еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Курорт или зона?

В череде громких скандалов, последовавших после принятия в первом чтении в сентябре 2014 года смертельно опасного для курортов России законопроекта № 555658-6 на протяжении болезненного процесса разработки проекта закона о курортном регионе Кавказские Минеральные Воды, незаметными остались события, по своему разрушительному воздействию не уступающие вышеуказанным «новациям» в отечественном законодательстве.

 

Дьявол кроется в деталях

Речь идёт о законопроекте № 465407-6, который так же, как и проект закона «с пятёрочками», был внесён в Государственную Думу РФ Правительством Российской Федерации и который также имеет мудрёное название «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ…». Основная задача данного проекта – законодательно закрепить переход отделения земель на категории к территориальному зонированию. Памятуя старинную русскую поговорку «Назови хоть горшком, только в печку не ставь», можно было бы предположить, что ничего страшного не произойдёт, если словосочетание «категория земель» заменят на «территориальное зонирование». Но другая народная мудрость о том, что дьявол кроется в деталях, заставляет усомниться в отсутствии подвоха и более внимательно посмотреть, что же на этот раз намудрили народные избранники с так нелюбимыми ими отечественными курортами.

А предлагают они ни много ни мало – исключить из Земельного кодекса сами понятия «курорт» и «лечебно-оздоровительная местность» и больше не рассматривать их как объекты законодательного регулирования. По своей смелости и новизне этот подход может на равных конкурировать с действиями ковбоя с какого-нибудь Дикого Запада, смыслом жизни которого было крылатое изречение: «Нет индейца – нет проблем!».

Но Россия – не Запад, да и мудрость Востока нам не чужда. Тем более когда речь идёт о таких тонких материях, как «курорты» и «лечебно-оздоровительные местности», когда любой шаг должен быть многократно выверен, чтобы потом не сожалеть о безвозвратно потерянном богатстве. Наверное, нет смысла пояснять, что богатство – здоровье нации, веками укрепляемое в тех самых «лечебно-оздоровительных местностях».

 

Игра в слова

По мнению разработчиков данного законопроекта, старомодное слово «курорты» теперь необходимо заменить на поэтично звучащее «зоны рекреационного назначения», к которым они предлагают отнести территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, а также территории, используемые для отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом. Но на этом законотворцы предлагают не останавливаться. Проявив небольшое снисхождение, они допускают возможность отнесения к «зонам рекреационного назначения» территорий и объектов, обладающих природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Не менее забавно и то, что, согласно новым, «прогрессивным» взглядам, курорты будет законодательно разрешено размещать в так называемых «зонах рекреационного назначения». Перечень таких объектов довольно внушительный – это дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы, объекты физкультуры и спорта, палаточные лагеря, дома рыболова и охотника и т. д. Несомненно, что все перечисленные объекты очень нужны и важны для страны и народа. Непонятно только другое: почему все они должны быть размещены на курортной территории, где антропогенная нагрузка на хрупкую экосистему и так зашкаливает? Разве кому-то станет легче, если в результате грандиозных строек потеряет свои целебные свойства природная минеральная вода, климат станет не таким благоприятным, а природные факторы и условия, которые ранее использовались для профилактики и лечения заболеваний человека, вовсе исчезнут? Сомневаюсь, что ответ на этот вопрос может быть положительным. Тогда почему же мы с таким упорством движемся именно в этом направлении?

 

И вашим, и нашим…

Интересно и то, как происходило обсуждение законопроекта № 465407-6, который 9 декабря 2014 года был принят Государственной Думой в первом чтении. Категорически против принятия данного проекта закона в предложенном Правительством РФ виде выступил только Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Серьёзные замечания к законопроекту имелись у Государственно-правового управления Президента России. Полностью поддержали проект комитеты-соисполнители – по культуре, по охране здоровья, по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, по федеративному устройству и аграрным вопросам. Перед самым рассмотрением законопроекта депутат Н. Харитонов предложил вопрос как недоработанный снять с обсуждения и настоял на том, чтобы его предложение поставили на голосование. Итоги голосования были удручающими. Из 207 депутатов 202 поддержали предложение Харитонова, 4 – проголосовали против, 1 – воздержался. Остальные 247 депутатов в голосовании вообще не приняли участие. Таким образом, 54% депутатов-«молчунов» решили исход битвы за курорт не в пользу последнего.

