еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Общественный ступор

В конце марта о приостановке работы регионального центра «ЖКХ-Контроль» и о полном прекращении деятельности его городского отделения в столице края объявили руководители этих общественных объединений.

В общем-то, можно было ограничиться этой краткой информацией и обойтись без комментария. И всё-таки следует обратить внимание на некоторые детали.

Общественники – это люди, которые бесплатно делают то, что не сделали должностные лица за приличную зарплату. Тот факт, что многие жители нашли в себе силы столько времени хоть как-то действовать для пресечения самых вопиющих нарушений, вызывает лишь уважение.

В постоянном режиме на голом энтузиазме бороться с непрерывным потоком самых разнообразных вызовов, конечно же, невозможно, хотя разовые акции могут иногда срабатывать с получением точечного эффекта. Для корректировки мощной и во многом порочной системы нужно противопоставить столь же мощную и хорошо организованную структуру. Стало быть, пора прекращать мучительные потуги ЖКХ-активистов и переводить всё это общественное подвижничество на рельсы нормальной некоммерческой деятельности.

Средства для существования придётся зарабатывать, в основном за счёт уменьшения неоправданных доходов коммерческих организаций.

Перспективы есть, причём значительные. Да и варианты выстраивания этой работы отработаны. Подобные структуры уже давно эффективно работают в других регионах. Более того, появились федеральные законы, открывающие дорогу для земельного и градостроительного контроля.

Правовых возможностей тоже достаточно. В первую очередь это существующие органы местного самоуправления, специально создаваемые именно для этого. Это и территориальное общественное самоуправление, полностью уничтоженное на Ставрополье. Наконец, это те же объединения собственников недвижимости, с которыми упорно не хотят работать...

Нужно добиваться от властей чёткого обозначения заинтересованности двигаться в заданном направлении. Их позиция должна быть заявлена и подкреплена действиями, способными вызвать доверие жителей. Образно выражаясь, они должны поднять флаг. Но в этом-то и заключается корень проблемы. Пока же таких намерений нет ни у кого. Стена. Органы власти перекрывают любую возможность создания инструментов для обеспечения эффективного контроля.

 

Закрытые двери власти

По вопросу создания инструментов для реализации общественных инициатив за последние несколько лет пришлось контактировать со многими руководителями.

Например, председатель Думы Ставропольского края Ю. Белый около года назад до создания объединения контролёров ЖКХ (ныне уже самораспускающегося). Убеждал его обратить внимание на то, как в регионе реализуются требования федеральных нормативных документов по этому направлению. Реакция была одобрительной. Дальше ничего. Две недели меня донимали сотрудники его аппарата. Пришлось постоянно повторять ответы на одни и те же вопросы. У них был ступор – не могли придумать, куда же отправить материалы с предложениями. Формально тема не вписывалась ни в один профильный комитет. Направить документы было некому. Также не получалось найти должностных лиц, заинтересованных работать по смежной проблематике совместно с другими комитетами. Наконец, терпение закончилось. Поскольку мне были не нужны формальные ответы в стиле «это не наша компетенция и обратитесь куда-нибудь ещё», я прекратил бесполезное общение.

Министр ЖКХ (бывший) А. Скорняков. По существу обозначенной проблемы возражений не было, но сказал что это не его вопрос (отчасти так оно и есть). Посодействовал налаживанию контактов с учебным центром и помог встретиться с Г.С. Колягиным.

Глава Ставрополя Г. Колягин принял, выслушал и отправил документы по комитетам Городской Думы. Там они тихо «умерли», поскольку ряд «ответственных» депутатов посчитали их ненужными и не вписывающимися в систему работы нашего местного самоуправления.

Примерно также было и дальше.

Глава администрации Ставрополя А. Джатдоев. Всё понял. Не одобрил. Особенно в части привлечения для контроля органов территориального общественного самоуправления, а тем более, вовлечения их в работу объединений собственников недвижимости.

Организационная основа ТОС местным властям нужна не для контроля. А.Х. Джатдоев был единственный, кто прямо сказал, что не будет поддерживать реализацию инициатив в этом направлении. Время сэкономил, и на том спасибо.

Следующим по списку был директор комитета городского хозяйства Ю. Голоскоков. Понял. Одобрил. Заинтересовался и активно поддержал. В течение полугода шла работа с комитетом. Вроде бы все точки над i были поставлены. Но дальше не пошло. По словам «курировавшего» направление заместителя О.М. Ананикова, в направление городской Думы из стен администрации документы так и двинулись. Последний контакт закончился представлением нового сотрудника, специально принятого на работу для продвижения проекта. Затем Ю. Голоскоков перешёл на другую работу, и всё окончательно заглохло.

