еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Включайте мозги, господа чиновники!

В конце января депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, вводящий административную ответственность за оскорбление представителей власти, сделанное в Интернете. Большинство народных избранников предложенный документ, естественно, одобрили. Хотя нашлись и такие, кто осмелился напомнить коллегам, что не стоит пенять на зеркало тем, у кого с лицом далеко не всё в порядке. Прозвучали даже предложения наказывать чиновников за допускаемое ими хамское поведение. В самом деле, сколько можно терпеть откровенное глумление, которое позволяют себе некоторые облечённые властью лица?

Неуважение ценой в 15 суток

Для начала нужно разобраться, что же за законодательное новшество подготовили для нас народные избранники. Речь идёт о поправках в Кодекс об административных правонарушениях (в частности, в ст. 21.1 «Мелкое хулиганство»), куда будет внесена норма, предусматривающая ответственность «за распространение в Интернете информации, предназначенной для неограниченного круга лиц, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции и госорганам, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния».

Согласно материалам, размещённым на официальном сайте Госдумы, совершение указанных действий будет караться административным штрафом в размере от 1 до 5 тыс. рублей либо арестом на срок до 15 суток.

Как пояснил один из авторов законопроекта, первый зампред Комитета по развитию гражданского общества Владимир Вяткин, Интернет является публичным пространством, где оскорбления (в том числе в адрес представителей власти) звучат не реже, чем на улицах. Но если за подобное поведение в общественном месте наказание предусмотрено, то виртуальное пространство до недавнего времени оставалось вне поля зрения российских парламентариев. «Этот законодательный пробел мы восполняем», – резюмировал зампред.

Желая поддержать коллегу, спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин в свою очередь объяснил необходимость принятия закона тем, что в России «народ избирает власть», а потому оскорбление власти является оскорблением народного выбора. Продолжая свои умозаключения, спикер подчеркнул, что предлагаемый законопроект «защищает общество, защищает наших граждан», то есть сделанный ими выбор. Логика и в самом деле интересная. Хотя в одном В. Володин несомненно прав: новый закон действительно защищает интересы граждан РФ, но не всех, а лишь отдельной социальной группы, имя которой – «чиновники».

Депутат ставит диагноз

Вместе с тем желание законодательно обязать россиян уважать представителей власти было неоднозначно воспринято даже в среде самих народных избранников. «Коллеги, уважение надо заслужить! Если мы дурака не будем называть дураком, то он от этого дураком быть не перестанет», – обратился к депутатам член фракции ЛДПР Сергей Иванов. Он обратил внимание на то, что причинами неуважения к власти со стороны населения зачастую являются слова и действия тех, кто ею обладает.

По мнению С. Иванова, если чиновники и депутаты хотят, чтобы про них говорили только хорошее, то им остаётся одно – умереть, ведь, как известно, исключительную хвалу принято воздавать только усопшим.

Другой федеральный депутат, лидер партии «Родина» Алексей Журавлёв отреагировал не менее жёстко: «Прежде чем требовать от народа уважения к себе, чиновникам надо научиться уважать народ!». Речь в данном случае идёт о скандальных заявлениях, которые всё чаще позволяют себе носители власти.

«Синдром скандала», поразивший бюрократию, требует радикального лечения. За подобные высказывания, дискредитирующие государственную власть в целом, чиновники должны нести персональную ответственность», – написал депутат на своей странице в социальной сети «Facebook». Наиболее приемлемыми видами наказания за неадекватные высказывания, по его мнению, могли бы стать увольнение по причине несоответствия занимаемой должности, а также штрафы, которые А. Журавлёв считает «наиболее доходчивыми методами лечения» этого самого синдрома.

Какой привет, такой ответ!

Действительно, если пришла пора вводить наказание за негативную оценку органов власти, сделанную в неприличной форме, то стоит задуматься над тем, почему всё больше граждан предпочитают использовать именно такие немудрёные формулировки. А всё потому, что население меряет власть той самой мерой, которой та меряет народ.

И взаимная неприязнь день ото дня только крепнет. А как иначе? Вспомним недвусмысленное заявление главы департамента молодёжной политики Свердловской области Ольги Глацких, которое она позволила себе в ходе встречи с юными волонтёрами: «…государство не просило вас рожать».

Другая «героиня» политической хроники министр труда и занятости Саратовской области (к счастью, уже бывшая) Наталья Соколова всерьёз считала, что прожить можно на 3,7 тыс. рублей. В качестве подтверждения своей позиции она привела довод о том, что «макарошки стоят всегда одинаково».

А вот ответ министра ЖКХ и энергетики Свердловской области Николая Смирнова на вопрос о сборе денежных средств за коммунальные услуги: «А тебя е...т, как собирают деньги? Твоя задача оплатить как собственника, что тебе услуга предоставлена. Всё остальное вас касаться не должно».

