еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Гора родила мышь

На прошлой неделе Дума края приняла так называемый «антиалкогольный» закон, ограничивающий продажу спиртного в разного рода кафе, ресторанах, ночных клубах и прочих увеселительных заведениях после 23 часов.

Закон, которого так ждали жители региона в надежде на прекращение разного рода безобразий, учиняемых подгулявшими полуночниками-посетителями общепита и против которого так бурно протестовали рестораторы, предвидя неизбежное падение доходов. Документ в отличие от первоначальных вариантов, весьма жёстких в отношении торговли спиртным на розлив в заведениях общественного питания в итоговом виде выглядит секвестрированным, если не сказать – кастрированным. А в его эффективности в сфере борьбы с правонарушениями сомневаются даже в думских кулуарах.

 

Ты помнишь, как всё начиналось?

А именно, с двух кровавых массовых побоищ в питейных заведениях Минеральных Вод. Первое произошло в сентябре 2014 года, когда потасовка, случившаяся в кафе «Евгения», «переместилась» в городскую больницу. В итоге один человек погиб. Именно тогда ставропольская общественность впервые жёстко потребовала у властей не только провести справедливое расследование и наказать виновных, но и призвать к порядку все ресторации региона. После чего по инициативе городских депутатов Минвод в городе было ограничено время работы питейных заведений – до 22 часов. И инциденты, как по волшебству, прекратились.

Однако, согласно законодательству, власти на местах не обладают такими правовыми полномочиями, как ограничение работы точек общепита. И под нажимом рестораторов, грозившихся дойти чуть ли не до Страсбургского суда, запрет на работу увеселительных заведений после 22 часов был снят. И сразу же в Минводах случилось аналогичное сентябрьскому происшествие. 21 января около часа ночи рядом с кафе «Опера» в Минводах между двумя группами молодых людей произошёл конфликт на бытовой почве. В потасовке участвовали четверо военнослужащих контрактной службы с одной стороны и четверо местных жителей с другой. В ходе драки контрактник получил ножевое ранение, от которого скончался на месте. Причиной конфликта, как и в первом случае, стало чрезмерное злоупотребление спиртными напитками далеко за полночь в увеселительном заведении.

 

Был «сухой», стал «полусухой»

Именно после этого власти всех уровней заговорили о том, что для пресечения любых драк и конфликтов в «злачных» местах надо что-то делать. И 29 января 2015 года депутаты Думы Ставропольского края проголосовали за принятие в первом чтении законопроекта, подразумевающего полный запрет на продажу алкоголя в увеселительных заведениях с 23.00 до 10.00. Поговаривали – и на полном серьёзе – и о том, чтобы убрать бесчисленные разухабистые ночные клубы и прочие шумно-беспокойные заведения из густонаселённых микрорайонов. Дескать, тогда местные жители наконец-то обретут долгожданный ночной покой.

Однако «на выходе» мы получили совсем другой закон. Предприятиям общепита можно продавать алкоголь круглые сутки, но только если оно будет оснащено тревожной сигнализацией, системой внутреннего и наружного наблюдения, а также заключит договор на охрану с ЧОП. О выносе же за «черту оседлости» доставляющие окружающим неудобства ночные питейные заведения речь вообще не идёт.

Ну и? Как поможет этот свежеиспечённый закон избежать кровавых потасовок по пьяной лавочке в злачных местах? Этого не знает никто, включая самих его авторов. Ведь, судя по заявлению председателя Думы СК Юрия Белого, из 950 питейных заведений края в 780 всё это давно есть: и кнопки, и камеры, и охрана. А вот толку, на мой взгляд, от этих «мер безопасности» мало: посетители как упивались вусмерть и шли стенка на стенку, так и продолжают это делать. В тех же прогремевших на всю страну минераловодских кафе, припоминаю, были и камеры наблюдения, и тревожные кнопки, и охрана. Разве это помогло избежать ЧП? К тому же, все перечисленные в законе меры позволят разве что зафиксировать уже случившийся конфликт, непотребное поведение клиентов и прочие безобразия, вызывающие народное недовольство, но никак не предотвратить их.

