еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Хиджабы в школах: «Вызов обществу»?

Вопрос о хиджабе в российских школах впервые подняли в 2012 году, когда в небольшом ставропольском селении Кара-Тюбе директор запретил ученицам появляться на занятиях в платках. Год спустя Верховный суд РФ поддержал решение Ставропольского краевого суда, запретившего школьницам носить религиозную одежду. Решение ссылается на свидетельства уполномоченных по правам человека и правам ребёнка, которые утверждают, что нарушения прав детей «не выявлено».

В итоге многие верующие девушки оказались сегодня перед сложным выбором: отказаться от религиозных предписаний или перейти на домашнее обучение, которое не представляется полноценным. Защита, представляющая интересы верующих мусульман, заявила в суде, что запрет нарушает не только конституционное право на свободу вероисповедания, но и право на получение образования, а ограничить эти права может только федеральный закон. То есть Ставропольское правительство превысило свои полномочия. Однако Верховный суд пришёл к выводу «о ненарушении прав и свобод обучающихся»: постановление было принято «исходя из высших интересов общества и государства, в целях сохранения общественного спокойствия и межконфессионального согласия». Так, согласно документу, ношение учащимися школы хиджаба нарушает «светский характер образования» и «мешает достижению целей учебно-воспитательного процесса». «Доводы заявителей о том, что включение в Основные требования нормы, обязывающей граждан действовать в противоречии со своими религиозными убеждениями и нарушающей их конституционно-правовой статус, а также право человека на свободу совести и свободу вероисповедания, нельзя признать обоснованными, так как в демократическом обществе государство имеет право устанавливать ограничения на ношение религиозной одежды, если её ношение не соответствует преследуемой цели защиты прав и свобод других лиц, общественного порядка и общественной безопасности. Ношение религиозной одежды в образовательных учреждениях противоречит принципам плюрализма, уважения прав других лиц и, в частности, равенства перед законом мужчин и женщин, а также принципу светского государства», – подчёркивается в окончательном решении судьи.

Но дискуссии на эту тему не умолкают до сих пор, и такой, на первый взгляд, простой и невинный предмет гардероба, как женский платок, стал в контексте религии камнем преткновения. Ставропольские мусульмане продолжают отстаивать своё конституционное право на свободу вероисповедания и право на образование, пока учениц перевели на «урезанное» домашнее обучение.

Сейчас адвокаты считают необходимым обжаловать решение о запрете в Верховном суде и пытаются получить поддержку у президента. Под обращением к Владимиру Владимировичу Путину подписались восемь тысяч человек из разных регионов страны, но он выразил своё мнение однозначно: «Я считаю, что в нашей стране можно и нужно идти по пути возврата к школьной форме. Такая работа уже идёт. Рассчитываю, что она в регионах не будет забыта, заброшена, а наоборот, будет активным образом внедряться. Есть, конечно, национальные особенности в некоторых республиках. Но это не является национальной особен-

ностью. Это демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».

Внутри самой мусульманской общины также возникают споры по данному вопросу. Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин говорит о том, что несовершеннолетние мусульманские девочки могут ходить с непокрытой головой: правила приличия требуют только прикрывать тело. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что разрешение носить хиджаб не помешает межрелигиозному миру и светскому характеру образования. Он обратился с письмом к руководству страны с просьбой сохранить для девочек право носить хиджаб согласно своим убеждениям: «Через «вопрос о платке» нам из-за рубежа внедряют нетерпимость, антидемократизм, неуважением к евразийской традиции дружбы народов. Необоснованно политизируют сугубо семейный, бытовой вопрос», – пишет он в своём обращении. В ответ на это Талгат Таджуддин, председатель Центрального духовного управления мусульман, справедливо заметил, что ношение хиджаба вызовет возмущение и недовольство людей, если будет навязано законодательно – в нашей стране действуют определённые правила, которые чётко разъясняют, что школьная одежда должна быть светской.

В ближайшее время на Межрелигиозном совете России лидеры духовных общин России и представители государственных учреждений попробуют договориться о допустимости присутствия религиозных символов в общественном пространстве. Совершенно очевидно, что новый закон должен коснуться не только мусульманских платков, но и любых символов, открыто демонстрирующих религиозную принадлежность, в том числе христианских, иудейских и других. Главная сложность этого вопроса заключается в том, что религия в нашем современном обществе существует отдельно от государства. Осознавать это и дробить свою картину мира на части станет для верующих граждан довольно болезненным процессом.

Комментарии (0)