еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Жильё. Административный пресс

Уменьшение степени свободы элементов обычно повышает чёткость взаимодействия в сложных системах. В коммунальных системах об этом приходится лишь мечтать.

 

Лицензирование и надзор

Решение о введении института лицензирования управляющих организаций принято ещё в июле. Этот раздел ЖК начал действовать с сентября 2014 года. Осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензирование управляющих организаций передано органам государственного жилищного надзора. В Ставропольском крае региональный орган государственный жилищного надзора осуществляет ещё и строительный надзор.

Лицензия для управления многоквартирными домами обязательна и нужна даже для индивидуальных предпринимателей. Договор управления многоквартирным домом заключается «с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия путём составления одного документа, подписанного сторонами». После 1 мая 2015 года работа без лицензии не допускается. Лицензия действует без ограничения срока и только на территории того субъекта федерации, на территории которого она выдана. Для получения лицензии необходим квалификационный аттестат, выданный квалификационной комиссией органа жилищного надзора.

ТСЖ и потребительские жилищные кооперативы от процедуры лицензирования освобождены и могут работать без лицензии. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются.

С 2015 года государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на её осуществление.

Полномочия жилищного надзора, жилищного контроля увеличены и уточнены, хотя и остались разночтения с периодичностью плановых и внеплановых проверок.

Получил законодательное оформление общественный жилищный контроль, который могут осуществлять общественные объединения, некоммерческие организации, советы многоквартирных домов и другие заинтересованные лица».

Главным оружием обеспечения прав и законных интересов граждан для общественного жилищного контроля по-прежнему остаётся обращение в суд. Но не самостоятельно, а только лишь понуждая к этому шагу органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. В соответствии с законодательством эти органы вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению. В том числе для защиты прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

 

Трёхуровневое бюрократизирование

В СМИ появились заявления федеральных должностных лиц о возможном объединении в единую базу данных всех сведений о гражданах, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пока же старая сложная многоуровневая система учёта таких сведений сохраняется. Основательно запутанное регламентирование постоянно дополняется новыми положениями.

С июля 2014 федеральные власти взяли на себя дополнительные полномочия в части определения оснований и порядка предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Региональным властям поручено « …установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования».

Кроме этого, регионы определяют порядок установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по этим договорам найма.

Теперь сняты ограничения по перераспределению перечисленных полномочий между муниципалитетами и региональными властями.

Муниципалитеты получили возможность определять доход граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимость подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилья социального использования.

Также муниципальные власти ведут учёт граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Устанавливают максимальный размер дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Они же определяют стоимость подлежащего налогообложению семейного имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

… Сами по себе законы не могут быть ни плохими, ни хорошими. Какие-то положения закручивают гайки, другие что-то упрощают или проясняют.

А результат зависит от подходов к их применению. Всегда существовали запреты на фальсификацию протоколов общих собраний, но их фальсифицировали. Нельзя было строить на садовых участках многоквартирные дома, но их строили. Как пойдёт дело с изъятием земель или с теми же наёмными домами, пока неясно. Поживём – увидим.

Комментарии ()