еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

«Несветлое» будущее курортов

Многие из нас ещё находятся под впечатлением памятных событий, происходивших в Совете Федерации 18 июня 2014 года. После таких жарких дебатов и многообещающих выводов казалось, что грозные тучи над курортами Кавказских Минеральных Вод наконец-то развеялись и некогда процветающая всероссийская здравница бодрым темпом устремится в светлое будущее.

Однако, как показали дальнейшие события, расслабляться было рано. Вдруг откуда ни возьмись появилось… Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1144-р, датированное 26 июня 2014 года. Ни для кого не секрет, что документы такого уровня не готовятся за один день. Вот и получается, что когда спикер Совфеда Валентина Матвиенко критиковала правительственные структуры и раздавала поручения о разработке отдельного закона о курортном регионе Кавминвод, выработке механизма экономической поддержки федеральных курортов, более бережного отношения к достоянию народному, правительство Российской Федерации уже сформировало своё видение решения проблем курортов, которое было оформлено в виде направленного в Государственную Думу законопроекта. Даже беглого знакомства с данным законопроектом оказывается достаточно, чтобы понять, что он буквально перечёркивает всё то лучшее, что было накоплено в сфере курортной науки и курортной практики за последние 200 лет. Внесённый правительством России законопроект под № 555658-6 предполагает внесение изменений в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, а также в целый ряд законодательных актов. Суть предполагаемых нововведений заключается в том, что теперь будут охраняться не территории, на которых располагаются природные лечебные ресурсы, а сами лечебные ресурсы.

По правде говоря, трудно представить, как это будет происходить на практике, но предложение сформулировано на бумаге и рассматривается в установленном порядке. Если так дело пойдёт и дальше, то в скором будущем можно будет ожидать новых инициатив по «реформированию» законодательства о курортах. Например, общеизвестно, что природная минеральная вода (лечебный ресурс) обладает целебными свойствами благодаря наличию в ней повышенного содержания особых микроэлементов. Почему бы реформаторам курорта не пойти дальше и не предложить охранять только микроэлементы, а не в целом всю минеральную воду?

Или, например, зачем охранять всё уникальное Тамбуканское озеро, если, по аналогии, можно ограничиться только защитой микроорганизмов, редуцирующих лечебную грязь. Точно так можно предложить защищать какие-то фитонциды, вместо того чтобы оберегать леса, вырабатывающие их. И таких предложений можно сформулировать огромное количество. Правда, пойдут ли они на пользу курорту и народу, чьим достоянием курорты являются, – это вопрос.

Одной из радикальных мер является предложение исключить из текста законов даже упоминание о «курортах федерального значения», «курортных регионах». Возникает очередная интрига – как Минкавказ будет разрабатывать проект закона о курортном регионе Кавказских Минеральных Вод, если правительство России предлагает упразднить эти самые «курортные регионы?»

Нововведения касаются также порядка установления и режима многострадальных зон санитарной охраны курорта. Теперь предлагается охранные зоны устанавливать только для «лечебных ресурсов». Интересна такая деталь. В заключение на рассматриваемый законопроект указано, что для реализации нового закона не потребуется никаких затрат из федерального бюджета. При этом затраты субъектов федерации предполагаются на уровне 40 млн. рублей. Если учесть, что охранные зоны предстоит разработать для 865 месторождений основных видов природных лечебных ресурсов, то в среднем на одно месторождение выходит целых 42 тыс. рублей. Абстрактные цифры воспринимаются на слух не очень хорошо. Но в переводе на «народную валюту» получается, что правительство страны всерьёз рассчитывает за ящик хорошей водки разработать новый проект для отдельно взятого месторождения природных лечебных ресурсов. И стоит после всего этого верить слухам, что в нашей стране перевелись мечтатели?

Достаточно большой объём в предлагаемом законопроекте занимает описание «механизма ликвидации особо охраняемой территории». То есть по тексту так прямо и написано, что если природный лечебный ресурс довели до истощения, не следует принимать мер по его реанимации. Нужно просто оформить нужные бумаги и вычеркнуть данный ресурс из реестра. А дальше действовать по схеме: «нет индейца – нет проблем». Т.е. преспокойно и, главное, на законных основаниях, застроить вновь освободившуюся от ценного природного ресурса территорию. Звучит довольно кощунственно, но так прописано в новом законопроекте.

Законопроект требует того, чтобы с ним каждый мог ознакомиться детально. В нём много довольно оригинальных решений и нестандартных предложений. В частности, государство полностью отказывается от поддержки развития инфраструктуры курортов федерального значения из федерального бюджета. Санаторно-курортные учреждения, которые всегда считались флагманами отечественного здравоохранения, по замыслу разработчиков превращаются в банальные «медицинские учреждения». Из действующего закона вычёркивается статья о запрете перепрофилирования санаторно-курортных учреждений. Теперь ничто не помешает купить санаторий и переделать его в элитное жильё для избранных. Это какая экономия времени, денег и нервов для пронырливых дельцов! Ведь даже по судам ходить не надо.

Если посмотреть на всё происходящее, складывается какая-то безрадостная картина. С каждым новым законом степень защиты курорта снижается, а прессинг на курортную территорию возрастает. Не надо быть Нострадамусом, чтобы увидеть «несветлое» будущее отечественных курортов.

Ощущение такое, будто в очередной раз смотришь надоевший дурной сон. Хочется проснуться, но не получается.

Неужели именно так должен выглядеть оптимальный вариант развития отечественных курортов?

Исполняющий обязанности руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод М.С. Бондаренко

Комментарии (0)