

Комментарии (0)