еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Чёрный ворон, что ж ты вьёшься…

История курортов Кавказских Минеральных Вод насчитывает 212 лет. Много ярких событий произошло за это время. И каждый период в развитии курортного региона оставил свет в истории. Современный этап развития Кавказских Минеральных Вод, по мнению экспертного сообщества, не является одним из самых лучших.

 

Почему тускнеет «жемчуг»

Курорты Кавказских Минеральных Вод часто и заслуженно называют жемчужиной России. К сожалению, за последние четверть века блеск жемчуга заметно потускнел, а завоёванные курортами высокие позиции были постепенно утрачены.

Причин такого положения множество. Их детальный анализ был сделан на заседании Совета Федерации 18 июня 2014 г. В Постановлении Совфеда от 9 июля 2014 года № 388-СФ были даны чёткие поручения, реализация которых, по мнению сенаторов, позволяла надеяться на безоблачное будущее Кавказских Минеральных Вод.

Буквально через неделю после заседания Совета Федерации Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев внёс на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона, который предусматривал кардинальные изменения в законодательную базу, регламентирующую вопросы создания и функционирования курортов. Курортологи сразу же забили тревогу. Получалось, что в случае утверждения данного законопроекта государство фактически отказывалось от поддержки развития курортов и законодательно снимало все ограничения, защищающие природные курортные ресурсы от истощения и деградации.

Новым законопроектом разрешалось практически всё: застраивать первые курортные зоны, перепрофилировать санатории, уничтожать леса и т. д. Несмотря на абсурдность указанных новаций, тем не менее 26 сентября 2014 года законопроект был одобрен депутатами Государственной Думы России, ему был присвоен № 555658-6, и депутаты стали готовить его ко второму чтению.

 

Высокие парадоксы

Таким образом складывалась парадоксальная ситуация. На федеральном уровне выкристаллизовалось два мнения о дальнейшей судьбе российских курортов. Первая точка зрения, озвученная Президентом России В.В. Путиным и поддержанная Советом Федерации, заключалась в следующем – курорты нужны России, курорты нуждаются в государственной поддержке, и такую поддержку они обязательно получат. Вторая позиция, которой придерживается Правительство Российской Федерации и Государственная Дума, выглядит несколько прагматичнее. С их точки зрения, курорты – это территория очень привлекательная для инвесторов, поэтому необходимо максимально ослабить степень охраны природных лечебных ресурсов на курортах и не мешать бизнесу реализовывать здесь масштабные проекты.

По логике вещей, такого не должно быть в принципе, чтобы по очень серьёзному вопросу, каковым несомненно является дальнейшая судьба курортного дела в нашей стране, власть имела две взаимоисключающие точки зрения. К сожалению, это та реальность, с которой нам приходится иметь дело.

 

Четыре версии проекта

Появившийся затем на скорую руку составленный проект (а вернее, четыре версии проекта) федерального закона о курортном регионе Кавказские Минеральные Воды, разработанный Минкавказа России, не только не убедил жителей региона в том, что государство наконец-то повернулось к ним лицом, но только добавил остроты полемике и усилил пессимистические настроения в обществе.

Понимая, что ситуация накаляется и грозит выйти из-под контроля, Общественная палата Ставропольского края 13 марта 2015 года провела публичные слушания по вопросу; «О перспективах развития особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод в свете реформирования действующего российского законодательства». В общественных слушаниях приняли участие более ста представителей федеральных и краевых органов власти, органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, членов и экспертов Общественной палаты Ставропольского края и Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России, представителей общественных организаций региона, специалистов в области геологии, курортологии, бальнеологии, конституционного, экологического и земельного права, руководителей санаторно-курортных учреждений.

 

Закон уходит в сторону?

Несмотря на такой многоликий состав участников публичных слушаний, на мой взгляд, это был единственный случай за последнее время, когда все принявшие участие в обсуждении законопроектов были единодушны в своих оценках.

Многие из выступающих в довольно жёсткой форме критиковали как законопроект № 555658-6, так и проект федерального закона о курортном регионе Кавказских Минеральных Вод. Юристы приводили множество доказательств наличия в рассматриваемых законопроектах подмены понятий, коррупциогенной составляющей, что само по себе недопустимо. Объективности ради следует сказать, что никто из выступающих не сказал доброго слова о рассматриваемых проектах федеральных законов. Да и что положительного можно сказать о законопроекте «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды», если в этом проекте, состоящем из 32 статей, изложенных на 25 страницах, вся проблематика курортного региона вместилась в пять статей и две страницы текста. Вся остальная часть проекта закона посвящалась детальному рассмотрению вопроса создания в регионе медицинского кластера.

А все вопросы, касающиеся природоохранной тематики и охраны курортных лечебных ресурсов, так и вовсе были втиснуты в четыре строчки, отсылающие в Федеральному закону от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах». И это при том, что уже принятый Федеральный закон № 406-ФЗ от 28 декабря 2013 года и принятый в первом чтении проект закона № 555658-6 настолько выхолостили 26-й федеральный закон, что, по меткому выражению природоохранного прокурора, равносильно утверждению: в регионе Кавказских Минеральных Вод природные ресурсы не будут никак защищаться.

 

Потерянное время, утраченные надежды

Разработчики проекта закона о курортном регионе Кавказских Минеральных Вод, похоже, и сами не верят в возможность реализации в регионе проекта медицинского кластера. Иначе зачем тогда было включать в текст законопроекта положение от том, что если в течение трёх (или пяти) лет никто не изъявит желания стать резидентом медицинского кластера, он прекратит своё существования. То есть нам дают понять, что кто-то поставит эксперимент в регионе, подождёт несколько лет, а потом с чистой совестью заявит, что у него ничего не получилось. Разработчикам законопроекта от этого ни жарко, ни холодно. Но для 1 миллиона жителей Кавминвод – это напрасно потерянное время и надежды.

Тем не менее присутствующие на публичных слушаниях представители Минкавказа России очень оптимистично заявили, что они доработают законопроект с учётом высказанных критических замечаний и в окончательном его варианте все предложения учтут. Верится в это с трудом. Потому что это как раз тот случай, когда нельзя «запрячь в одну повозку коня и трепетную лань».

В Древней Греции существовала очень хорошая традиция. Человеку, предлагавшему новый законопроект, связывали руки, вешали на шею камень, а затем ставили его на краю обрыва. После этого все шли на городскую площадь и обсуждали, нужен ли такой закон обществу и стоит ли его принимать. Если проект закона устраивал большую часть жителей, тогда его разработчика удостаивали особых почестей. Ну а если большинство граждан критически оценивало полезность в дальнейшем обсуждаемого законопроекта, то энтузиаста-законотворца толкали в спину и он летел в пропасть, чтобы сам не мучился и другим жить не мешал.

Я почему-то убеждён, что если бы такая норма существовала в нашем законодательстве, нам бы не пришлось рассматривать проекты законов, подобных тем, что обсуждались на заседании общественной палаты Ставропольского края 13 марта 2015 года.

Предмета рассмотрения не было бы.

Исполняющий обязанности руководителя

дминистрации Кавказских Минеральных Вод

М.С. Бондаренко

Комментарии (0)