еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

«Гордиев узел» ставропольской политики

Проблема неконтролируемой застройки в нашем регионе становится причиной не только многочисленных судебных процессов. Известны случаи, когда возведение того или иного здания рождало панические слухи среди населения. Достаточно вспомнить, сколько шума наделало строительство загадочного объекта, расположенного в Ставрополе на проспекте Кулакова, 30.

«В городе тайно строится мечеть!» – подобные заголовки взорвали краевые СМИ и блогосферу, а сама стройка стала предметом пристального интереса ставропольских парламентариев. Одновременно разгорелись споры о том, нужна ли вообще мечеть в краевом центре.

 

Звонки в редакцию

Ажиотаж был настолько громким, что его отголоски до сих пор продолжают тревожить обывателей. В последнее время в редакции «Репортёра» раздавались звонки читателей, задававших один и тот же вопрос: что же всё-таки строится по указанному адресу? И если возведённое здание – мечеть, то почему её строительство уже подходит к концу, а городские и краевые власти закрывают глаза на происходящее?

Вывод звонившие делали простой: или строительство согласовано, а горожан просто водят за нос, или Ставрополь ждёт повторение пятигорского сценария, когда суд выдал предписание о сносе уже построенного храма, а мусульмане, грудью вставшие на его защиту, заявили о формировании отрядов самообороны.

 

Проблемное строительство

Главным аргументом сторонников «теории заговора» стало отсутствие на ограждении стройки обязательного паспорта объекта с указанием его функционального назначения. А раз таковой отсутствует, значит, строить могут всё что угодно, причём, как часто бывает на Ставрополье, без всякого контроля. Выехав на пр. Кулакова, сотрудники редакции смогли лично убедиться в том, что указанное нарушение действительно имеет место.

Между тем ещё в июне 2011 г. комитетом градостроительства ставропольской администрации в адрес фирмы-застройщика, каковой является ООО «Экстра», было выдано предписание на устранение многочисленных нарушений, среди которых значилось и отсутствие паспорта объекта.

Позже, в марте 2013 г., краевая прокуратура возбудила против фирмы дело об административном правонарушении. Но это произошло уже после того, как скандальное строительство оказалось в центре внимания депутатов краевой Думы, которые, собственно, и подняли вопрос о том, что же будет располагаться в здании после сдачи его в эксплуатацию.

 

Слово застройщику

Прояснить ситуацию мы попросили директора ООО «Экстра» Александра Волошина, который в телефонной беседе рассказал о том, что вся необходимая документация у застройщика имеется, строительство объекта практически завершено, а размещаться по указанному адресу будут торговые и офисные площади. Что касается отсутствия паспорта, то данный факт Александр Александрович назвал досадным недоразумением и обещал устранить имеющееся нарушение.

Итак, жители Ставрополя могут спать спокойно – никаких строительных и религиозных махинаций за их спинами не ведётся. Несмотря на это, хочется отметить: повод для беспокойства у горожан всё-таки есть. Ведь, как показывает практика, хитроумные активисты религиозных общин сегодня предпочитают оформлять документы на индивидуальное жилое строительство, на месте которого в итоге возводится культовое сооружение. О подобных нарушениях закона мы уже писали в материалах «Построим, посовещаемся, узаконим» и «Мэрская крыша пятигорской мечети».

Так что все тревоги и сомнения жителей Ставрополя вполне объяснимы и логичны.

 

Заезжие инвесторы

Официальное строительство в городе мусульманского храма – вопрос особый, причём весьма болезненный. Мечети в Ставрополе нет, а многолетние хождения руководителей мусульманской общины по инстанциям до сих пор не принесли никаких результатов. Что, естественно, не способствует росту их авторитета у верующих, особенно в молодёжной среде.

По словам ставропольского имама Расула Ижаева, отток молодых людей в неформальные кружки, часто связанные с радикальным ваххабитским подпольем, связан в первую очередь с данным фактом. В частности, это касается приезжих из соседних республик, которые, оказавшись в Ставрополе, не знают, к кому обратиться за советом, где совершить предписываемые исламом ритуальные действия совместно с единоверцами.

Заезжие эмиссары охотно пользуются этой растерянностью, арендуют квартиры и частные дома (а в ряде случаев – покупают их) и предлагают мусульманам собственную альтернативу официальному исламу. Куда чаще всего приводит такая «альтернатива», мы хорошо знаем.

 

Власть без авторитета

Другой обходной манёвр – уже упоминавшееся выше оформление документов на строительство жилого дома с последующим возведением мечети. Здесь интересы верующих прямо противоречат действующему законодательству, а постановления судов, предписывающих снос незаконно возведённого сооружения, наталкивается на сопротивление мусульман.

