еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Тупик

Не люблю я слово «оптимизация». Помните бессмертный отрывок из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке», когда одна из селянок в ответ на уверения пана атамана Грициана Таврического: «Я же атаман идейный. И все мои ребята, как один, стоят за свободную личность» вынесла свой безутешный вердикт: «Значит, будут грабить...» Так вот и у меня термин «оптимизация» давно и прочно ассоциируется с развалом и ликвидацией.

Благодаря недальновидности и неумению российских чиновников просчитывать результаты своих «рацпредложений» оптимизация здравоохранения и образования в стране обернулась закрытием многих школ и фельдшерско-акушерских пунктов, сокращением врачей и учителей. Для чьего блага всё это затевалось и что из этого хорошего вышло? Вопрос остаётся без ответа. Поэтому когда не столь давно зашла речь об оптимизации железнодорожного сообщения «Ставрополь – Москва», я поняла – дело швах, на возможности без проблем скататься в столицу на поезде можно ставить большой жирный крест.

 

Постой, паровоз

И как в воду глядела. На днях ОАО «РЖД» объявило о том, что принято решение о закрытии пункта технического обслуживания пассажирских вагонов и резерва проводников Пассажирского вагонного депо Минеральные Воды в Ставрополе. Связано это с тем, что обслуживание поезда «Ставрополь – Москва» решено передать железнодорожникам Новороссийска. А сам состав № 77/78 «Ставрополь – Москва» объединить с поездом № 377/378 «Новороссийск – Москва». Как результат такой горе-оптимизации – работы лишаются, как минимум, 120 ставропольских сотрудников «РЖД» и около 30 работников обслуживающих составы компаний. А поезд в столичном направлении будет ходить из Ставрополя всего раз в три дня начиная уже с 25 мая. При этом никаких внятных объяснений, почему ставропольский участок железной дороги сокращают, вместо того чтобы развивать, ОАО РЖД не даёт. Кроме вялых отговорок про малую рентабельность поезда. Не знаю, я, конечно, дилетант, но в столицу на поезде ездила часто. Да не только в столицу – в тот же Ростов-на-Дону, Кропоткин, Тулу. И, по моим наблюдениям, вагоны всегда были забиты до отказа.

В общем, такие плачевные перспективы встревожили не только пассажиров, но и в первую очередь работников ставропольского депо, которым вовсе не улыбается в самое ближайшее время оказаться в статусе безработных. Они стали бить в колокола, написав во все мыслимые и немыслимые инстанции: президенту страны, дирекции ОАО РЖД, в «Единую Россию», Общероссийский Народный фронт, профсоюз работников железнодорожного транспорта, губернатору и Думе края. Первыми откликнулись активисты ОНФ, на прошлой неделе собравшие в здании ж/д вокзала Ставрополя сотрудников железной дороги, чтобы обсудить назревшую проблему. И постараться найти ответ на вопрос: почему из города вместо оживлённого транспортного узла (которым, по логике, обязан быть краевой центр) окончательно стараются сделать тупиковое захолустье? Ведь действительно, с транспортным сообщением у нас прямо беда. Из аэропорта Ставрополя, несмотря на громкое звание международного, добраться можно всего лишь в две точки земного шара: ежедневно Москву, да три раза в неделю в Стамбул. А теперь планомерно «отрезают» и от железнодорожного сообщения. Вот уже несколько лет, как РЖД отменило курсирование из краевого центра прицепных вагонов до Санкт-Петербурга, пользовавшихся немалым спросом, потом ликвидировало прицепные вагоны до Москвы. И только старожилы помнят, что некогда из Ставрополя можно было доехать поездом до Элисты и Волгограда.

«Мы предлагали закольцевать наш московский поезд и пустить его по направлению Москва – Ставрополь – Санкт-Петербург. Мы бы убивали двух зайцев, мы бы забирали пассажиров и на Москву, и на Санкт-Петербург. Но нам в дирекции РЖД говорят: «А вы знаете, как трудно закольцевать поезд?» Хотя, как понадобилось закрыть Ставрополь, они спокойно новороссийский поезд закольцовывают», – рассказал журналистам сотрудник ставропольского производственного участка РЖД Сергей Манаев.

По итогам встречи в ОНФ заявили, что изложат ситуацию не только в транспортной прокуратуре РФ, но и в Минтрансе России с просьбой принять меры против этого абсурда.

 

Нехорошая тенденция

Кстати, Ставрополь – не единственный город, попавший «под раздачу», то есть сокращение железнодорожного сообщения. Первыми тревогу забили работники железной дороги Чувашии. Здесь пару месяцев назад было решено закрыть вагонные участки в Чебоксарах. А все поезда чебоксарского формирования передать в другие филиалы, сократив 600 человек проводников и технических специалистов. Всё в целях пресловутой оптимизации расходов. Затем, как горох из мешка, посыпались сообщения о ликвидации пассажирских вагонных депо Тамбова, Кургана, Благовещенска, Ставрополя.

