еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Отхожее место

Если вы сейчас не занимаетесь своим здоровьем, то рано или поздно вам придётся заниматься своими болезнями. А это и дороже, и займёт куда больше времени.

Перефразируя эту прописную истину, можно сказать, что если мы сегодня не занимаемся вопросами экологии, завтра нам придётся «разгребать» последствия экологической катастрофы. Природа, как известно, не прощает небрежного отношения к себе. И, относясь наплевательски к окружающей среде сегодня, завтра мы получим такие проблемы, которые не решить никакими деньгами и связями.

 

Нерыбные дни

Вообразив себя венцом творения, человек повёл себя совсем не подобающим этому статусу образом. Наплевав на всё, включая и собственные здоровье и жизнь, стал строить химические заводы около рек, осушать водоёмы там, где они находились со дня сотворения Земли и копать русла рек и каналов там, где это не предусмотрено мирозданием. Сливать зловонные промышленные отходы в озёра и реки и засыпать зловонным мусором поля и степи. А потом, заполучив экологическую катастрофу, губящую всё живое в радиусе сотен километров, болезни, генетические девиации, искренне удивляться, откуда что берётся…

На днях, например, стало известно о том, что в водоохранной зоне в районе спиртзавода ООО «Казачье», расположенного в селе Гражданском Минераловодского района, произошло экологическое бедствие – погибли вся рыба, раки и прочие обитатели. Приоритетной версией специальных служб является предположение, что причиной гибели речной живности стал  спиртзавод. Где был нарушен замкнутый цикл и в результате произошёл сброс большого количества горячей воды в речку. В Куме резко повысился тепловой режим воды, что привело к процессам гниения и брожения, рыба в результате погибла от температуры и нехватки кислорода. Разлагающиеся тонны тушек рыбы загрязнили всю Куму, а от тошнотворной вони у местных жителей не только несколько дней не проходили рвотные позывы, но и обострились хронические заболевания: аллергия, бронхиальная астма. Впрочем, руководство спиртзавода поспешило откреститься от ситуации, заявив, что непричастны к бедствию. «Почему на нас сваливают.  Мы единственное предприятие в округе. И легче, чем искать истинную причину, скинуть всё на нас. Это первое. А второе, мор рыбы происходит каждый год, потому как река мелеет и вода сильнее прогревается», – раздавал интервью различным изданиям исполнительный директор ООО «Казачье» Н. Козлов. Так это или нет, ответ дадут компетентные органы. Сейчас по факту ЧП идёт проверка прокуратуры, проводятся экспертизы, совершаются прочие запоздалые телодвижения. Почему запоздалые? Да потому что рыбий мор в этих местах происходит почти каждый год. А вопрос «Кто виноват», так и не находит ответа.

И таких очагов экологических бедствий – как действующих, так и потенциальных, в нашем регионе – вагон и маленькая тележка. Как уже неоднократно сообщал «Ставропольский репортёр», самая чреватая бомба замедленного действия – зональный мусороперерабатывающий комплекс в районе хутора Нижнерусского Шпаковского района, принадлежащий ООО «Эко-Сити». А здесь, на минуточку, располагается ценный гидрологический объект – Пелагиадское месторождение подземных пресных питьевых вод среднесарматского водоносного горизонта. Это месторождение, разведанное по заказу правительства края и администрации Ставрополя, служит ресурсной базой для снабжения краевого центра питьевой водой на случай ЧС. Причём залегает пласт, питающий практически все источники не только близлежащих населённых пунктов, но и Ставрополя – родники и реки, – всего на глубине 10-25 метров. А покрывают его сплошь песчаники, которые ну никак не смогут защитить его от мусорного фильтрата, неизбежного на полигонах ТБО.

Кроме того, там же размещается крупнейшее в Европе Северо-Кавказское подземное хранилище газа, эксплуатируемого недропользователем ООО «Газпром ПХГ». И своего согласия на размещение здесь завода недропользователь не давал. (Подробнее об этом мы рассказывали в № 32 от 01.09.2015 г. в материале «Оружие массового заражения»)

 