Пробовал обсудить направление и с генеральным директором Фонда капитального ремонта Е. Бражниковым (где сейчас первым заместителем работает и О. Анаников). Руководство фонда это направление работы как-то не вдохновило, хотя вроде бы именного они в настоящее время должны быть более других заинтересованы в эффективном взаимодействии с собственниками помещений многоквартирных домов.

Без ответа остались контакты с объединённым краевым министерством строительства и ЖКХ и другими должностными лицами.

 

Общественные корпорации

Раз уж в государственных и муниципальных органах очевидные начинания никого не заинтересовали, попробовал действовать через крупные общественные организации.

Первым был С. Харитонов, который возглавил только что начавший работу региональный центр «ЖКХ-Контроль». На это объединение при всём своём уважении к людям, там работающим, я надежд и не возлагал. Вообще удивляюсь, как они смогли продержаться столько времени… Отсутствие реальной организационной основы, о создании которой и идёт речь, привело к ожидаемому результату. И даже когда «ЖКХ– контроль» фактически оказался в прямом контакте с соответствующим подразделением Общественной палаты России, ничего не поменялось.

Последняя информация свидетельствует о начале формирования министерством ЖКХ края «подручных» контролирующих объединений общественников.

Пытался прощупать дорогу через Союз журналистов России. Говорил с председателем регионального отделения В. Балдицыным. Идея не была отвергнута, но, к сожалению, масштаб проблематики для этого общественного объединения был всё-таки слишком велик. Да и вообще с трудом выживающая «четвёртая власть» – не самый подходящий фундамент для социального моделирования. Властные возможности СМИ из года в год сокращаются, и, к сожалению, это тенденция характерна для всей страны.

Раньше средства массовой информации обладали реальной возможностью активно вмешиваться и влиять на вызовы времени. Теперь повлиять на какие-либо процессы становится всё труднее. Сейчас СМИ настойчиво вытесняются в узкую функциональную нишу по распространению дозируемой информации.

Следующая попытка также закончилась ничем. Пытался встретиться с Н. Кашуриным, но попасть к нему не удалось. Понятно. Человек возглавляет одновременно три региональные организации.

В их числе Общественная палата Ставропольского края, Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и, конечно, Нотариальная палата Ставропольского края. В подведомственной сфере каждой из этих организаций в той или иной степени находятся практически все невнедряемые предложения. И опять не пошло. Через помощника мне сообщили, что Н. Кашурин посчитал, что заниматься этими вопросами нецелесообразно.

Вообще надо сказать, что с членами Общественной палаты Ставропольского края встретиться оказалось сложнее, чем с губернатором.

 

Встреча с губернатором

На декабрьской пресс-конференции В. Владимирову был задан вопрос об используемых инструментах для оперативного влияния на возникающие проблемы.

В качестве инструментария для решения тех или иных задач было перечислено многое.

Не были упомянуты лишь общественные институты.

Так получилось, что за пару дней до пресс-конференции я встречался с губернатором. Цель была та же – найти возможность для создания унитарной некоммерческой организации, способной справиться с функциями эффективного исполнительного аппарата и представлять интересы собственников долевой недвижимости или их корпоративных объединений. К тому же, подобный унитарный подход к организационно-правовой форме (не основанной на членстве организации) предусмотрен и законодательством о реализации местного самоуправления.

Тогда в ходе диалога В. Владимиров откровенно сказал, что не верит в эффективность общественных институтов: «Создали их такое множество, что даже и не упомнить всё».

Пришлось согласиться и сказать о работе Общественной палаты края в качестве примера неэффективности подобной деятельности.

Собственно, потому, что применяемые методы не срабатывают, я и старался убедить губернатора потереть палочкой власти о стенки сосуда с пересыщенным раствором коммунального недовольства и инициировать процесс перехода на качественно новый уровень.

Материалы отправились к О. Селюковой (в то время заместителю, а ныне уже министру воссозданного министерства ЖКХ). После встречи получил ответ о том, что материалы отправили на правовую экспертизу с обещанием сообщить о результатах дополнительно. Там они и остаются уже четыре месяца. С мёртвой точки в этом министерстве дело не сдвинулось…

Комментарии (0)