еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Чёрная дыра автобизнеса

Количество негативных отзывов о работе ставропольских автодилеров зашкаливает. Люди просто перестали им доверять и толпами едут покупать машины в другие города. Причём чаще всего на интернет-форумах обманутые в своих надеждах автолюбители Ставрополья рекомендуют приобретать авто в Краснодаре или Ростове.

Сотни ставропольцев месяцами не могут получить свои автомобили, а в это время многим из них надо исправно погашать автокредиты с немаленькими процентами. Между тем при современном ритме жизни автомобиль не роскошь, а жизненно необходимое средство передвижения, без которого многие попросту теряют и средства к существованию, и возможность выплачивать кредиты.

 

Кто виноват?

В июле этого года управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в специальном пресс-релизе пошло на беспрецедентный шаг – предупредило о рисках, которые существуют при покупке автомобиля. Роспотребнадзор подчёркивает, что особенно часто нарушаются права потребителей в последние два года: «…отмечен значительный рост обращений граждан на нарушения их прав при реализации автомобилей. В управление за 2013 г. и текущий период 2014 г. поступило 558 обращений граждан на организации, реализующие автотранспортные средства, наибольшее количество обращений на организации ООО «ОШ-1», ООО «ОШ-2» (автосалоны Опель и Шевроле) ООО «Р-1» (автосалон Рено), ООО «Н-1», ООО «Н-2» (автосалоны Ниссан), управляющей компанией которых является ООО «АА-1». Несмотря на принимаемые управлением меры (штрафные санкции, подача исков в суды в защиту неопределённого круга потребителей и др.), вышеуказанные организации продолжают свою деятельность с нарушением прав потребителей».

Депутат Думы СК Айдын Ширинов утверждает, что «это группа автосалонов, которые находятся на Кавказских Минеральных Водах и в Ставрополе. Эта группа автосалонов занимается в последнее время и на протяжении нескольких лет задержкой выдачи автомобилей или ПТС к этим автомобилям».

Роспотребнадзор настоятельно советует потенциальным покупателям прежде всего поинтересоваться репутацией автосалона, куда они собираются обратиться. Второе элементарное правило – внимательное прочтение договора купли-продажи. Обычный ход недобросовестного продавца – попытка ввести в разы меньшую по сравнению с установленной законом неустойку за просрочку в доставке заказанного и, как правило, частично оплаченного автомобиля.

В случае явного нежелания продавца возвращать деньги за уже оплаченный, но так и не полученный автомобиль, придётся обращаться в суд. Причём желательно явиться туда со специалистами из Роспотребнадзора, которые дадут необходимые пояснения. Не помешает также обратиться с заявлениями в прокуратуру и полицию с изложением сути ваших претензий.

 

Что делать?

А что же ещё стоит сделать потребителю, если срок передачи автомобиля со всеми прилагающимися к нему документами давно истёк?

В первую очередь необходимо обратиться в автосалон с письменной претензией. В ней выставляется требование о передаче автомобиля со всеми прилагающимися к нему документами, установив при этом конкретный срок, и потребовать от продавца неустойку в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки передачи автомобиля. Потребитель вправе потребовать и возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом, а также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока.

Как пояснила заместитель руководителя Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Ольга Балабан, за такие нарушения составляются протоколы, и автосалоны привлекаются к административной ответственности. Но штрафы при этом назначаются, как правило, смешные – от 20 до 30 тысяч рублей, что не идёт ни в какое сравнение с суммами, потраченными клиентами автодилеров, не говоря уже о нанесённом моральном ущербе.

Ситуация ухудшилась настолько, что краевому Роспотребнадзору пришлось идти на крайние меры. «Нами подан иск на ликвидацию организации «Р-1», – поясняет Ольга Балабан. – Правда, честно говоря, мы не сразу подавали на ликвидацию, поскольку при таком ходе вещей пострадавшие, к сожалению, становятся не первыми претендентами на возврат. Сначала салон будет обязан рассчитаться с поставщиками. Но клиенты имеют право потребовать расторжения договоров и возврата денежных средств».

 

Типичные истории

Евгений, водитель с 35-летним стажем, в середине апреля лишился средства передвижения – у его «Шевроле» случилась серьёзная поломка. Привёз к дилеру, где машину приняли на гарантийный ремонт, но там сообщили, что до майских праздников отремонтировать не смогут. В подменном авто (а это нормальная мировая практика) Евгению было отказано. «У меня официальное мероприятие было в Крыму – 70 лет освобождения Севастополя. Всё сорвалось», – рассказывает Евгений. Как потом оказалось, в Ставрополе сделать ремонт было невозможно, так как автосалон всем ремонтникам задолжал. Машины отправляют в Краснодар. И тут начался бразильский сериал. Бразильский – потому как бесконечный.