Цена вопроса

Покопавшись в истории возникновения этого предприятия, пролистав кипу документов и отследив публикации в СМИ, можно прийти к неутешительному, но, увы, столь привычному для нашей страны заключению. ЗМПК появился здесь благодаря тому, что кто-то хорошо за это заплатил. Судите сами. Лет 10 назад речи о необходимости нового полигона ТБО в окрестностях Ставрополя не шло. Существовал «Полигон – Яр», вполне обеспечивающий потребности краевого центра в приёме мусора. Причём существовал на отшибе, далеко за городской чертой, и в случае разрастания Ставрополя его вполне безболезненно для местного населения можно было модернизировать, расширить и т.д. Однако вспомним вакханалию тех времён, когда администрация Ставрополя распродавала и раздавала городские земли каждому желающему (вернее, каждому, кто в состоянии заплатить). В продажу шло всё, в том числе и земли, прилегающие к «Полигону». В итоге черта города подобралась вплотную к утилизирующему ТБО полигону. Встал вопрос о выборе места под строительство нового предприятия такого профиля. Каким образом осуществлялся выбор места под застройку, чем руководствовались разрешительные органы, мне не ведомо. Однако факт остаётся фактом – территория около хутора Нижнерусского кому-то показалась самой подходящей. И новые «мусорные короли» – ООО «Эко-Сити» – по-быстрому развернули здесь кипучую деятельность: даже не ожидая соответствующих разрешений-заключений, нагнали техники, занялись застройкой.

 

Флюгера

Эх, какая буря возмущения тогда поднялась! Против появления зонального мусороперерабатывающего комплекса на территории, под которой залегает водоносный горизонт и находится подземное хранилище газа, выступали все: и местные жители, и учёное сообщество, и общественные организации, и министерства-ведомства. Даже краевые депутаты с высоких трибун громогласно заявляли, что строить в этом месте завод нельзя. Категорически.

А потом что-то произошло в чиновничье-депутатских кулуарах. И высокие чины из правительства и профильных министерств края, и народные избранники сделали неожиданный разворот на 180 градусов. Те же самые портфеленосцы и мандатообладатели, которые ещё вчера криком кричали о всеобщей угрозе, если ЗМПК расположить в районе хутора Нижнерусского, вдруг не менее неистово стали кричать, что никакой опасности завод и полигон ТБО в принципе нести не могут. И водяной пласт, дескать, залегает совсем не в этом месте, и газохранилищу ничто не угрожает. И вообще, от постройки ЗМПК краю будет сплошная польза и выгода. А некоторые из народных избранников, вчера ещё заявлявшие, что костьми лягут, а свалки в заповедном месте не допустят, по достоверным сведениям, даже ездили вместе с руководством ООО «Эко-Сити» в первопрестольную. Где во время «паломничества» по высоким кабинетам усердно лоббировали идею строительства мусороперерабатывающего комплекса там, где он сегодня и находится.

В общем, сейчас мы имеем то, что имеем. Банальную свалку с цехом сортировки вместо обещанного высокотехнологичного мусороперерабатывающего комплекса, недовольство жителей всех окрестных населённых пунктов, первые тревожные звоночки по негативному воздействию комплекса на экологию. Ведь, как уже рассказывала наша газета, мусорный фильтрат со свалки всё-таки проник в подземное месторождение воды, питающее ныне 2/3 населённых пунктов Изобильненского и Шпаковского районов (это выяснила экспертиза, которую год назад провёл Россельхознадзор. Согласно исследованию, в пробах в нескольких родниках обнаружены колиформные бактерии, в том числе термотолерантные. На нормальном языке – это подвиды кишечной палочки, которой до размещения здесь полигона ТБО в источниках отродясь не было. Появляются эти бактерии в природных водоёмах только в том случае, если попадают туда вместе со сточными или канализационными водами). И только слепоглухонемые должностные лица делают вид, что не понимают сути проблемы.

Кроме глобальных проблем, возникших вместе с появлением ЗМПК, параллельно возникли и проблемы поменьше, но не менее болезненные. Например, захламлённость земель, располагающихся вдоль дороги, ведущей к ЗМПК. Помните сказку про Мальчика-с-пальчик, который бросал хлебные крошки, чтобы найти путь домой? Так вот, путь к ЗМПК легко найти по кучам, горам и залежам мусора, расположившимся вдоль всей гравийки, ведущей к комплексу. Не знаю, занимаются ли этим несанкционированным «сбросом» ТБО прямо в поля мусоровозы, принадлежащие мусоровывозящим компаниям, или кто другой, только до появления в этих местах комплекса такой проблемы не существовало. Куда смотрят администрация Верхнерусского сельсовета и природоохранная прокуратура – большой вопрос.

Комментарии ()