еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Депутаты поддержали безграмотный законопроект

Удивительный прецедент создали депутаты Государственной Думы РФ во время пленарного заседания, состоявшегося в пятницу 23 июня 2017 года. Рассматривая законопроект с очень мудрёным названием о каком-то эксперименте, а по сути дела, о введении нового налога на отдых, именуемого также курортным сбором, они после бурного обсуждения постановили принять его в первом чтении.

В поддержку законопроекта высказались 313 народных избранников из 411, зарегистрированных на начало заседания. Не лишним было бы напомнить, что численность депутатской фракции от «Единой России» в нынешнем составе Госдумы составляет 343 человека. Стало быть, проект нового закона, породившего столько споров в обществе, которые после голосования депутатов только усилились, не поддержали не только депутаты от всех трёх оппозиционных партий в полном составе. Против выступили 30 «единороссов», что само по себе весьма показательно.

К слову сказать, в поддержку не менее спорного законопроекта о Российской академии наук, который также рассматривался на «пленарке» 23 июня, выступили 315 депутатов, т.е. на два депутата больше. Зная о том, как поляризовались мнения по поводу академиков и порядке избрания президента РАН, можно с уверенностью сказать, что с предлагаемым вводом курортного сбора дела обстоят и того хуже. И от осознания такой безысходности на душе становится ещё более тоскливо.

 

«Законопроект плох, но мы его примем!»

За день до голосования по проекту закона о курортном сборе его рассмотрели на Комитете по бюджету и налогам, отвечающем за прохождение законопроекта в Госдуме. По накалу страстей и перехлёстывающим эмоциям это было, пожалуй, одно из самых ярких заседаний комитета. Депутаты, пытаясь охарактеризовать то, что разработчик предложил им рассматривать в качестве полноценного законопроекта, не стеснялись в выражениях и не пытались сгладить острые углы. Председатель бюджетного комитета Андрей Макаров, известный своей дипломатичностью и умением подбирать формулировки даже в самых непростых ситуациях, в данном конкретном случае не посчитал необходимым миндальничать и раскритиковал минкавказовский законопроект в пух и прах. «Люди, которые его готовили, представили безграмотный законопроект», – резюмировал Макаров.

С нескрываемым раздражением и грустью в голосе он поведал о том, как много придётся потратить сил и времени на то, чтобы ко второму чтению законопроект о курортном сборе привести в более-менее нормальное состояние. Более того, он не исключил, что предложенный проект закона настолько сырой, что многие его недоработки невозможно будет устранить ко второму чтению и придётся исправлять закон уже в процессе проведения эксперимента.

Тем не менее на следующий день председатель бюджетного комитета Андрей Макаров с думской трибуны призвал законопроект поддержать и всячески пытался защитить его от неудобных вопросов и обоснованной критики со стороны оппонентов.

 

«Налево пойдёшь – курорт потеряешь, направо пойдёшь – Минкавказ не найдёшь?»

Со стороны это выглядело довольно странно. Если проект закона о курортном сборе безграмотный, сырой, непрофессионально подготовленный, то разумнее всего было бы его отклонить, доработать с учётом замечаний и предложений, а уж затем вносить на утверждение. Но этого по малопонятным причинам не произошло. Из выступлений некоторых депутатов, заявивших о своей поддержке скандального законопроекта, стало ясно, что его во чтобы то ни стало необходимо утвердить в весеннюю сессию.  По имеющейся информации, за оставшийся до летних каникул месяц работы думцам предстоит провести ещё шесть пленарных заседаний. К тому же, депутаты поддержали предложение Андрея Макарова провести специальные думские слушания по проблемам курортного сбора. На то, чтобы выполнить намеченную работу качественно, времени остаётся катастрофически мало. Вероятность того, что всё намеченное не удастся выполнить в срок, очень высока.

Следовательно, в течение ближайшего месяца мы станем свидетелями развязки прелюбопытнейшей интриги – либо законопроект слегка промурыжат, приукрасят и примут в таком же неудобоваримом виде, либо его не станут рассматривать во втором чтении, чтобы окончательно не опозориться, и отложат до лучших времён.

Наиболее вероятным объяснением развития событий по первому сценарию будет признание аховского положения дел в экономике страны и стремление хоть как-то исправить грустную ситуацию на федеральных курортах известным старинным способом – «сбросимся всем миром кто сколько сможет».