Таких примеров чиновничьего хамства в Интернете хоть отбавляй. И можно быть уверенным, что после принятия закона о критике власти девяносто процентов граждан, комментирующих подобные перлы в глобальной сети, моментально заработают свои 15 суток.

А может, хватит нести пургу?

Околесица, которую несут наделённые властными полномочиями лица, всё чаще привлекает внимание их более высокопоставленных коллег. «Это вопрос поведения и, наверное, собственного ощущения – что вообще надо говорить и где. Нужно, прежде чем говорить, подумать. Вот и всё», – высказал на минувшей неделе свою позицию в интервью РИА «Новости» министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Сторонник нового закона В. Володин также признал, что для борьбы с наглостью и хамством чиновников требуется принятие соответствующих мер. По его мнению, для всех желающих получить место на государственной службе необходимо ввести специальное тестирование. Это же требование должно распространяться и на депутатов: «Если парламентарий не будет воспринимать чужую боль и сопереживать ей, любить свой народ, то это уже не депутат, это ошибка выбора российских избирателей», – рассказал он в конце января в интервью «Парламентской газете».

С этой целью возможно внесение соответствующих поправок в федеральный закон «О государственной гражданской службе в РФ», а также корректировка перечня требований, выдвигаемых к претендентам на ту или иную должность в органах власти. Спикер Госдумы высказал мнение, что чиновники, скомпрометировавшие себя оскорбительными высказываниями, должны быть ограничены в возможности в дальнейшем занимать уютное кресло. Как-никак, речь идёт о снижении качества власти.

Не остался в стороне премьер-министр Дмитрий Медведев, посоветовавший чиновникам: «мозги надо включать, когда ты облечён властью». Интересно только, что включал сам Дмитрий Анатольевич в те моменты, когда перед объективами видеокамер предлагал педагогам идти в бизнес, а пенсионерам «держаться» несмотря на отсутствие денег в казне.

Но если уж тестировать чиновников, то начинать нужно с тех, кто занимает кремлёвские кабинеты. А как иначе, если даже Владимир Путин в марте прошлого года рассказал американскому телеканалу NBC, что его собственный пресс-секретарь Дмитрий Песков «несёт иногда такую пургу». «Я смотрю по телевизору и думаю: чего он там рассказывает? Кто ему это поручил?» – недоумевал президент.

«Моих портретов в кабаках не вешать!»

Вне всякого сомнения, представители власти всегда находятся в центре внимания и под прицелом критики. Правда, воспринимают её по-разному: кто-то – спокойно, а кто-то – с раздражением. Здесь невольно вспоминается исторический анекдот, действие которого одни источники относят ко времени императора Николая I, другие – Александра III. Как бы то ни было, но оба монарха были убеждёнными консерваторами и либеральных экспериментов в стране не допускали.

Итак, некий пьяный солдат по фамилии Орешкин учинил скандал в кабаке. На попытку увещевания, что, дескать, посмотри, дебоширишь под портретом государя, он ответил, что на самодержца плевать хотел. Следствием пьяного высказывания стал арест и уголовное дело об оскорблении величия монаршей особы. Материалы дела якобы легли на стол самому императору, который ознакомившись с ними, поставил резолюцию следующего содержания: «Дело прекратить. Впредь моих портретов в кабаках не вешать. Орешкину сообщить, что я тоже на него плевать хотел».

Сравнивать политиков дней давно минувших с теми, кто наделён властью сегодня, дело неблагодарное. И хотя в дореволюционной российской Думе имелись свои скандалисты и оригиналы (один В. Пуришкевич чего стоил!), до наших современников им явно далеко. О каких исторических примерах можно говорить, если некоторым из них не хватает не только воспитания или чувства такта, но даже элементарного образования. Например, та же О. Глацких с гордостью заявляла: «Я не училась с тех пор, как меня вызвали в сборную в седьмом классе. Я этого не скрываю, не стыжусь: у меня семь классов школы именно в голове».

Именно такие персонажи и теряют почву под ногами, не желая слышать разумной критики. Тем более для них оскорбительно читать о себе негативные комментарии в Интернете. Что же касается идеи В. Володина, то пока всё сказанное стоит считать хорошей миной при весьма посредственной игре: это не более чем слова, а на деле народные избранники занимаются принятием законопроекта, запрещающего нелицеприятные высказывания о себе любимых.

Хотя целесообразнее было бы предварительно принять закон, способный оградить простых смертных от глупости и хамства власть имущих. В противном случае те, кто вскоре рискуют стать «ошибкой выбора избирателя», никогда не научатся включать мозги.

Комментарии ()