 

Чьи интересы лоббируем?

У меня сложилось стойкое впечатление, что, пустив пыль в глаза и вдосталь попиарившись перед народом – дескать, глядите, как мы радеем о вашем спокойствии и благополучии, – дальше народные избранники занялись банальным лоббированием интересов «кого надо». В частности, владельцев ЧОПов, которым дополнительные деньги за услуги, можно сказать, с неба свалились. Не надо теперь «бегать» за выгодным клиентом – а питейно-развлекательные точки клиенты, несомненно, выгодные – и убалтывать его заключить договор на охрану. Сам придёт, сам попросит, деваться ему теперь некуда. Видимо, также считают, потирая руки в предвкушении барышей, и некоторые торговцы охранными системами (по свежепринятому закону, кстати, система видеонаблюдения должна быть только определённой модификации – без возможности стирать и корректировать записи камер).

Но цыплят по осени считают, а прибыть – по получении. А вот этого-то получения может и не случиться. Дело в том, что в законе не сказано ни слова о том, какие кары грозят тем рестораторам, которые не установят тревожную кнопку и камеры, не наймут для охраны ЧОП, но будут, как и прежде, торговать горячительным после 23.00. Как не прописано, какие ведомства уполномочены контролировать, чтобы владельцы злачных мест исполняли требования краевого закона. А почему? Думаю, чтобы чётко прописать все эти пункты о «наказаниях» и определить их размер, а также органы, правомочные это наказание налагать, закон сперва нужно было привести в соответствие с федеральным законодательством, а этого-то сделано не было. Вот и получилось: ни рыба, ни мясо.

 

Недолго музыка играла

А что это значит? Правильно – что закон исполняться не будет. Ведь раз ничего не грозит – ни внушительный штраф, ни перспектива закрытия организации, – то зачем и напрягаться-то? Спасибо местным депутатам за закон-фантик и от владельцев ресторанного бизнеса, для которых, в сущности, условия игры не поменялись. И которые во многих случаях «кладут с прибором» на жёсткое федеральное законодательство с чёткой «шкалой» наказаний, а уж на аморфное местное плевать будут тем более.

Примеры? Да пожалуйста. Самый яркий из них привёл на недавней пресс-конференции один из «родителей» нынешнего краевого «антиалкогольного» закона депутат ДСК Айдын Ширинов. Он рассказал журналистам, что недавно в Минводах прошёл своеобразный рейд по злачным местам города с участием депутатов. И в 99% случаев владельцы этих заведений не смогли предоставить рейдующим ни лицензий на торговлю спиртным, ни правоустанавливающих документов, ни документов, подтверждающих легальное «происхождение» алкоголя. По итогам рейда было составлено обращение в адрес начальника местной полиции с просьбой принять соответствующие меры к нарушителям. И что? А ничего – спустя пару недель повторный депутатский ночной «объезд» всё тех же точек показал, что как они работали, так и работают. Как лицензий не было, так и нет. А алкоголь как продавали без документов, так и продают. Визитов полиции в эти злачные места как не было, так и нет. Что бы это значило? Выводы, думаю, каждый сделает сам.

Так зачем же, ответьте, дорогие наши народные избранники, вы, видя такую картинку, принимаете заведомо беззубый закон? Который работать, скорее всего, не будет. Ибо нет механизма его исполнения. Для галочки? И это после заявлений о готовности грудью противостоять грустной «традиции» пьяных драк и безобразий, происходящих в результате неумеренных ночных возлияний в развесёлых заведениях? Увы, похоже, в очередной раз большие надежды и громкие декларации обернутся мизерными результатами. Вот уж воистину – гора родила мышь.

Комментарии ()