Примеров подобных судебных постановлений просто пруд пруди, только выполнять их никто не спешит. Так, до сих пор продолжает функционировать мечеть в Пятигорске, «закрытая» по решению городского суда; вопреки вынесенному кисловодским судом постановлению была открыта мечеть в посёлке Индустрия. В обоих случаях краевой суд оставил в силе решения городских. Но что толку?

Возникает вопрос: к чему тогда вся эта судебная показуха? Ведь всё происходящее свидетельствует только об одном: в своём желании доказать, кто в доме хозяин, власть становится посмешищем, показывая собственную беспомощность в решении как правовых, так и общественных вопросов.

 

О церквах и Православии

Ещё одним аргументом, который любят использовать в дискуссиях ставропольские мусульмане, является апелляция к тому факту, что практически во всех мусульманских республиках свободно функционируют православные храмы. А вот когда речь заходит о строительстве мечетей, да ещё и там, где мусульмане представляют значительный процент населения, то русские-де начинают активно протестовать.

Довод выглядит резонным. Но только на первый взгляд. Так, в № 23 (232) от 10 июня 2014 г. нашего издания было опубликовано обращение руководителей ряда общественных организаций Ставрополья, направленное на имя первых лиц государства. В нём, в частности, говорилось:

«Русское, в подавляющем большинстве православное население Юга России, во все времена было веротерпимым. В городах и станицах, построенных нашими предками-казаками, возведённые православные храмы никогда за столетия не становились антиисламскими центрами с проповедниками-фанатиками.

И в новейшей истории России нет случая их превращения в схроны оружия и антиисламской экстремисткой литературы, в места убийства друг друга прихожанами на почве различных религиозных убеждений… К сожалению, некоторые мечети в нашем огнедышащем регионе стали не только домами молитвы, но и осиными гнёздами, где культивируется ненависть к «неверным», а также к единоверцам из других религиозных течений в исламе…»

 

Криминальная история ставропольского ислама

Точнее не скажешь. Тем более что Ставрополье уже не раз становилось местом криминальных разборок с религиозной подоплёкой. Напомним только о самых громких уголовных делах.

В сентябре 2006 г. в Кисловодске сторонниками радикального ислама был убит имам А. Курджиев. Один из его убийц впоследствии был ликвидирован силовиками, другой – осуждён на 20 лет колонии.

В 2007 г. на скамье подсудимых оказался имам пятигорской мечети – «русский мусульманин» Абдаллах (Антон) Степаненко. Среди инкриминируемых ему преступлений – разжигание межнациональной розни: как установило следствие, Степаненко был приверженцем ваххабизма и в своих проповедях призывал к борьбе с неверными…

В сентябре 2009 г. в Черкесске исламисты расстреляли заместителя председателя Духовного управления мусульман КЧР и Ставрополья Исмаила Бостанова. В декабре того же года по подозрению в причастности к его убийству был арестован кисловодский имам Назби Аджиев, вступивший в должность после трагической гибели своего предшественника.

Что касается кисловодской мечети, то место это вообще несчастливое: в настоящее время в суде Предгорного района слушается дело ещё одного имама из Кисловодска – К. Байчорова, обвиняемого в хранении наркотиков. Сторонники Байчорова уверены в его невиновности. Но нам ещё не известны случаи, когда верующие мусульмане отвернулись бы от своего попавшего в беду пастыря…

 

Кто гарантирует безопасность?

Так нужна ли Ставрополю мечеть? Спорить можно до хрипоты. Если судить с позиции человека верующего (причём вне зависимости от конфессиональной принадлежности), то «дом Аллаха» городу необходим. Ибо каждый имеет право на совершение религиозных обрядов в подобающих условиях.

Но если смотреть на проблему с позиций безопасности, а значит, и нашего с вами общего спокойствия, то возникает ряд дополнительных вопросов. И пусть не всегда политкорректных, но зато актуальных. Кто, например, может гарантировать, что «дом Бога» в кратчайшие сроки не превратится в очаг пропаганды радикальных идей? Ведь, как показывает практика, среди проповедников и сторонников ваххабизма могут быть те, кто в первую очередь обязан противостоять радикалам – муфтии и имамы традиционного ислама. И кто гарантирует безопасность священнослужителям, призывающим к борьбе с экстремистами в собственных рядах?

Требовать каких-либо гарантий от представителей власти и спецслужб мы не можем: репрессии в отношении радикалов приводят к их сплочению и дают повод ангажированным правозащитникам (уже получившим в народе прозвище «адвокатов дьявола») говорить о преследовании по религиозному принципу, создавая экстремистам ненужный ореол мучеников за веру.

Одним словом, проблема представляет собой сложный гордиев узел, который в отличие от легендарного невозможно разрубить одним ударом. И избранному на днях губернатору придётся изрядно поломать голову, прежде чем его распутать.

Ростислав ВОЛЬФ

Комментарии ()