Как стало известно, ещё в прошлом году дирекция ОАО «РЖД» выработала план выхода из кризиса, решив потратить на капитальный ремонт путевого хозяйства на 36 млрд рублей меньше, а также сократить численность работников – порядка 30 тыс. человек.

Но, господа хорошие, может, поищете другие статьи расходов, на которых может неплохо сэкономить РЖД? Опустим даже совершенно заоблачные зарплаты топ-менеджмента компании, исчисляющиеся десятками миллионов рублей в месяц, на которых можно было бы неплохо сэкономить. Но есть же и другие статьи, совершенно непрофильные, такие, как спонсорская помощь футбольному клубу «Локомотив», на что в 2013 году РЖД истратили 4,7 млрд рублей, а в 2014 – 4,8 млрд? А спонсирование Олимпиады-2014 и «Формулы-1»? А знаменитые корпоративы «РЖД», поражающие воображение своим размахом и расточительностью? Понимаю, престиж, имидж и всё такое прочее. Но это – мишура и очковтирательство, если потом за престиж и имидж первых лиц компании расплачиваются рядовые сотрудники потерей рабочих мест и пассажиры – потерей возможности передвигаться железнодорожным транспортом.

Кстати, ситуацией, хоть и поздновато – решение-то уже принято, – озаботились и краевые парламентарии. Так, на минувшей неделе председатель Думы Ставропольского края Юрий Белый назвал «странным» решение ОАО «РЖД» сократить работников депо в Ставрополе в связи с отменой движения поездов по маршруту «Ставрополь – Москва» и сказал, что считает необходимым оперативно отреагировать на проблему. А вице-спикер Юрий Гонтарь напомнил и о ситуации с прекращением пригородных перевозок, когда для их возобновления понадобилось волевое решение президента страны с его знаменитым: «Вы что, с ума посходили?».

Коснулось это безобразие и нашего края. Как помнят жители и гости региона КМВ, неразбериха с пригородными электричками затянулась почти на год: власти края и железнодорожники никак не могли договориться о тарифах на проезд. Вернее, о размере компенсации властями края так называемых выпадающих доходов железнодорожников. И с февраля 2014 года начались отмены пригородных поездов. В итоге из 44 пар пригородных поездов осталось 24. Полностью были ликвидированы исторически сложившиеся и востребованные жителями и гостями края направления: Минеральные Воды – Невинномысск, Минеральные Воды – Будённовск, Минеральные Воды – Стодеревская, Ставрополь – Палагиада, а также связывающее Ставропольский и Краснодарский края направление Ставрополь – Темижбекская. Отсутствие договора с правительством края, можно сказать, «развязало руки» пассажирской компании. Пользуясь ситуацией, железнодорожники осуществляли перевозку жителей и гостей Ставрополья без учёта мнения органов исполнительной власти, в том числе по вопросам изменения расписания и отмены поездов. Конечно, сошедшие с линии электрички на КМВ пытались заменить автобусными маршрутами. Однако замена оказалась неравноценной. Поэтому переговоры с железнодорожниками не прекращались, пока наконец стороны не пришли к консенсусу. Ну и глава государства вовремя стукнул кулаком по столу. Лишь тогда ОАО РЖД сдалось и пригородное железнодорожное сообщение восстановилось. Хоть и не в полном пока объёме, но уже без прежней «болезненности».

 

Большие игры?

Впрочем, радоваться пока рано. На днях в масс-медиа просочилась информация об очередном «шедевральном» решении правительства страны. Так, кабмин РФ намерен не выделять субсидии на ремонт и строительство автомобильных дорог тем регионам, которые не наладят пригородное железнодорожное сообщение. По неофициальным данным, регионы смогут получить федеральные субсидии только после одобрения правительственной комиссией по транспорту.

А для получения этого самого одобрения нужно будет предоставить договоры с пригородными пассажирскими компаниями (ППК) на транспортное обслуживание в этом году, а также соглашения об урегулировании споров о долгах и подтверждений о полном получении компенсаций потерь ППК от регулирования тарифов.

То есть как раз тот самый камень преткновения в «деле» с отменой электричек на КМВ. И если в прошлый раз властям края удалось отстоять свою позицию и заставить железнодорожников восстановить пригородные маршруты, кто знает, удастся ли им это в дальнейшем. Потому как такой поворот событий, когда господдержка на ремонт автодорог ставится в прямую зависимость от успешного функционирования пригородных электричек, хоть и напоминает по форме пословицу «В огороде бузина, а в Киеве – дядька», может быть хитрой комбинацией. Суть которой – под любым благовидным предлогом сэкономить на помощи регионам в условиях финансового кризиса.

В этом случае «самодурство» РЖД может быть очень на руку правительству. Раз «не договорились» железнодорожники с местной властью о компенсациях – всё, и на автодороги ничего не дадим. Не дай бог, эта догадка верна. Тогда в случае неблагоприятного исхода ставропольцы могут лишиться и единственного пока доступного и регулярного транспортного сообщения с миром – автобусного и автомобильного. Ибо по ямам и канавам далеко не уедешь. Придётся пересаживаться на телеги и брички.

Комментарии ()