еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Опальная авиация

Сразу три катастрофы с участием самолётов малой авиации, произошедшие на Ставрополье в мае и июне, сыграли свою роковую роль. Пока на федеральных и местных каналах смаковались подробности трагедий, региональные власти решили затянуть гайки потуже, отдав распоряжение жёстко контролировать деятельность занятых в этой сфере компаний. Было бы что контролировать! На почти трёхмиллионное население края приходится едва ли больше сотни единиц легкомоторной летающей техники.

 

А другие летают

Во всём мире малая авиация давно стала незаменимой, а уровень её рентабельности стабильно высок. Сферы, где применяются мини-самолёты, вертолёты и прочие аппараты, разнообразны: авиаспорт, туризм, патрулирование спецслужбами, перевозка небольших грузов, транспортная медицина. С их помощью проводятся сельскохозяйственные работы, обучение пилотированию, геологическая разведка.

Лёгкая авиация является составляющей частью глобальной транспортной системы многих стран. Её социальное значение очень велико, но стремительными темпами развивается и бизнессоставляющая. Перелёты на частных мини-самолётах и вертолётах предпочитают всё больше деловых людей, привыкших к комфорту и ценящих своё время.

Для примера возьмём США. Количество частных летательных аппаратов в США около 200 тысяч единиц. Ежегодный объём налоговых сборов с малой авиации составляет порядка 4 млрд долларов, годовой же оборот этого рынка – 50 млрд долларов.

 

«Кукурузники» в небытие

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, официально в России 7 тысяч единиц судов малой авиации. Да и это показать в приличном обществе, тем же жителям Запада, просто стыдно.

Об уровне качества парка лётных аппаратов малой авиации говорить без слёз сложно. Техника с годами приходит в нерабочее состояние, а новую почти не производят. Знаменитый «кукурузник» Ан-2 давно морально устарел, а задуманный как его замена Ан-3 в массовое производство не запустили. Такие самолёты ещё служат в МЧС России и некоторых коммерческих компаниях, но скоро и они уйдут в небытие. Одномоторные Т-101Т и СМ-92 «Финист» чуть посовременней, но, как считают эксперты, тоже не соответствуют требованиям времени.

За неимением альтернативы получила распространение практика, когда авиаторы приобретают так называемые кит-наборы, а затем создают летательные аппараты на месте. Например, дельталёты, лёгкие самолёты СП-30 и СП-34 собирают в Апанасенковском районе Ставрополья.

Раз не выпускаем сами, остаётся закупать качественную, но дорогую технику за океаном и в Европе. Даже в странах бывшего соцлагеря производства малых аппаратов, открытые с подачи Советского Союза, удалось сохранить. Однако не всем по карману подобные приобретения, особенно после стремительного падения курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам.

 

Ещё три причины

В России достаточно талантливых технарей, готовых создавать новые модели и способствовать возрождению производства самолётов для малой авиации. Немало оригинальных решений, разработанных коллективами и инженерами-одиночками, воплощены в современные образцы летательных аппаратов. Но эти люди не получают никакой поддержки от власть предержащих, поэтому плоды их труда никогда не станут доступны массовому потребителю. Выходит, государство не заинтересовано в выпуске мини-самолётов для обслуживания нужд разных сфер экономики.

После ликвидации большинства воздушных линий начала сыпаться и соответствующая инфраструктура, состояние которой за 15-20 лет стало ужасающим. Вид многих местечковых аэродромов напоминает кинокадры в стиле «Сталкера»: заросшие бурьяном взлётно-посадочные полосы, заброшенные полуразрушенные аэропорты. Чтобы всё восстановить, необходимы огромные вложения.

Для малой авиации практически не готовят кадры. Учреждения среднего профессионального образования в постсоветской России массово закрывались, в итоге редкими стали многие, не только лётные профессии. Нарушилась и преемственность в процессе обучения пилотов большой гражданской авиации. Когда-то они начинали с малых самолётов, имея возможность налетать на них необходимое количество часов. Но, похоже, государственных мужей и это не беспокоит.

 

И где закон?

