еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кнут и пряник (№ 18 (227) от 6 мая 2014 г.)

В середине апреля в Госдуму был внесен законопроект, направленный на защиту добросовестных потребителей жилищно-коммунальных услуг и наказание злостных должников.

Законопроект готовили больше года, и он является итогом совместной творческой мысли экспертов из Минстроя и депутатов Госдумы, сообщает «Российская газета». В итоговом варианте авторы документа предлагают дать право управляющим компаниям делать скидки тем жителям многоквартирных домов, которые вовремя платят по счетам. Причём размер скидки будет определяться индивидуально, путем соглашения между собственниками квартир и управляющей компанией.

 

Пряник по предоплате

Каков же алгоритм этого пункта в законопроекте, как отдельная управляющая компания сможет определять размер поощрения? Ведь оплата ЖКУ в полной мере и в срок для одинокой старушки-пенсионерки – это поступок на уровне подвига, а для преуспевающего бизнесмена или топ-служащего сравнимо с ужином в ресторане. Специалист ставропольской управляющей компании № 5 Наталья Полякова прокомментировала этот пункт законопроекта как наиболее сложный в смысле механизма осуществления. По её мнению, прежде всего закон, если таковой будет принят, должен пройти региональную адаптацию. Необходимо взять в расчет уровень жизни населения и все социальные составляющие. Но это необходимо, скорее, с целью определения среднего авансового платежа. Определить размер скидки индивидуально невозможно – слишком много сведений и справок нужно будет предоставить и слишком хлопотно их обработать. Это уже сейчас понятно, если проанализировать бюрократический процесс предоставления субсидий социально незащищенным слоям населения. Но если в данном случае речь идет об отдельно взятых гражданах, то в рамках нового законопроекта это коснется всех. Так что скорее всего речь пойдет об авансовых платежах и о дальнейших скидках при своевременной оплате.

Таким же образом будут строиться отношения между компаниями и ресурсоснабжающими организациями – чтобы получить бонус, УК достаточно свое-временно оплачивать услуги водо- и теплоснабжения, а также поставки электроэнергии. Правда, управляющим компаниям выгоднее тратить бонусы на места общего пользования (они заметнее), чем на поощрение населения.

 

Цифры и люди

По данным, приведённым в «Российской газете», в целом по стране исправно платят за услуги ЖКХ 94% граждан России. Ужесточение финансовой ответственности должно поднять этот показатель до 98%. Со слов же Натальи Поляковой, применительно к их УК, количество добросовестных плательщиков составляет лишь 60%.

Здесь, кстати, будет нелишне сказать, что аналогичные цифры по Ставропольскому краю в целом остались для редакции «секретной» информацией. Ни один из сотрудников министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ставропольского края не смог ее предоставить. По мнению одних, такой мониторинг министерством не проводится. Другие ссылались на пресс-службу. Пресс-служба указала на начальника производственно-технического отдела Сергея Прохоренко, который находится в отпуске. Секретарь замминистра направила к специалистам. И вот специалист Наталия Журавлёва с улыбкой заявила: «А мы людьми не занимаемся! И вообще, из-за реорганизации министерства мы до конца не знаем, кто и за что отвечает».

Воистину, ситуация, достойная пера Зощенко или Ильфа и Петрова! Осталось неприятное ощущение, что министерство – это тёмный лабиринт, в котором каждый встретившийся персонаж указывает пальцем на другого. Тем не менее, по словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, в России примерно 5% населения являются хроническими должниками за услуги ЖКХ (интересно, откуда замминистра берёт данные?). Треть из них – вполне обеспеченные люди, которые забывают или просто ленятся оплачивать услуги в срок. Задолженность россиян за коммуналку перевалила за 150 млрд. рублей. Только за газ в 2013 году население недоплатило почти 45 млрд. рублей.

А теперь об ужесточении. Новым законопроектом предусмотрены меры по борьбе со злостными неплательщиками. Речь идёт об увеличении размера пени с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования Центробанка от невыплаченной суммы за каждый день просрочки платежа. Другими словами, размер пени планируется увеличить примерно в два раза. Это соответствует примерно 17% стандартного рыночного кредита спустя три месяца после возникновения долга.

Поправка Поляковой – после израсходования трёхмесячной нормы потреб-ления услуг водо-, теплоснабжения, а также электроэнергии и газа. Следовательно, долги будут расти, как снежный ком, в арифметической прогрессии. Кроме того, должникам могут запретить совершать сделки с недвижимостью – продавать и сдавать внаём – при наличии у них задолженности за ЖКУ. За коммунальные долги злостных неплательщиков – собственников жилья – будут выселять из домов.

 

А для кого кнут?

В случае принятия новый законопроект позволит найти управу и на вороватых домоуправителей. За оказание некачественных услуг или некорректный расчёт платежа они обязаны будут заплатить штрафы в пользу потребителя. А если такая управляющая компания накопила трёхмесячную задолженность перед поставщиком коммунальных услуг, тот сможет сам инициировать решение жителей о смене компании. Подделка домоуправителями подписей жильцов станет основанием для лишения свободы.

Особого внимания заслуживает пункт законопроекта, касающийся капитального ремонта домов. Согласно новому документу, капремонт можно будет сделать в кредит. Эту систему уже активно пиарят в телевизионных СМИ. При этом законопроект упрощает процедуру проведения общих собраний собственников жилья. Теперь каждый из них сможет потребовать проведения собрания, и обеспечить 50-процентный кворум будет якобы гораздо легче. Для этого, кроме очной, будет введена заочная форма проведения собраний, то есть свой голос можно будет подать любым способом, даже по электронной почте.

И вот тут возникают ряд вопросов и сомнений. Руководитель ставропольской управляющей организации ООО «Ваш уютный дом» Светлана Костюкова пояснила, что заочная система голосования противоречит организации делопроизводства в принципе. А ведь решения по кредитованию на капремонт будут приниматься именно на общих собраниях жильцов. Можно ли считать систему заочного голосования достоверной в данном случае?

Ответ ясен – нет. Скорее всего, такая схема станет неиссякаемым источником для подтасовок подписей и решений. Целеустремлённых аферистов не испугает даже уголовная ответственность. По словам Светланы Костюковой, ситуация усугубляется еще тем, что сейчас, как грибы после дождя, возникают управляющие компании-однодневки, доверившись которым, собственники легко могут лишиться кредитных средств на капремонт. Поэтому жильцам следует принимать решения о выборе управляющей компании крайне осторожно. Подводя итог, хочется надеяться, что новый законопроект подвергнется всестороннему и тщательному обсуждению перед окончательным принятием. Но если думцы, как и сотрудники министерства, тоже «людьми не занимаются», то пряника, увы, так никто и не дождётся.

Клара КАЛАШ

Комментарии ()