Евгений – не юрист, но человек грамотный. По прошествии законных 45 дней написал в автосалон претензию. Заметим, что за всё это время ему оттуда никто даже не позвонил. Тогда он обратился в Роспотребнадзор. «Эта организация – молодцы. Они оказали юридическую помощь, сами составили иск в суд, совершенно бесплатно», – говорит Евгений.

Ни на одно заседание суда (а их было пять) представители салона не пришли. Суд вынес заочное решение: выплатить клиенту неустойку. Но денег так и не выплачено. Авто до сих пор стоит в Краснодаре. Причём, как выяснилось впоследствии, с краснодарскими ремонтниками у автосалона даже договора не было. Ни о какой гарантии речь уже не идёт, и Евгению предлагают ремонт за 90 тысяч (причём в свободной продаже такой комплект запасных частей стоит 50). Пришлось брать кредит и покупать другую машину. «У меня вся работа в разъездах. Мне либо нужно было отказаться от работы, либо покупать новую машину», – объясняет Евгений.

Вторая типичная история. У Николая работа тоже завязана на автомобиле. В октябре 2012 года он оформляет заказ на «Рено» в ставропольском автосалоне. Ему называют цену: 690 тысяч рублей. Он сразу отдаёт автосалону наличными предоплату 400 тысяч рублей и интересуется, не будет ли дополнительных расходов ко времени доставки автомобиля в салон. Его уверяют, что нет, подорожания не будет.

Машина приходит в начале мая 2013 г. И начинается самое интересное. «Попросил открыть автомобиль, чтобы посмотреть салон – ключей, говорят, сейчас у нас нету. Потом я понял, что они допкомплектацию, которую поставил в машине производитель – коврики, брызговики, локеры, – не успели скрутить, чтобы отдельно мне продать. Садимся окончательно расплачиваться – называют цену на 30 тысяч больше. Я показываю визитку их менеджера, который называл прежнюю сумму, а они отвечают, что он у них уже не работает. В общем, в конце концов, 730 тысяч вышло», – удивляется нравам автодилеров Николай.

Николай – молодой человек, и как раз молодых прежде всего возмущают даже не малопонятные накрутки, а манера общения персонала многих автосалонов с клиентом: «Не ставят ни о чём в известность, дозвониться невозможно. Получили деньги – и считают, что клиент им уже не нужен. Паспорт на машину мы ждали более двух месяцев. Все вопросы, говорят, к поставщикам в Москву. А от следующей фразы я чуть не упал: но у нас, мол…. нет их телефона! Я сам нашёл в Интернете телефон. Звоню, а там говорят: машину мы давно поставили, а из автосалона нам до сих пор не перечислили деньги. Я не понимаю, как так можно работать».

 

Простые вопросы

К стилю деятельности некоторых ставропольских автосалонов вопросов просто не возникает, потому как вся она полностью противоречит цивилизованным правилам торговли.

Вопрос к производителям: они следят за деятельностью автосалонов, над которыми гордо красуются логотипы их компаний? Причём зачастую красуются незаконно, так как на самом деле салоны в списке официальных дилеров не значатся. Упомянутый Евгений лично не советовал покупать машину той марки, на которую сам «купился», пятерым своим знакомым. А это уже какая-никакая, но потеря для производителя.

Львиную долю авторынка в США сейчас захватила «Тойота». И тамошние автолюбители в один голос утверждают, что это произошло из-за безупречной работы в области продажи и обслуживания автомобилей этой компании. Автогигант жёстко контролирует все предприятия, имеющие к его бренду хоть малейшее отношение. В серьёзном бизнесе хорошо знают, что репутация – дороже денег. Точнее, именно репутация приносит большие деньги, не сравнимые с теми, которые можно получить с помощью обмана потребителя, когда рыночные отношения заменяются базарными.

Ещё один вопрос – к властям. Авторынок в России развивается бурными темпами, и оборот денежных средств в этой отрасли исчисляется многими миллиардами рублей. Между тем ставропольские автолюбители нынче ездят за сотни, а иногда и тысячи километров, чтобы в других городах отдать за машину свои кровные, часть из которых, естественно, идёт в бюджеты городов и регионов, которые сумели обеспечить более комфортные и честные условия торговли. Есть о чём подумать хотя бы при обсуждении ставропольского бюджета, который нынче трещит по швам.

Сергей ТАВРОВ

Комментарии (0)