еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Эвакуаторы идут в наступление

В России появился новый национальный герой. Зовут его Паркмен. Так окрестили пользователи социальных сетей московского водителя Константина Алтухова, который 22 часа препятствовал эвакуации своей машины, заперевшись в ней.

Инцидент произошёл 15 октября. Автовладелец увидел, что на эвакуатор погрузили его неправильно припаркованную «Мазду», догнал эвакуатор, заскочил в свой автомобиль и заперся в нём. Ведающий вопросами парковок «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) подал на Алтухова в суд, а разнообразные общественные организации встали на сторону автовладельца.

Дело получило необычайно широкую огласку, и Госдума в начале ноября планирует рассмотреть поправки в законодательство об эвакуаторах. В частности, предлагается отменить принудительную эвакуацию неправильно припаркованных машин. Представители оппозиционных фракций полагают, что существующее законодательство об эвакуаторах ущемляет права и интересы водителей. В частности, депутаты предлагают сделать эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей бесплатной. Кроме того, предлагается запретить принудительную эвакуацию автомобиля при нарушении правил парковки.

 

Как подработать на водителях

Власти Москвы решили зарабатывать на эвакуации неправильно припаркованных автомобилей в столице начиная с осени прошлого года. До этого автомобили нарушителей бесплатно эвакуировала Городская служба перемещения транспортных средств (ГСПТС). Их владельцы оплачивали только штраф за неправильную парковку (3 тыс. рублей) и стоимость хранения автомобиля на штрафной стоянке (40 рублей в час). И вот Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы счёл, что и стоимость эвакуации не должна оплачиваться из бюджета.

Проект поручили оператору платных парковок в Москве государственному казённому учреждению «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП). Летом 2013 года АМПП объявило тендер на приобретение в лизинг 150 новых эвакуаторов грузоподъёмностью до 5 тонн и соответствующих экологическому стандарту «Евро-5» по цене 5,1 млн рублей за штуку. Начальная цена контракта составила 1,019 млрд рублей – по этой цене в тендере победило ОАО «ВЭБ-лизинг», «дочка» ВЭБа, поставившая те самые «зелёные крокодилы», кошмар московских автомобилистов.

Причём за нарушителями на улицах столицы охотятся не только они: у казённого учреждения есть два частных конкурента. АМПП принадлежат 155 из 305 эвакуаторов, работающих в Москве, ещё 100 – собственность ООО «МосГорЛогистик», оставшиеся 50 принадлежат ООО «Сервис-Интегратор».

 

Другая сторона медали

Общественное мнение склоняется к одобрению действий Константина Алтухова. Но это в Москве – мегаполисе, где найти парковочное место бывает просто невозможно, а эвакуаторы действуют подчас сверхжёстко. В Ставрополе ситуация несколько другая. Есть, конечно, места в городе, где припарковаться трудно, и автовладельцам можно посочувствовать. Но в основном народ жалуется именно на хамовитых владельцев авто, которые, ничтоже сумняшеся, паркуются где попало – на пешеходных тротуарах, газонах, под запрещающими знаками и даже на «зебрах».

Мария Коробко, главный редактор нашей газеты и водитель с большим стажем, не раз вызывала полицию для эвакуации мешающих движению автомашин. При этом представлялась, называя свою должность. А зря, так как после этого её обычно просили подождать и долго развлекали музыкой из трубки, видимо, обсуждая, что нужно сказать представителю СМИ.

Известный борец с неправильной парковкой в Ставрополе Михаил Алфёров пишет в своём блоге, что в ходе специального эксперимента в течение месяца он каждый день звонил в полицию, сообщая о нарушениях правил парковки на улице Пушкина: «В течение месяца не было ни одного случая, когда инспекторы ДПС вызвали бы эвакуатор. Ни одного!»

На улицах Ставрополя частенько можно наблюдать картину, когда патрульные полицейские машины спокойно проезжают мимо автомобилей, которые припаркованы с грубыми нарушениями правил парковки. Между прочим, в большинстве цивилизованных стран неправильная парковка, например, так называемая «двойная» – одно из самых серьёзных нарушений. А если где-нибудь в Нью-Йорке вам в голову придёт неудачная идея припарковаться, к примеру, у гидранта, из которого пожарные берут воду, то платить за такое нарушение придётся ну очень дорого!

 

Ресурсы эвакуации

Серьёзно заниматься вопросами эвакуации в Ставрополе начали только с начала прошлого года. Ещё в конце 2012 г. несмотря на положения Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающие эвакуацию припаркованных с нарушением правил дорожного движения транспортных средств, специальная техника применялась в исключительных случаях: в дни проведения массовых мероприятий, отдельные праздничные дни или во время нахождения в городе высших должностных лиц РФ. Эти работы осуществлялись фирмами-подрядчиками, поскольку, по утверждению Управления МВД РФ по Ставрополю, на балансе ставропольского ОГИБДД эвакуаторы вовсе отсутствовали.

В начале 2013 года в городе на постоянной основе работал всего один эвакуатор. Потом их количество постепенно росло. Недавно на дороги Ставрополя вышел ещё один эвакуатор, и теперь в городе их насчитывается уже шесть. Новая машина обладает высокими техническими характеристиками, большой грузоподъёмностью и в состоянии вывезти на штраф-стоянку даже неисправный автомобиль. Глава городской администрации Андрей Джатдоев заявлял, что к концу 2014 года в Ставрополе будет не менее 10 эвакуаторов, но пока «график прироста» отстаёт от плана. Как уверяют в пресс-службе городской администрации, эвакуаторы в Ставрополе работают круглосуточно.

 

Расценки вызывают споры

В разных регионах России плата за принудительную эвакуацию взимается по-разному. В некоторых из них берут фиксированную плату. Например, в Краснодарском крае эвакуация стоит 2 тыс. 225 руб., в Московской области – 4 тыс. 500 руб., а в Москве 5 тыс. руб.

В других субъектах РФ, в том числе в Ставропольском крае, по-прежнему действует система оплаты, привязанная к расстоянию до стоянки, на которую эвакуируется автомобиль. К примеру, жителям Астраханской области эвакуация обходится из расчёта 130 руб. за км, жителям Ставрополья – 115 руб. за км. В Ростове до установления фиксированного тарифа действовали расценки 90 руб. за км. Между водителями и работниками эвакослужб постоянно возникают разногласия по поводу маршрута, по которому производилась транспортировка автомобиля. Привязка стоимости принудительной эвакуации к километражу вызывает острое недовольство водителей, потому как считается ещё километраж от места дислокации эвакуатора до неправильно припаркованного авто и от места эвакуации до штрафстоянки. Большинство водителей считает введение фиксированных тарифов более справедливым.

Ещё одним эффективным способом борьбы с незаконной парковкой на Ставрополье может стать использование системы «Парктрон», автоматически фиксирующей нарушения правил парковки. В Ставрополе такая система уже работает. В неделю «Парктрон» обычно фиксирует около тысячи нарушений правил парковки, и каждому недисциплинированному водителю пришлось отдать от тысячи до 1,5 тысячи рублей штрафа.

Проблем вокруг парковки в городе хватает, и с увеличением автопарка их количество не уменьшится. В то же время в Ставрополе ситуация для парковки гораздо комфортнее, а запрещающие парковку знаки встречаются гораздо реже, чем в примерно таких же по размеру городах России, не говоря уже о центральных районах мегаполисов. Так что у ставропольских водителей почти всегда есть выбор: парковаться, как положено цивилизованным людям, или попасть на эвакуацию.

Сергей ТАВРОВ

Комментарии ()