Что же касается второго варианта, то и здесь негативная составляющая несомненна. По сути дела, это была первая реальная попытка Минкавказа, говоря языком футбольных фанатов, дойти до финала и тем самым показать какую-то свою полезность. Предыдущая попытка министерства, связанная с его стремлением разработать законопроект о курортном регионе КМВ, закончилась неудачно. Уже четвёртый год, если использовать всё ту же футбольную терминологию, Минкавказ с проектом закона о Кавминводах не может даже выйти из группы. Фактически правительству неудобно минкавказовский проект вносить на рассмотрение в Госдуму.

Так вот, если теперь депутаты не пожелают брать на себя ответственность за чей-то непрофессионализм и откровенный брак в работе, логично будет предположить, что с Минкавказа спросят по всей строгости. И не факт ещё, что курирующий зампред сможет в очередной раз доказать полезность своего любимого детища. По крайней мере, исходя из анализа производственных показателей этого интересного министерства и выдаваемой им на-гора продукции, подобного поворота дел исключать не стоит.

Законопроект о курсборе не ругал только ленивый

Особый интерес представляют события, которые предшествовали обсуждению проблемы введения курортного сбора на планёрном заседании Госдумы.

За месяц до этого, в мае, члены Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовали правительству отозвать проект закона о проведении эксперимента по введению курортного сбора. Члены комиссии представили убедительные доказательства того, что реализация законопроекта в предложенной редакции приведёт к повышению фискальной нагрузки на граждан и может затормозить развитие внутреннего туризма в России.

21 июня своё заключение по законопроекту, разработанному Минкавказом, представила в Госдуму Счётная палата России. В указанном заключении особый акцент был сделан на том, что многие положения законопроекта о курсборе не вписываются в рамки действующего законодательства. В частности, собранные денежные средства предлагается зачислять в спецфонд субъекта федерации. В то же время создание такого фонда законом не предусмотрено.

Согласно законопроекту, лица, отнесённые к льготным категориям, обязаны доказывать своё право на льготу, что также является нарушением закона. Но более всего аудиторов смущало то, что взимание курсбора «может привести к удорожанию стоимости отдыха и санаторно-курортного лечения, снижению его конкурентоспособности и сокращению туристических потоков». На основании изложенного ведомство Татьяны Голиковой настоятельно рекомендовало народным избранникам не вносить на рассмотрение во втором чтении законопроект о курсборе, предварительно не устранив такие существенные недоработки.

Ещё более критичным было заключение Правового управления Госдумы. Юристы напомнили депутатам, что «поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации», и на этом основании попросили уточнить цель предлагаемого законопроекта. Им также не понятно было, как можно вводить плату за пользование курортной инфраструктурой, которую предлагается взимать в местах размещения. То есть неважно, пользуешься ты курортной инфраструктурой или нет, раз уж приехал к нам, то будь добр, отдай денежку. Не правда ли, чем-то напоминает известную фразу «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»?

Правовики подсказали депутатам, что, прежде чем принимать данный законопроект, в котором устанавливаются новые расходные обязательства для субъекта федерации (в части администрирования курсбора), неплохо было бы внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ. По крайней мере, так требует закон. Да и с понятием «курортная инфраструктура» необходимо разобраться, а то, неровен час, под это магическое определение на местах такие интересные объекты подведут, что сами потом удивятся. Необходимо также конкретизировать, кто и как будет осуществлять учёт льготников, чтобы их количество волшебным образом не совпало с общим турпотоком.

22 июня 2017 года председатель комитета по труду Ярослав Нилов подверг проект закона о курсборе резкой критике. Его резюме было кратким: «Комитет считает, что рассматриваемый законопроект нуждается в серьёзной доработке с учётом дополнительного анализа возможных негативных социальных и экономических последствий в случае его принятия».

«Не ставьте подножку оздоровлению населения!»

Во всей этой неприглядной истории с курсбором особый интерес представляет одно обстоятельство. Все обсуждения, все споры вокруг него сводятся к простой формулировке – необходимо развивать туризм на территории некоторых муниципальных образований.

При этом напрочь забывают (или не желают об этом вспоминать), что речь-то идёт о курортах федерального значения. Для депутатов, так рьяно выступающих за введение курсбора, возможно, будет откровением, что бальнеокурорты (такие, как курорты КМВ) являются не транзитными пунктами для турпотока, а составной частью отечественного здравоохранения. Миллионы наших сограждан приезжают на курорты не для того, чтобы поглазеть на местные достопримечательности, а чтобы поправить своё здоровье.

Этим и следует руководствоваться при принятии окончательного решения о целесообразности введения нового налога.

Вне всякого сомнения, в ближайший месяц мы получим ответ на вопрос: «Стоит ли наказывать не слишком богатого россиянина за его желание оздоровиться на отечественном бальнеокурорте?»

Комментарии ()