еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Началась подковёрная война за власть «после Путина»

21 января спикер Госдумы В. Володин продолжил дискуссию, начатую председателем Конституционного суда В. Зорькиным. В сентябре минувшего года он посетовал со страниц «Российской газеты» на дисбаланс между исполнительной и законодательной властью. Говорил и об Администрации президента, чьи полномочия законом не прописаны, но реальная власть осуществляется именно оттуда.

Эта тема возникла не вдруг, а как артподготовка к изменениям Конституции в пользу парламента. Именно Госдума может стать после 2024 года тем местом, которое будет назначать председателя правительства. С такими изменениями В. Путин сможет в качестве бессменного премьера продолжить руководить страной. Новый президент станет фигурой церемониальной.

В сентябре дискуссия не получила продолжения, а председатель Госдумы В. Володин только что заявил, что нынешняя Конституция не отражает должный баланс ветвей власти. И что парламент обязан реализовывать запрос граждан на парламентский контроль за работой правительства. Это якобы позволит устранить недостатки Конституции, которые заключаются в перекосе в пользу исполнительной ветви власти.

 

Между тем, по мнению известных юристов-государственников, если проблема «дисбаланса власти» существует, то её надо лечить не внесением поправок в Конституцию или её пересмотром, а принятием федерального конституционного закона о Федеральном собрании (парламенте) и поправками в конституционный закон о Правительстве РФ. Кроме того, можно обратиться в Конституционный суд, он даст толкование Конституции в этой части. По своей юридической силе такое толкование равнозначно внесению поправок в Конституцию.

 

 Можно обратиться в Конституционный суд в процедуре спора о компетенции (чтобы уменьшить «чрезмерные» полномочия правительства). И вовсе не надо пытаться лечить насморк посредством гильотинирования.

Что касается собственно диагноза. Скорее всего, речь может идти о перекосе, нарушении баланса власти не в сторону исполнительной её ветви (считать, что у нас суперсильное правительство, довольно трудно), а в сторону администрации президента. Этот вопрос Конституцией вообще не регулируется, поэтому решать его надо не поправками в неё, а конституционным законом.

 

Ещё о дисбалансе. Парламенту самому не надо добровольно отказываться от своих полномочий в пользу исполнительной власти (что ещё совсем недавно мы неоднократно наблюдали на примере многих федеральных законов).

 

И, наконец, нельзя забывать о самом главном полномочии парламента – контроле за расходами правительства. За тем, как правительство тратит наши налоги. Собственно, исторически институт парламента и возник в Англии именно для осуществления финансового контроля за исполнительной властью. Если наш парламент засучив рукава начнёт системно и постоянно контролировать расходы правительства, то о дисбалансе очень скоро все забудут.

 

www.argumenti.ru

Комментарии ()