еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Граждане – новые, проблемы – старые

Прошлый год весь мир пристально следил за ситуацией на Украине – от акций протестов на Майдане до гражданской войны, повлекшей за собой гуманитарный кризис на востоке страны.

Сотни пострадавших украинцев обратились за помощью к России, и наша отчизна в стороне не осталась. Однако у такой трогательной братской любви есть и обратная сторона – несовершенный российский бюджет, который не справляется с внутренними экономическими проблемами страны.

 

Скромный бюджет

Широкий жест, смакуемый средствами массовой информации вот уже несколько месяцев, для российского бюджета выливается в нескромную сумму – свыше четырёх миллиардов рублей. Именно столько премьер Дмитрий Медведев распорядился выделить в 2015 году на обустройство беженцев, прибывших из Украины. Таким образом появляется новая графа в списке нужд, оплачиваемых из казны: «распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2015 году… субъектам РФ на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших в Россию в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения».

Общее число беженцев, прибывших в Россию с Юга-Востока Украины, составляет около 830 тысяч человек. Это те тысячи, обеспечение которых ведётся именно из бюджетных средств. За счёт этого, чтобы не приводить к ещё большему экономическому дефициту, финансирование государственного сектора сокращается ровно на необходимую сумму.

Вместе с тем в России существует ряд острых проблем, которые возможно решить благодаря дотациям казны. На вопрос «Почему в России такие маленькие пенсии?» официальные лица скромно отвечают, что, мол, возможности бюджета ограничены. Примерно такой же ответ можно получить на другие животрепещущие проблемы – низкий уровень социального обеспечения, низкий уровень заработной платы, плохое оснащение школ и больниц. Но есть среди всей этой кипящей массы проблем особенные, касающиеся тех, кто волею судьбы вынужден проводить своё детство на улице или жить в детском доме, не имея перспектив.

 

Дети без надзора

И снова краеугольным камнем решения проблемы является пресловутый недостаток российского бюджета. Ведь чтобы обеспечить сироту и беспризорника крышей, питанием, образованием (словом, всем, на что гражданин РФ, согласно Конституции, имеет право), платить государству придётся из своего кармана. Существуют программы, которые благодаря безвозмездной помощи частных фирм и спонсоров берут на себя финансовую ответственность за беспризорников. Но далеко не всем детям везёт оказаться в числе счастливчиков, получивших шанс на светлое будущее.

По данным единой межведомственной информационно-статистической системы на декабрь 2013 года, количество выявленных беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в РФ составляет 91098 человек. В «рейтинге» субъектов России по числу беспризорных (по убыванию) Ставропольский край находится на 60 месте из 85 возможных – в декабре 2013 года было зарегистрировано 676 беспризорников. Кстати, в конце 2009 года эта цифра приближалась к тысяче человек. Число безнадзорных детей за четыре года по Ставрополью сократилось на треть, а по России практически в два раза. Однако данная статистика не учитывает детей, которые не были зарегистрированы органами МВД, тех, кто продолжает жить на улице без ведома соответствующих органов.

В России почти сто тысяч беспризорников, на обеспечение которых государство должно выделять соответствующие суммы. И всем известно о том, в каком состоянии находятся некоторые детские дома, о нехватке сотрудников, которые не хотят работать за маленькую зарплату. На все беды один ответ – дефицит бюджета, из которого четыре миллиарда в 2015 году будет выделено под новую статью.

 

Полное обеспечение

Проживание беспризорника в детском доме ещё не является избавлением ребёнка от выпавших на его долю бед. Как правило, приюты для детей в России далеки от идеального состояния. В одном из своих интервью Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов отметил: «Большинство детских учреждений в Амурской области в удручающем состоянии, материальная база изношена. Вплоть до того, что стёкла разбиты, мебель переломана – шкафы без ручек, у кроватей вместо ножек – стопки книг. У детей в тумбочках сигареты, под матрасами – спички. А в некоторых детских домах у детей вообще нет ни тумбочек, ни личных вещей».

В какую же сумму обходится государству содержание одного ребёнка в детском доме? В различных регионах эта цифра колеблется от 300 000 до 2 000 000 рублей в год, но 300 000 – это нижний порог. Другой вопрос – как распоряжаются этими деньгами? Непомерные коррупционные аппетиты «съедают» средства вместе с надеждами на улучшение условий существования для сирот. В то же время Россия выделяет бюджетные средства на реабилитацию украинских беженцев, уверяя, что данный шаг на финансировании социального сектора не отразится. У простых граждан возникает закономерный и вполне обоснованный вопрос: сможет ли экономика РФ справиться с такими расходами?

Частично дефицит бюджета будет покрываться за счёт увеличения некоторых видов налогов. Так, например, в 2015 году будет введён налог с продаж, который взимается с покупателей в момент приобретения товаров и услуг. Вместе с тем НДС также вырастет с 18% до 20%. Данные меры влекут за собой увеличение стоимости определённых групп товаров и рост инфляции на 1,5%.

 

Забирать у богатых, отдавать бедным

Обвинения в расходовании российского бюджета – не самая лучшая стратегия, когда речь идёт о людях, потерявших крышу над головой и вынужденных искать помощи у соседнего государства. Понять можно обе противоборствующие стороны – и тех, кто выступает за защиту братьев-славян, и тех, кто склонен доверять суровым реалиям цифр и вычислений. Реальность такова, что в 2015 году российскому бюджету будет необходимо тянуть ещё одну графу в своём списке за счёт сокращения поддержки других социальных сфер и увеличения налогов.

России сейчас, наверное, очень пригодился бы Робин Гуд, только в новой реинкарнации. За несовершенства финансовой системы, коррупцию и длинные руки многих чиновников и начальников расплачивается простой русский народ. Налог на роскошь так и не грянул над олигархами, которые научились этот самый налог обходить. Бюджетные средства тают на глазах, не успевая достичь цели. Вместо больниц строятся загородные коттеджи, вместо оборудования покупаются блестящие дорогие авто. Это уже стало своего рода уникальной отечественной аксиомой.

Комментарии ()