Ситуация кардинально изменилась, когда буквально через несколько часов на голосование был поставлен вопрос о принятии данного законопроекта в первом чтении. На этот раз 53% депутатов – 239 человек – проголосовали «за», против были всего 151 депутат, 1 – воздержался. По традиции, 59 депутатов вопрос земельной и курортной реформы не волновал – они не принимали участия в голосовании. Настораживало лишь то, что 56 депутатов проголосовали «и вашим, и нашим», т.е. и за снятие законопроекта с голосования, и за принятие его в первом чтении. Что-то добавить к этому трудно.

 

Жизнь в эпоху перемен

Всем хорошо известно китайское проклятие: «Чтоб вам жить в эпоху перемен!». Такое впечатление, что китайцы имели в виду именно нас. Не прекращающиеся реформы и нововведения, последствия которых не всегда до конца просчитаны, пагубно отражаются на нашей жизни. Тот же законопроект № 465407-6 предлагает нам в очередной раз полностью пересмотреть принятые правила землепользования и застройки, попутно нанеся непоправимый ущерб курортным территориям.

По официальной статистике, за последние десять лет из имеющихся в России 40 млн гектаров сельхозземель около 400 тысяч гектаров переведено в земли поселений и под строительство. Этот процесс продолжает нарастать. По мнению экспертов, и здесь замена понятия «категория земель» на «зонирование территории» может оказаться недостаточно эффективным инструментом в борьбе с разного рода нечистыми на руку дельцами.

За примерами далеко ходить не нужно. В июле прошлого года постановлением администрации г. Пятигорска № 2238 «Об утверждении проекта планировки территории квартала, ограниченного улицами 295-й Стрелковой дивизии – Московская – Фучика – полоса отвода железной дороги» было решено превратить зелёную зону в застроенную зону. И, несмотря на то что документы «зонирования» были составлены муниципальными чиновниками грамотно и красиво, городская прокуратура обжаловала их в Пятигорском городском суде и 1 декабря 2014 года (кстати говоря, за неделю до принятия Госдумой России в первом чтении законопроекта № 465407-6), суд вынес решение о признании недействительным данного постановления администрации Пятигорска. 18 июня 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда оставила без изменения решение Пятигорского городского суда.

 

Машук пока отстояли

В тот же день судебная коллегия по гражданским делам удовлетворила требования прокурора г. Пятигорска о признании недействующими с момента принятия положений генерального плана г. Пятигорска, допускающих размещение объектов недвижимости коммерческого назначения на восточном и юго-восточных склонах горы Машук, в районе расположения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ставропольскому краю, вдоль трассы М-29 Кавказ, по обе стороны дороги от развязки на посёлок Иноземцево до «Лермонтовского разъезда», вдоль железной дороги по ул. Московская, по проспекту Калинина от ул. Георгиевской на выезд в сторону Нальчика, на южном склоне горы Бештау вдоль Бештаугорского шоссе. А это как раз те 200 гектаров зелёных зон, которые рассматривались руководством города исключительно как стройплощадка для возведения преимущественного торговых объектов.

Несмотря на это, в тот же день на официальном сайте администрации города-курорта Пятигорска была размещена информация, озвученная начальником правового управления горадминистрации Дмитрием Маркаряном: «Мы намерены продолжать работу и добиваться результата». Полагаю, нет надобности пояснять, о какой работе и о каком результате говорил известный юрист.

Но это как раз тот случай, когда не хочется пожелать успеха руководству администрации Пятигорска в их делах и устремлениях. В равной степени это относится и к делам излишне активных законотворцев.

Ведь их провал может дать шанс нашим курортам на возрождение.

Исполняющий обязанности руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод М. БОНДАРЕНКО

Комментарии ()