еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Не соскучишься

Эпопея коммунального противостояния продолжается. Население отказывается выполнять неприемлемые положения «вредных» законов, а правительство пытается уменьшить накал страстей, исправляя свои самые резонансные ошибки.

Это какая-то национальная забава – доводить любое разумное дело до абсурда. Затем пытаться преодолевать надуманные проблемы с помощью бумажно-бюрократических процедур, создания новых организационных структур и должностей…

 

Плата за кредит

Долги в системе ЖКХ триллионные. Только за прошлый год задолженность по оплате коммунальных услуг в России превысила 130 миллиардов рублей.

На искоренение этого явления направлена инициатива правительства о почти двукратном повышении стоимости «кредитования» для неплательщиков коммунальных услуг. Теперь для должников процентная ставка и, соответственно, размер пени ощутимо увеличится. Если раньше начисления шли из расчёта 8% годовых (от 1/300 ставки рефинансирования Центробанка), то теперь начисления будут производиться из расчёта 17% годовых (от 1/170 ставки рефинансирования). Повышенный размер оплаты пени будет начисляться за каждый день просрочки платежа после истечения трёх месяцев с момента появления долга. В течение первых трёх месяцев будет рассчитываться в прежнем порядке.

Одним выстрелом правительство решило убить сразу трёх зайцев.

Во-первых. Заставить платить по счетам уклонистов, тем самым снизить общую задолженность по стране по оплате услуг ЖКХ. Это нормально.

Во-вторых. Снизить нагрузку на жильцов домов при оплате коммунальных услуг за «того парня». Это хорошо.

Не секрет, что под видом оплаты расходов на общедомовые нужды с людей дерут три шкуры. Собственно, помимо ОДН это многочисленные утечки, воровство и прочие недоработки управляющих организаций и, конечно же, долги неплательщиков.

В-третьих. Помимо состоятельных злостных неплательщиков, фактически обеспечивающих себе за счёт других бессрочный и фактически дармовой невозвратный кредит, есть ещё одна группа людей. Это принципиальные борцы за справедливость, которые длительное время находятся в процессе отстаивания прав – и своих, и «коллег» – по коммунальному несчастью.

Таких людей намного меньше, и часто по существу они бывают правы. Отказ платить по счетам связан с конфликтами и спорами с ресурсоснабжающими и управляющими организациями. Теперь им придётся сначала заплатить необоснованные суммы, а затем несколько раз обращаться в суд. Сначала доказывая правоту, а потом «выбивая» обратно деньги. Это плохо.

Впрочем, всё равно все мы скоро будем вынуждены сменить тактику защиты своих прав. Этому поспособствует ещё одно нововведение. Но не в ЖКХ, а в судебной системе. С 2016 года в полную силу заработает недавно подписанный президентом принципиально новый Кодекс административного судопроизводства. Кодекс специально подготовлен для совершенствования процедур судебного контроля законности и обоснованности осуществления государственных или иных публичных полномочий. Более подробно мы расскажем о новом кодексе в одном из ближайших номеров газеты.

 

Соотношение долгов

В соответствии с девятым валом постановлений правительства большая часть оплаты потерь, вложенных в тарифы коммунальных ресурсов, методично перекладывается на население. При этом тарифы в сторону уменьшения не пересматриваются, но нормы повышаются. Как и прибыль для последующего перераспределения по частным карманам дополнительного финансового результата деятельности поставщиков ресурсов.

18 марта 2015 года заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ А.В. Чибис направил в регионы письмо с разъяснениями о применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Напомню, постановлением правительства с 1 января 2015 года введено применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Эта мера по стимуляции энергосбережения, а проще говоря, принуждения установки приборов учёта, вызывала много вопросов.

Повышающие коэффициенты составят:

1. с 1.01.2015 г. по 30.05 2015 г. – 1,1;

2. с 1.06.2015 г. по 31.12.2015 г. – 1,2;

3. с 1.01.2016 г. по 30.05.2016 г. – 1,4;

4. с 1.06.2016 г. по 31.12.2016 г. – 1,5;

5. с 2017 года – 1,6.

Органам власти регионов необходимо будет определить для каждого вида коммунальных услуг нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (базовый норматив) и с применением повышающего коэффициента (повышенный норматив). Исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу.

Применение повышающего коэффициента (за исключением услуг по газоснабжению и по водоотведению на ОДН) обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых) или квартирных приборов учёта.

В случае документального подтверждения отсутствия технической возможности для их установки повышенные нормативы не применяются до проведения ближайшего капитального ремонта дома. Также повышенные нормативы не применяются в домах, отнесённых к ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, как и в других домах, не попадающих под действие закона «Об энергосбережении…».

Опуская детали, стоит обратить внимание на самые важные положения.

1. При отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учёта применение в отношении потребителей «повышенного норматива» учитывается в оплате исполнителем ресурсоснабжающей организации коммунальных услуг.

2. При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учёта объём денежных средств «повышенного норматива» не учитывается в оплате исполнителем ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса. При этом разница при расчёте размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов) направляется исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Затишье первого квартала заканчивается, а целенаправленная работа по введению повышенных нормативов начинается. Введение повышающих коэффициентов и повышенных нормативов – это продолжение той же «оперы», что и завышение нормативов на ОДН, или занижение предлагаемых ранее социальных норм. Но с учётом пожеланий граждан…

 

Кстати, об ОДН

Пока же начисление управляющими организациями завышенной оплаты за коммунальные ресурсы не прекращается. Письма с возмущением жителей постоянно поступают в редакцию.

На прошлой неделе пришло письмо от двух ветеранов войны И.Ф. Колосова и О.В. Кисилёвой. Жалобы привычные. Ежемесячный расход коммунальных ресурсов на общедомовые нужды практически совпадает с расходом индивидуального квартирного счётчика. Соответственно, и оплата удваивается. Обнадёжить людей до недавнего времени было нечем. Но наконец забрезжил свет в конце тоннеля.

Подготовлен проект нового постановления правительства, в соответствии с которым существенно изменяется регулирование расходов на обеспечение ОДН. С 2016 года эти жёстко нормируемые расходы войдут в состав «первой строки» платёжного документа по оплате жилищных услуг. Дополнительное начисление к оплате коммунальных услуг прекратится.

Теперь субъекты федерации обязаны установить на своей территории единые нормативы потребления коммунальных ресурсов на ОДН. Сразу обращаю внимание, что речь идёт о нормативах, превышать которые управляющие организации не имеют права. Теперь ни одна из таких организаций не сможет прибавить в платёжный документ дополнительные кубометры и киловатты.

Подобное нормативное регулирование вводится для прекращения сложившейся практики управляющих организаций перекладывать на собственников помещений оплату любых расхождений в показаниях приборов. В случае расхождения показателей общего домового и индивидуальных приборов учёта все сверхнормативные потери будут компенсироваться за счёт прибыли управленцев. Новый порядок заставит управляющие компании всерьёз заниматься потерями и неплательщиками под угрозой утраты лицензии или банкротства.

Раньше жителям было невозможно проверить обоснованность сумм оплаты ресурсов для обслуживания зданий из-за искусственно создаваемой путаницы. После того как регионы сделают «прозрачными», объёмы воды и электричества представители собственников наконец обретут рычаги для эффективного контроля.

После появления новых документов, исправляющих откровенную глупость в предыдущих, постоянно задумываюсь над одним, можно сказать, философским вопросом: что мешало изначально всё делать правильно? Так, чтобы потом не переделывать несколько раз?..

Комментарии ()