Основной причиной сложившейся ситуации стало отсутствие внятной законодательной базы. Ещё в 2004 году Президент РФ Владимир Путин распорядился разработать мероприятия по возрождению в стране малой авиации. Им также подписан указ о представительстве России при Международной организации гражданской авиации. Эта тема поднималась в Совете Федерации, где был подготовлен законопроект ФЗ «О развитии малой авиации в РФ». Его принятие поддержали почти все российские регионы, но только не Федеральное министерство транспорта. С тех пор для такой важной сферы народного хозяйства наши правители ничего полезного не сделали. Даже принятие Воздушного кодекса РФ оказалось бесполезным без нормативно-правовых актов рангом пониже.

Совершались попытки реанимировать лёгкую авиацию на местном уровне. Проект Концепции развития авиации общего назначения в Ставропольском крае представлялся на обсуждение в региональные министерства и ведомства. Но, похоже, его похоронили в груде чиновничьих бумаг.

Нонсенс, но при отсутствии документов, разъясняющих, как авиаторам работать, число запретов и строгих регламентов огромно. Надзорные органы проявляют завидное рвение и за малейшее отступление от корявых законов, «заточенных» под большую авиацию, строго карают. А недавно мини-самолёты, как и яхты с катерами, приравняли к предметам роскоши, и их обложили трёхкратным транспортным налогом.

В том, чтобы навести порядок, нет ничего сложного, ведь не нужно надрываться и изоб-ретать велосипед. Стоит лишь перенять опыт стран, в которых лёгкая авиация процветает. Хорошим примером могут служить наши ближайшие соседи – Белоруссия, Украина, Казахстан, которые уже работают по «лекалам» западных авиаторов.

 

Ставрополье надеется

Ставропольские авиаторы, прежде довольно разговорчивые, теперь идут на контакт неохотно. После тех трёх аварий именно в них высшая краевая власть усмотрела главное зло, источник опасности и дала «ответственным товарищам» распоряжение проверять и наказывать. Учитывая, что и до этого чиновники только мешали, теперь может быть приостановлена и текущая работа.

Главной задачей лёгкой авиации на Ставрополье остаётся проведение авиахимработ для сельского хозяйства. Это и основной способ заработка для авиаторов. Существуют несколько авиаклубов, правда, не особо богатых и прибыльных. В них есть необходимая материально-техническая и учебная база для подготовки кадров. К примеру, «водить» летательные аппараты учат в Апанасенковском районе (село Дивное), Грачёвском (село Грачёвка), Изобильненском (посёлок Рыздвяный) и Георгиевском (станица Незлобная). Но открыть настоящую лётную школу, где выдавали бы серьёзную «корочку» пилота, по причине бюрократических препонов ещё никому не удалось.

Сегодня судьба малой авиации находится в руках энтузиастов. Пока есть люди, вкладывающие собственные средства, не жалеющие времени и нервов, она будет жить. Другой вопрос, насколько качественно. Созданное несколько лет назад ОАО «Ставропольская краевая авиакомпания» ставит перед собой задачи по дальнейшему развитию малой авиации в крае. Если не задушат, возможно, у этого объединения что-то и получится.

О чём мечтают ставропольские авиаторы? О времени, когда все бюрократические процедуры будут сведены к минимуму. И каждый сможет отучиться, получить свидетельство пилота, зарегистрировать свой летательный аппарат, купить обязательную страховку и подниматься в небо, как только захочется. Ведь так и происходит в других странах, где количество аэроклубов в разы больше, а люди массово увлечены полётами.

 

Неинтересная выгода

В случае успешного развития малая авиация может превратиться в одну из самых рентабельных отраслей. После принятия необходимой законодательной базы она привлечёт и крупных инвесторов. Со временем короткие перелёты на мини-самолётах стали бы прекрасной заменой долгим и мучительным переездам на автобусах и поездах.

Для России с её бескрайними просторами малая авиация жизненно необходима. До сих пор в стране есть районы, куда невозможно попасть иначе, чем по воздуху. Без легкомоторных летательных аппаратов затруднена полноценная работа в таких сферах, как сельское хозяйство, нефтяная и газовая промышленность, энергетика. Без них окажутся невозможными мониторинг окружающей среды, доставка в труднодоступные места людей и грузов, обеспечение медико-санитарной помощи, тушение масштабных пожаров. Может, тогда не стоит доводить дело до крайности? Пора начать исправлять ситуацию, пока не стало слишком поздно?

Комментарии ()